Дело № 2а-5293/31-2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хлапанова Д.В. к Администрации Петрозаводского городского округа, Главе Администрации Петрозаводского городского округа Мирошник И.Ю. о признании незаконным бездействия,
установил:
Истец обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № <адрес>. В настоящий момент в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска указанный земельный участок расположен в рекреационной зоне прибрежных территорий.Согласно кадастровой выписке данный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов промышленности. Истцу 25.10.2016 года ответчиком отказано в выдаче градостроительного плана для строительства здания камнеобрабатывающего цеха в связи с тем,что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска земельный участок с кадастровым номером № расположен в рекреационной зоне прибрежных территорий, согласно ст. 59 ПЗЗ г. Петрозаводска в указанной зоне строительство промышленных объектов (здания цеха камнеобработки) не предусмотрено.
25.04.2017 истец обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ г. Петрозаводска путем установления для земельного участка с КН № территориальной зоны промышленных предприятий III - V классов опасности (Пп III - V). По результатам рассмотрения заявления выдан Протокол заседания Комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа от 30.05.2017.
20.10.2017 г. истец обратился в Администрацию с повторным заявлением, ссылаясь на протокол заседания комиссии, просил о внесении изменений в ПЗЗ г. Петрозаводска путем установления для земельного участка с КН № территориальной зоны промышленных предприятий III - V классов опасности (ПП III- V). В порядке исполнения решения Петрозаводского городского суда от 19.03.2018 по делу №2а-2017/31 - 2018 по жалобе на бездействие по рассмотрению обращения от 20.10.2017 года ответчиком направлен ответ, согласно которому Главой Петрозаводского городского округа вынесено решение об отклонении предложения истца по тем основаниям, что Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, предложенное изменение не соответствует функциональному зонированию, определенному Генеральным планом города Петрозаводска. Истец с таким решением не согласен. Поскольку процедура внесения изменений в Генеральный план затянулась, а во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска истцу отказано безосновательно, истец просит признать незаконным бездействия Администрации Петрозаводского городского округа по внесению изменений в Генеральный план города Петрозаводска и признать незаконным решение об отклонения предложений истца по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска, а также просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа внести соответствующие изменения в Генеральный план города Петрозаводска и Правила землепользования и застройки города Петрозаводска.
В судебном заседании представитель истца Пронин А.В. по доверенности иск поддержали, пояснил, что ответчик незаконно отказал истцу во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска до внесения соответствующих изменений в Генплан города, аналогичные обращения разрешаются положительно.
Представитель административного ответчика Слабко К.Ю. по доверенности в судебном задании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительно пояснила, что истцу разъяснено, что внесение истребуемых изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска невозможно до внесения соответствующих изменений в Генплан города Петрозаводска, работа по внесению изменений в Генплан по заявлению истца идет в установленном порядке, подготовлены предложения по изменению территориальной рекреационной зоне прибрежных территорий на зону смешанной застройки (название условное), которая будет предполагать застройку территории многоэтажными и среднеэтажными жилыми домами, размещение в этой зоне промышленных предприятий не предполагается, указанные изменений одобрены в рамках программы «Город у воды», окончательно проект изменений в Генплан города будет разработан уполномоченной проектной организацией в рамках контракта с Администрацией Петрозаводского городского округа с учетом предложений соответствующей комиссии по результатами публичных слушаний.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, административное дело №2а-2017/2018, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № <адрес>, который относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов промышленности.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.
Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.
Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.
Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
По действующей редакции Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, земельный участок, принадлежащий истцу, расположен в рекреационной зоне прибрежных территорий.
Истец 25.04.2017 года обратился к ответчику заявлением о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ г. Петрозаводска путем установления для земельного участка с КН № территориальной зоны промышленных предприятий III - V классов опасности (Пп III - V). Заявления по внесению изменений в Генеральный план, поступившие от граждан и юридических лиц, для земельных участков, расположенных в прибрежной зоне <адрес>, в том числе для земельного участка с кадастровым номером №, были рассмотрены на заседании Комиссии по подготовке предложений о внесении изменении в Генплан г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, состоявшемся 30.05.2017 года. По результатам рассмотрения заявления составлен Протокол заседания Комиссии о внесении изменений в Генеральный план г. Петрозаводска, согласно которому одобрена концепция застройки прибрежных территорий в целях включения в техническое задание на разработку корректировки Генплана.
Далее истец обратился в адрес ответчика с заявлением от 20.10.2017 г. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводскас просьбой внести изменения в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска путем установления для земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоны промышленных предприятий III - V классов опасности (Пп III - V).
Письмом от 13.11.2017 г. ответчик сообщил истцу о том, что внесение испрошенных изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска невозможно в связи с тем, что такие изменения будут противоречить Генеральному плану.
Указанное решение было обжаловано в судебном порядке, по результатам разрешения жалобы административный ответчик понужден рассмотреть в установленном законом порядке заявление Пронина А.В. от 20.10.2017 года, поданного в интересах Хлапанова Д.В., о внесении изменений в Правила Землепользования и застройки города Петрозаводска.
Во исполнение указанного выше судебного акта 21.03.2018 года заявление истца от 20.10.2017 года рассмотрено на заседании Комиссии о подготовке проекта Правил землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа. По результатам рассмотрения предложения единогласно отклонены, поскольку противоречат Генеральному плану.
Письмом от 17.04.2018 № 5.3-09-236 Администрация ПГО проинформировала истца о рассмотрении Комиссией предложения о внесении изменения в Правила землепользования и застройки и отклонении последнего и направила соответствующее решение Главы Петрозаводского городского округа без даты, из которого следует, что предложение о внесении изменений в документы территориального планирования Петрозаводского городского округа в части изменения рекреационной зоны прибрежных территорий на зону промышленных предприятий III-V класса опасности для земельного участка с кадастровым номером № подлежит отклонению на основании нижеследующего. Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. В силу п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. При этом, предложенное административным истцом изменение не соответствует функциональному зонированию, определенному Генеральным планом города Петрозаводска.
Давая оценку законности действий административного ответчика, суд учитывает следующее.
В соответствии с ч. 17 ст. 24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанной статьей и статьями 9 и 25 ГрК РФ. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. В соответствии с ч. 3 ст. 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В целях рассмотрения поступающих предложений о внесении изменений в Генеральный план г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, подготовки заключений по поступившим предложениям и обеспечения подготовки проекта акта о внесении изменений в Генеральный план на территории Петрозаводского городского округа создана и действует Комиссия по подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план г. Петрозаводска (Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 30.01.2017 N 250 «О внесении изменений в Генеральный план г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа», которым также утверждено Положения о такой комиссии).
В соответствии с п. 15 указанного Положения заседания Комиссии проводятся по мере поступления предложений о внесении изменений в Генеральный план и необходимости подготовки документов и выполнения функций, указанных в разделе II указанного Положения. Дата заседаний Комиссии определяется председателем Комиссии.
В соответствии с п. 23 указанного Положения предложения заинтересованных лиц по изменению Генерального плана направляются в Комитет экономики и управления муниципальным имуществом Администрации Петрозаводского городского округа.
Закон не содержит указание на обязательные для органов местного самоуправления сроки внесения изменений в генеральный план города по предложениям, в том числе и одобренным, физических и юридических лиц.
Предложение административного истца о внесении изменений в Генеральный план Петрозаводского городского округа в части изменения рекреационной зоны прибрежных территорий на зону промышленных предприятий III-V класса опасности для земельного участка с кадастровым номером № рассмотрено в установленном порядке.
В соответствии с Протоколом заседания комиссии от 30.05.2017 выявлена необходимость внесения соответствующих изменений в Генеральный план города Петрозаводска путем внесения в Генплан изменений в части замены участков рекреационной зоны с фактическим полным отсутствием зеленых насаждений на вновь установленную функциональную зону смешанной застройки (название условно). Комиссией решено одобрить представленную концепцию застройки прибрежных территорий для включения в техническое задание на разработку корректировки Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.
Письмом АПГО от 13.11.2017 № 5.3-09-546, 5.3-09-550 истцу было разъяснено, что в соответствии с указанной концепцией застройки прибрежных территорий на территории в районе <адрес>, где расположены земельные участки с кадастровыми номерами №, предлагается размещение квартала многоэтажных жилых домов и объектов общественного назначения вдоль <адрес>.
Заявленные истцом требования о понуждении ответчика внести изменения в Генплан города не обоснованы. Полномочий по внесению соответствующих изменений административный ответчик не имеет, а возложенные на него законом обязанности по организации рассмотрения в установленном порядке предложений истца на заседании соответствующей комиссии и оформлению протокола по результатам работы комиссии ответчиком выполнены. То обстоятельство, что комиссия не согласилась с предложениями истца и пришла к выводу о внесения изменений в Генеральный план города Петрозаводска в части замены участков рекреационной зоны на вновь установленную функциональную зону смешанной застройки (название условно) с размещением квартала многоэтажных жилых домов и объектов общественного назначения вдоль ул. Зайцева, - не свидетельствует о незаконности действий Администрации Петрозаводского городского округа. Подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
В силу п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Касательно требований о внесении аналогичных изменений в Правила землепользования и застройки при отсутствии соответствующих изменений в Генеральный план города, суд приходит к выводу о том, что указанные требования заявлены необоснованно, поскольку такие изменения противоречат принципу первичности Генеральный план города по отношению к Правилам землепользования.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В силу статьи 8 ГрК РФ и статьи 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования. определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Основными видами разрешенного использования для зоны промышленных предприятий III-V классов опасности являются (склады и оптовые базы III-V классов опасности; предприятия общественного питания, связанные с непосредственным обслуживанием предприятий; административные здания предприятий; мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки, научно- производственные учреждения; санитарно-технические сооружения; пожарные депо; ветлечебницы, приюты для животных; паркинги; объекты инженерной и транспортной инфраструктуры).
Согласно Генеральному плану города Петрозаводска земельный участок с кадастровым номером № находится в рекреационной зоне прибрежных территорий. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (часть 11 статьи 35 ГрК РФ).
Согласно Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 года N 26/38-771, спорный земельный участок находятся в Рекреационной зоне прибрежных территорий (Рпт).
Установление для земельного участка с кадастровым номером № зоны промышленных предприятий III-V классов не будет соответствовать параметрам планируемого развития территорий, предусмотренным для рекреационной зоны прибрежных территорий.
Таким образом, в соответствии с процедурой, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ, внесение предлагаемых заявителем изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа невозможно, так как данные изменения будут противоречить действующему Генеральному плану.
В силу указаний статьи 31 ГрК РФ процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проведение публичных слушаний (части 5, 7), проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования, проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).
По пояснениям представителя ответчика и заслушанного судом специалиста начальника профильного отдела Н. разработку и утверждение проекта корректировки Генерального плана планируется завершить до конца 2019 года, а затем планируется корректировка Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории.
Порядок разрешения заявления истца о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа административным истцом разрешен. Его обращение рассмотрено в установленном порядке, истцу выдан письменный ответ. Оснований для понуждения ответчика к внесению изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа не имеется, поскольку процедурно это не отнесено к его полномочиям. Необходимые же действия по рассмотрению предложений истца ответчиком выполнены.
То обстоятельство, что аналогичные вопросы разрешаются административным ответчиком иным образом, правового значения для разрешения дела не имеет.
Таким образом, факт бездействия Администрации Петрозаводского городского округа по невнесению изменений в Генеральный план города Петрозаводска, и незаконность решения об отклонении предложений истца по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа, в суде не установлены, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного, Руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 13.08.2018 года