УИД 11RS0008-01-2019-002586-32 Дело № 2-207/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Груздевой Н.Г., с участием истца Герлих И.И., представителя истца Манчинской З.Б., представителя ответчиков Стрыковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске Республики Коми 18 июня 2020 года гражданское дело по иску Герлих ИИ к администрации муниципального района «Сосногорск», Управлению жилищно-коммунального хозяйства АМО МР «Сосногорск» о возложении обязанности организовать и провести ремонт многоквартирного дома,
установил:
Герлих И.И. обратилась в суд с иском к администрации МР «Сосногорск», УЖКХ АМР «Сосногорск» о возложении на ответчиков обязанности организовать и провести ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Впоследствии истец уточнила исковые требования, просила возложить на ответчиков обязанность организовать и провести текущий ремонт многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: произвести работы по теплоизоляции стены, примыкающей к квартире № текущий ремонт кровли, фундамента и полов в квартире № МКД по адресу: <адрес>
В обоснование иска указано, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено истцу и членам ее семьи. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией произведено обследование спорного жилого помещения, в ходе которого установлен физический износ дома <данные изъяты>% по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Рекомендовано произвести работы по теплоизоляции стены, примыкающей к квартире № капитальный ремонт кровли, фундамента и полов. В соответствии с заключением № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, межведомственной комиссией выявлены основания для проведения капитального ремонта спорного жилого помещения с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
В судебном заседании истец Герлих И.И. и ее представитель Манчинская З.Б. на иске настаивали, уточнив требования в части сроков исполнения до 01.10.2020.
Представитель ответчиков администрации МР «Сосногорск» и Управления ЖКХ АМР «Сосногорск» Стрыкова А.В., действующая на основании доверенностей, уточненные исковые требования признала, указав на разъяснение положений ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ.
3 лица Герлих Ал.Я., Герлих Ан.Я., Герлих К.А., будучи извещены, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержали заявленные исковые требования.
Представители 3 лиц Комитета по управлению имуществом АМР «Сосногорск», Службы РК строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице ГЖИ по г.Сосногорску, будучи надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились. Ранее в судебном заседании представитель ГЖИ по г.Сосногорску Рябова Я.Р. полагала заявленные исковые требования о проведении ремонта обоснованными, указав, что в случае его выполнения квартира № спорного дома будет пригодна для проживания.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав истца и ее представителя, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности МР «Сосногорск».
Жилое помещение предоставлено истцу и членам ее семьи по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, передано по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с условиями договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, в обязанности наймодателя входят передача нанимателю жилого помещения, пригодного для проживания; участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится предоставленное жилое помещение.
Согласно пп. «з» п.3 указанного договора найма, наниматель обязан производить текущий ремонт жилого помещения за свой счет. К текущему ремонту, выполняемому нанимателем, относится: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, тепло и газоснабжения).
Как следует из копии технического паспорта, многоквартирный жилой дом <адрес> (далее – МКД №), является домом блокированной застройки, ДД.ММ.ГГГГ постройки. Дом сборно-щитовой, фундамент изготовлен из деревянных столбов, стены деревянные, крыша тесовая, полы досчатые, отопление печное.
ДД.ММ.ГГГГ Герлих И.И. обратилась в УЖКХ администрации МР «Сосногорск» с заявлением о проведении капитального ремонта кровли спорного жилого дома, в связи с тем, что кровля протекает, имеются обрушения потолка.
Как следует из ответа заместителя руководителя администрации – начальника УЖКХ администрации МР «Сосногорск» Е.А. Мека от ДД.ММ.ГГГГ №, специалистом УЖКХ АМР ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование кровли дома <адрес> над жилым помещением №. По результатам обследования, на заседании рабочей группы было принято решение о внесении объекта в реестр ремонта объектов муниципального жилого фонда ГП «Сосногорск», о чем представлен протокол № заседания Рабочей группы УЖКХ АМР.
ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ по г.Сосногорску проведен осмотр жилого помещения № МКД № по <адрес> по результатам которого составлено заключение, согласно которому при визуальном осмотре установлено, что кровля скатная, покрытие из рулонных материалов (рубероид) имеет повреждения; оголовки дымовентиляционных каналов имеют разрушение кирпичной кладки; завалинка бетонная имеет трещины; входные и межкомнатные двери деревянные, имеют перекос коробок; полы досчатые – проседание с уклоном и осадка по периметру здания, перекос; перекрытия деревянные – имеют следы течей и трещины штукатурного слоя; перегородки деревянные оклеены обоями, оштукатурены, местами вздутие и отслоение обоев, трещины, имеют неровную поверхность; оконные заполнения двойные, створные, деревянные – рассохлись, имеют ослабление сопряжений в узлах; отопление печное – имеются трещины штукатурного слоя печи. Состояние конструкций здания указывает на ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций. Выявлена необходимость проведения оценки соответствии состояния жилого помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 о признании жилого помещения непригодным для проживания требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проведено обследование спорного дома, в ходе которого установлено, что фундамент имеет осадку, завалинка бетонная – трещины, выкрашивание раствора, кровля – трещины, просветы, осадку, перекрытие – диагональные трещины на потолке, следы от протечек, перегородка – трещины в местах сопряжения со смежными конструкциями, полы – проседание, уклон, осадку, проемы оконные – створки не открываются, частично отсутствует остекление; проемы дверные – осадку (неплотный притвор по периметру коробки); полы – прогибы, просадки; печь – трещины штукатурного слоя. Рекомендовано произвести работы по теплоизоляции стены, примыкающей <адрес>, капитальный ремонт кровли, фундамента и полов. Составлен акт обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заключения ГЖИ по г.Сосногорску от ДД.ММ.ГГГГ, копии технического паспорта здания, на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ принято заключение о выявлении оснований для признания спорного помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Начальником ГЖИ по г.Сосногорску ДД.ММ.ГГГГ к акту и заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома по адресу: <адрес>) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции вынесено особое мнение, согласно которому на момент обследования объекта ДД.ММ.ГГГГ процент износа дома составляет <данные изъяты>%, что свидетельствует об утрате конструкциями, элементами и зданием в целом первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочность, устойчивость, надежность и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы УЖКХ АМР принято решение о проведении в спорном жилом помещении работ по теплоизоляции стены, примыкающей к квартире № капитальному ремонту кровли, фундамента и полов, о чем представлен протокол №.
Как следует из ответа и.о. начальника УЖХК администрации МР «Сосногорск» ГВВ от ДД.ММ.ГГГГ №, спорный дом является домом блокированной застройки и как следствие не входит в программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Республики Коми.
Согласно ответа генерального директора НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЮЛ, спорный дом не входит в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на ДД.ММ.ГГГГ
Из представленных в дело фотоматериалов следует, что кровля спорного дома имеет множественные повреждения.
В соответствии со ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу положений ч.2 ст.65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Из пункта 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Согласно положениям статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В соответствии со статьёй 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Таким образом, именно собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан обеспечивать надлежащее содержание общедомового имущества и нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества. При этом отсутствие договора управления (договора обслуживания), заключенного между собственником и управляющей организацией (обслуживающей организаций), не освобождает собственника нести предусмотренные законом расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 10, 11, 30, 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
В силу части 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 6 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято.
Способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран, что следует из ответа и.о. начальника УЖХК администрации МР «Сосногорск» ГВВ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 3 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Частью 4 статьи 51 приведенного Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в целях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования, администрацией МР «Сосногорск» могут создаваться указанные предприятия (учреждения) при отсутствии управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск, утвержденному решением Совета МР «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ, УЖКХ АМР «Сосногорск» является отраслевым (функциональным) органом администрации МР «Сосногорск», входящим в структуру администрации МР «Сосногорск». Согласно п.2.6 Положения, в число основных задач УЖКХ входит содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Таким образом, администрация МР «Сосногорск», выступающая в качестве собственника спорного жилого помещения, и УЖКХ администрации МР «Сосногорск» как лицо, непосредственно осуществляющее полномочия собственника, несут обязанности по содержанию муниципального жилищного фонда в отношении квартиры № в многоквартирном доме <адрес>
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая обоснованность заявленных требований, признание данного иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия признания иска ответчикам разъяснены и понятны. В связи с этим суд принимает признание иска ответчиками.
Таким образом, заявленные Герлих И.И. требования о возложении на администрацию муниципального района «Сосногорск», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» обязанности организовать и провести ремонт многоквартирного дома подлежат удовлетворению, при этом суд находит разумным и обоснованным заявленный срок устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Герлих ИИ удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Сосногорск», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» организовать и провести текущий ремонт в квартире <адрес> а именно: произвести работы по теплоизоляции стен, примыкающих к квартире № указанного дома, текущий ремонт кровли, фундамента и полов в квартире № в срок до ДД.ММ.ГГГГ
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 июня 2020 года.
Председательствующий О.Н. Судовская
Верно О.Н. Судовская