Дело № 2-1585/2021
УИД 63RS0044-01-2021-001914-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 года г.Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
с участием истца Смаль В.Ю.,
представителя ответчика Кузьминой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1585/2021 по иску Смаль Виктора Юрьевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самара о перерасчете пенсии по старости и взыскании задолженности по ее выплатам,
установил:
Смаль В.Ю. обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с иском к ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г.о. Самара о перерасчете пенсии по старости и взыскании задолженности по ее выплатам, в обоснование требований указав, что с 04.12.1993 года он является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» № 4468-1 от 12.02.1993. С 01.07.2007 года ему установлена вторая пенсия – страховая часть трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера) на основании ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в дальнейшем на основании ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ). При назначении трудовой пенсии по старости ответчик не принял во внимание, что с 08.06.1999 года он является инвалидом третьей группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы на аварии на Чернобыльской АЭС. Пенсионное обеспечение лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается с учетом ч. 2 ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, согласно которому предоставлено право выбора пенсии по старости либо на основаниях, предусмотренных ФЗ «О страховых пенсиях», либо на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ при наличии пенсионного стажа не менее пяти лет. По состоянию на 01.01.2002 его стаж составлял 5 лет 4 месяца 22 дня. Кроме этого имеется трудовой стаж после 2007 года. Следовательно, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ размер его пенсии по старости составляет 250 % размера социальной пенсии, указанного в п.п.1 п.1 ст.18 Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Просит обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости по нормам п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», обязать ответчика выплатить задолженность по выплатам пенсии по старости, начиная с 01.01.2007 года по день вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец Смаль В.Ю. заявленные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Кузьмина А.В., действующая на основании доверенности от 27.02.2019, в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что военнослужащие, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, предусмотренном ФЗ № 400-ФЗ. Смаль В.Ю. является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», при назначении которой учтено, что он является инвалидом третьей группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы на аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем право на назначение и перерасчет пенсии по старости на основании ст. 17 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» у истца отсутствует. Назначенная страховая часть пенсии складывается из страховых взносов и стажа, который не был учтен при назначении пенсии за выслугу лет. 250 % социальной пенсии может быть назначено, если истец откажется от пенсии за выслугу лет.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд полагает в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.
С 01.01.2002 года основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения определялись Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
С 01.01.2015 страховые пенсии в Российской Федерации назначаются в соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 28.1 Закона № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет. По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 5 Закона № 400-ФЗ, п. 2 ст. 3 Закона № 166-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ № 166-ФЗ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф пенсия по старости назначается в размере 250 процентов размера социальной пенсии, указанной в п.п. 1 п. 1 ст. 18 Закона № 166-ФЗ.
В судебном заседании на основании материалов пенсионного дела (л.д. 41-57) установлено, что истец с 04.12.1993 является получателем пенсии за выслугу лет по Закону РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
С 01.01.2007 решением Управления ПФР по нормам п. 2 ст. 4 Федерального закона № 156-ФЗ истцу назначена страховая часть пенсии на условиях и порядке, предусмотренном ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, истец является получателем ежемесячной денежной выплаты.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктом 2 статьи 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.
Аналогичная позиция содержится и в Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2021 N 1-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подвязникова Алексея Львовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями указанного Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не являются идентичными.
Истец Смаль В.Ю. является военным пенсионером, и имея право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, получает пенсию за выслугу лет, которая исчислена с учетом полученной им инвалидности третьей группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы на аварии на Чернобыльской АЭС, а также получателем страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), размер которой исчислен на основании Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом страхового стажа, который не был учтен при назначении пенсии за выслугу лет и размера уплаченных страховых взносов.
Таким образом, истцом реализовано предоставленное ему законом право выбора на получение пенсии по одному из предоставленных законом оснований.
Следовательно, право на назначение и перерасчет пенсии по старости на основании ст. 17 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» у истца отсутствует, что является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии и взыскании задолженности по ее выплатам.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Смаль Виктора Юрьевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самара о перерасчете пенсии по старости и взыскании задолженности по ее выплатам – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 24 мая 2021 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Судья Секретарь