Решение по делу № 2-190/2015 ~ М-174/2015 от 13.04.2015

Дело № 2-190/2015

Кизеловского городского суда

Пермского края

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2015 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,

с участием представителя Администрации Кизеловского муниципального района Новиковой О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края заявление Администрации Кизеловского муниципального района к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по городу Кизелу и городу Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

    у с т а н о в и л :

    Администрация Кизеловского муниципального района обратилась в суд к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по городу Кизелу и городу Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, ссылаясь на невозможность исполнения судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ в предоставленный пятидневный срок.

       В судебном заседании представитель Администрации Кизеловского муниципального района на удовлетворении заявления настаивает, пояснила, что решением Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Кизеловского муниципального района возложена обязанность по включению семьи ФИО4 в составе четырех человек в Список граждан, проживающих в ветхом жилье непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставления социальной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кизелу и г. Александровску УФССП России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Данное постановление поступило в Администрацию района ДД.ММ.ГГГГ года, в постановлении установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения. Администрацией района в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация о невозможности исполнения требования исполнительного листа в установленные сроки. Между тем, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Борисова Ю.Б. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Считает, что установленный срок для добровольного исполнения требования исполнительного листа является нереальным и недостаточным для его исполнения по следующим основаниям. Порядок и процедура предоставления социальной выплаты предусмотрена положениями Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13.07.2005 года, согласно которым граждане включаются в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности на основании решения Наблюдательного Совета при Администрации Кизеловского муниципального района. Затем указанный список направляется для утверждения в Министерство энергетики Российской Федерации, после его утверждения, при поступлении денежных средств из федерального бюджета на цели переселения, с гражданином заключается договор о предоставлении социальной выплаты. Гражданину предоставляется три месяца для поиска квартиры и заключения договора купли-продажи, и только после этого осуществляется перечисление денежных средств на ее приобретение. Финансирование на осуществление программы переселения из ветхого жилья непригодного для проживания по критериям безопасности в бюджете на 2015 год не предусмотрено. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Администрация района обращалась в Минэнерго РФ с просьбой выделения дополнительных денежных средств на исполнение судебных решений. Из информации с Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что финансирование на цели переселения из ветхого жилья в 2016 и 2017 годах не предусмотрено. В 2015 году в Кизеловский угольный бассейн запланировано поступление <...> рублей, которые предусмотрены на переселение 13 семей, включенных в первоначальный Список ТЭО. Администрация Кизеловского муниципального района принимает все меры для того, чтобы исполнить требования исполнительного документа, с этой целью обратилась в Арбитражный суд <адрес> с исковым заявлением о взыскании с Министерства финансов РФ дополнительного финансирования для исполнения судебных решений, вынесенных в 2014 году. В январе 2015 года они вновь обратились в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству Финансов РФ о взыскании денежных средств, в том числе учтены и денежные средства, необходимые для исполнения настоящего исполнительного документа. ДД.ММ.ГГГГ семья Атановых включена решением Наблюдательного Совета в Список граждан, подлежащих переселению, указанный Список Министерством энергетики РФ пока не утвержден. При таких обстоятельствах считает, что Администрация района должна быть освобождена от уплаты исполнительского сбора.

Судебный пристав-исполнитель Борисова Ю.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеется расписка, просит рассмотреть дело без ее участия.

    Суд считает возможным рассмотреть заявление при данной явке, поскольку стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения представителя Администрации Кизеловского муниципального района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Кизеловского муниципального района возложена обязать включить семью ФИО4 в составе четырех человек в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении должника- Администрации Кизеловского муниципального района. Постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в Администрацию района ДД.ММ.ГГГГ года. В постановлении о возбуждении исполнительного производства, должнику предложено в срок 5 дней со дня получения постановления, добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно необходимо сообщить приставу-исполнителю. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольно исполнения без уважительных причин, с него (должника) будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя поступила информация Главы Кизеловского муниципального района Лошакова А.А. о невозможности исполнения исполнительного документа в предложенный 5- дневный срок. Постановлением судебного пристава-исполнителя Борисовой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ     с должника Администрации Кизеловского муниципального района взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 рублей за неисполнения без уважительных причин решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения.

    Из представленных в материалах дела документов следует, что протоколом заседания Наблюдательного Совета при Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ семья Атановых включена в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности ( л.д. 13-14). Письмами Главы Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Заместителя Министерства энергетики РФ направлена информация о необходимости выделения дополнительных средств для исполнения судебных решений, вынесенных в 2014-2015 году. Указанные запросы оставлены Министерством энергетики РФ без удовлетворения ( л.д. 15-18). Согласно отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на ДД.ММ.ГГГГ остаток бюджетных средств составляет <...> руб. Из представленных решений Арбитражного суда города Москвы по иску Администрации Кизеловского муниципального района к Министерству финансов РФ о взыскании дополнительных денежных средств на реализацию программы переселения из ветхого жилья непригодного для проживания по критериям безопасности видно, что Администрация Кизеловского муниципального района обратилась с требованиями к Министерству финансов РФ о взыскании дополнительного финансирования для исполнения судебных решений, вынесенных в период с 2011 по 2015 годы. Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Администрации района удовлетворены в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кизеловского муниципального района вновь обратилась с заявлением о взыскании денежных средств.

В соответствии с требованиями ст. 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу в порядке, установленном федеральным законом.

      Статьей 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определены Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст. 2 настоящего Федерального закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исполнительное производство, в силу ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ, осуществляется на принципах, в том числе законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

     Статьей 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов - исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

      В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава- исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 229-ФЗ, решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

В соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Пункт 11 данной статьи устанавливает, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Пунктом 12 ст. 30 закреплено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно требованиям ст. 48 Федерального закона «Об исполнительном производстве», лицами, участвующими в исполнительном производстве являются, в том числе, должник и взыскатель. В соответствии со ст. 49 данного Федерального закона, взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также Российская Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В силу ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе, в том числе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника в случаях и в порядке, которые установлены данным Федеральным законом.

В соответствии с требованиями ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

          В соответствии с пунктом 6 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

    Частью 7 статьи 112 указанного закона предусмотрено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

     Как следует из статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины ( умысла или неосторожности), кроме случаев. когда законом иди договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является отсутствие вины.

    Согласно ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника- индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Суд вправе с учетом вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

        Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ ( Постановление от 30 июля 2001 года № 13-П) исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное,

установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Анализ указанных положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» свидетельствует, что взыскание исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочием налагать предусмотренное взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

          Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об освобождении Администрации Кизеловского муниципального района от уплаты исполнительского сбора.

        В судебном заседании установлено, что Администрацией Кизеловского муниципального района были приняты все соответствующие меры к исполнению требований исполнительного документа.

    Средства, направленные на переселение граждан из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, являются федеральными бюджетными средствами, выделяемыми на каждый финансовый год. Как установлено судом, на 2015 финансовый год выделено <...> рублей на переселение 13 семей, включенных в первоначальный список ТЭО, дополнительных средств на цели переселения граждан по судебным решениям не выделено. На ДД.ММ.ГГГГ остаток федеральных бюджетных средств на лицевом счету должника составил <...> руб., что явно недостаточно для исполнения данного исполнительного документа. Существующий порядок предоставления социальной выплаты, предусмотренный Правилами от ДД.ММ.ГГГГ № 428, включает в себя : утверждение списка граждан, подлежащих переселению на наблюдательном совете при Администрации Кизеловского муниципального района, утверждение его Министерством энергетики РФ, выделение Министерством финансов РФ денежных средств на цели переселения, заключение с гражданином договора о предоставлении социальной выплаты, заключение гражданином в течение трехмесячного срока договора купли-продажи квартиры и предоставление его в Администрацию района, выделение социальной выплаты.

     Таким образом, установленный для добровольного исполнения пятидневный срок не реален и не достаточен для исполнения решения суда. Кроме того, исполнение исполнительного документа невозможно, так как на лицевой счет должника, средства, предусмотренные на цели переселения не поступали и не поступили.

     Администрацией Кизеловского муниципального района в подтверждение действий, совершенных должником с целью исполнения решения суда представлены письма в адрес Министерства энергетики РФ с запросом дополнительных финансовых средств, обращения и решения Арбитражного суда г. Москвы о взыскании с Министерства финансов РФ дополнительных финансовых средств для исполнения судебных решений, вынесенных судом в период с 2011-2015 год, то есть должником принимаются все возможные и необходимые меры для исполнения исполнительного документа.

      При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях Администрации Кизеловского муниципального района виновных действий по неисполнению исполнительного документа.

Изучив представленные доказательства невиновности должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для освобождения Администрации Кизеловского муниципального района от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

    Заявление Администрации Кизеловского муниципального района удовлетворить.

    Освободить Администрацию Кизеловского муниципального района от уплаты исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Кизелу и г. Александровску Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

СУДЬЯ:                                        (подпись)                             Н.Н. Рылова

ВЕРНО:

Судья:                                                                         Н.Н. Рылова

Секретарь:                                                               Н.Ю. Ибрагимова

2-190/2015 ~ М-174/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Кизеловского муниципального района
Ответчики
судебный пристав-исполнитель Борисова Ю.Б.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю
Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Отдел судебных приставов по г. Кизелу
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Рылова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
kizel--perm.sudrf.ru
13.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2015Передача материалов судье
15.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2015Подготовка дела (собеседование)
05.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2015Судебное заседание
08.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2015Дело оформлено
17.06.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее