№ 2-826/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2016 года г.Зея, Амурская область
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Зеи Амурской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, отделу судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области и заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Носковой О. В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Решением Зейского районного суда Амурской области от 04 сентября 2015 года, вступившим в законную силу 20 ноября 2015 года, на администрацию города Зеи Амурской области возложена обязанность по предоставлению ФИО6 жилого помещения в городе Зея Амурской области, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее 28 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
<Дата обезличена> на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного в отношении должника администрации города Зеи Амурской области, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП и установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 суток с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
21 апреля 2016 года заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи Амурской области исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.
Администрация города Зеи Амурской области обратилась в суд с иском к УФССП России по Амурской области, ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области и заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носковой О.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП.
В обоснование иска указано, что требования исполнительного документа в течение 5 суток не выполнены по причинам, не зависящим от воли и действия должника. В соответствии с Законом Амурской области № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями за счет средств областного бюджета. В 2013-2015 годах на выделенные г. Зее из областного бюджета денежные средства приобретено 14 квартир для лиц указанной категории. Однако выделяемых денежных средств недостаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем в министерство социальной защиты населения Амурской области администрацией г. Зеи направляются письма с просьбой рассмотрения возможности выделения денежных средств на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории. В собственности муниципального образования города Зеи отсутствует муниципальный жилищный фонд, формируемый за счет средств местного бюджета.
В судебное заседание представитель истца не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель ответчика ОСП по Зейскому району и ответчик заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району Носкова О.В. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика УФССП России по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства и материалы исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор - в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации - в размере 50000 рублей.
В судебном заседании установлено, что решением Зейского районного суда от 04 сентября 2015 года, вступившим в законную силу 20 ноября 2015 года, на администрацию города Зеи Амурской области возложена обязанность по предоставлению ФИО5 жилое помещение в городе Зея Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее 28 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
<Дата обезличена> на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен>, выданного в отношении должника администрации города Зеи Амурской области, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП и установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - 5 суток с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Данное постановление получено администрацией г. Зеи 22 апреля 2016 года. В настоящее время решение суда не исполнено.
21 апреля 2016 года заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи Амурской области исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.
В соответствии со ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета.
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством Амурской области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Объем субвенции на реализацию указанных полномочий определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с Порядком расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113, главный распорядитель средств областного бюджета на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление муниципальным районам и городским округам на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего муниципального образования.
Как следует из материалов дела, администрация г.Зеи неоднократно в течение 2013-2015 годов (последнее обращение датировано 30 сентября 2015 года) обращалась в Министерство образования и науки Амурской области и в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств из областного бюджета с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе ФИО3
Как следует из сообщения Министерства социальной защиты населения Амурской области от 27 января 2016 года, в настоящее время вносятся изменения в нормативно-правовую базу в части вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после чего между министерством и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов будут заключены соглашения о предоставлении субвенций из федерального и областного бюджетов бюджету муниципального образования на приобретение жилых помещений указанной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, содержащие целевой показатель использования субвенции и объем финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов, после заключения соглашения у муниципального образования возникает право начать процедуру закупки жилых помещений для детей-сирот.
Изложенное свидетельствует об отсутствии бездействия истца по исполнению решения суда.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
По смыслу закона исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу ч. 6 и 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В судебном заседании установлено, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несвоевременное исполнение требования судебного пристава-исполнителя обусловлено уважительными причинами - особенностями бюджетного финансирования указанных расходных обязательств органа местного самоуправления, о чем администрация г. Зеи информировала судебного пристава-исполнителя, а также о принимаемых для исполнения решения мерах.
Поскольку у должника отсутствовала реальная возможность исполнить в установленный срок требования судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении решения Зейского районного суда, суд полагает возможным удовлетворить требования истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Зеи Амурской области удовлетворить.
Освободить администрацию города Зеи Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области от 21 апреля 2016 года в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.
Судья О.Б. Ворсина