Дело № 2а-1-2/2024
УИД 73RS0011-01-2023-000619-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Майна 09 января 2024 года
Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Копылова И.Н., при секретаре Воржецовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ровенской Надежде Валерьевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области, Специализированному отделению судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительского сбора и прекращении исполнительного производства,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее – Министерство) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ровенской Н.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Определением суда от 22 ноября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области (УФССП России по Ульяновской области), в качестве заинтересованного лица судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Абакумова Е.А.
Определением суда от 11 декабря 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Специализированное отделение судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России), Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России).
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Майнским районным судом вынесено решение от 25 апреля 2019 года по административному делу *** по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству о возложении обязанности в 24-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда о возложении обязанности по проведению лесоустройства в границах участковых лесничеств - ООО «Весна», ООО «Тагайская птицефабрика», ООО «Надежда», ООО «Уржумское», ООО «Гущинский мукомол», ООО «Майнское», СПК «Опытная станция», СПК «Карлинское», СПК «Русь», ООО «Авангард», СПК «Путиловский, КФХ «Дубенки», СПК им. Куйбышева, СПК им. Гимова, ООО «Рассвет», СПК им. Полбина, ООО «Возрождение», СПК «Анненковский», ОПХ «Новоникулинское», СПК «Восход» Майнского лесничества общей площадью 4454 га, расположенных в Майнском и Цильнинском районах Ульяновской области, утвердить акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.
На основании исполнительного листа ФС *** от 31.05.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств было возбуждено исполнительное производство ***-ИП от 05.08.2021, в рамках которого было вынесено постановление *** от 18.08.2021 о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
У Министерства имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный судебным приставом исполнителем срок. Министерство принимало все меры по надлежащему исполнения решения суда.
Министерство является казенным учреждением, не может за счет внутренних финансовых резервов исполнить указанное решение суда, в связи, с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо было получить дополнительное целевое финансирование. Министерству для исполнения решения суда в полном объеме, с учетом длительности процедур защиты бюджетных проектировок, заключения и исполнения соответствующих госконтрактов потребовалось время.
В период с 2019 по 2020 годы Министерство осуществило действия для получения дополнительного финансирования на выполнение необходимых работ и заключило государственный контракт от 14 октября 2019 №43ГК на выполнение работ по проведению лесоустройства (подготовительные, полевые и камеральные работы) на территории Сенгилеевского лесничества и земель лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций отдельных лесничеств Ульяновской области, с ФГБУ «Рослесинфорг», в том числе расположенных в границах участковых лесничеств Майнского лесничества. В рамках данного госконтракта выполнены поэтапно подготовительные, полевые и камеральные работы, что подтверждается Актами об оказании услуг от 12.12.2019 №1, от 15.09.2020 №2, от 13.11.2020 №3.
Определением Майнского районного суда от 03.12.2021 по делу №13а-1-118/2021 Министерству была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2022.
В настоящее время, Министерство утвердило акт 17.10.2023 №38 об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отношении Майнского лесничества. 27 октября 2023 года исполнительное производство ***-ИП окончено.
Представитель административного ответчика просит освободить Министерство от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора *** от 18.08.2021 по исполнительному производству ***-ИП.
Представители административного истца, административных ответчиков УФССП России по Ульяновской области, СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России, заинтересованное лицо Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумова Е.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ и части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно статьям 2 и 4 Федерального закона №229-ФЗ задачами исполнительного производства являются, в том числе, правильное и своевременное исполнение судебных актов. Законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения являются одними из основных принципов исполнительного производства.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который определяется судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.ч. 1 и 2 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч.2.1 ст.14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если иное не установлено данным федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона №229-ФЗ).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.78 постановления от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» обратил внимание судов, что по смыслу ч.1 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
С учетом положений ч.7 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ и п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2015 № 654-О, п.75 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 №50).
Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного иска, является наличие в поведении должника признака противоправности.
Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса, принял ли должник все зависящие от него меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне его контроля и препятствующие исполнению решения суда в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
Как следует из материалов дела судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 05 августа 2021 года возбуждено исполнительное производство ***-ИП на основании исполнительного листа *** от 31 мая 2019 года, выданного Майнским районным судом Ульяновской области по решению от 25.04.2019 по делу ***а-1-180/2019, вступившему в законную силу 31.05.2019, в соответствии с которым на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области) возложена обязанность в 24-месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда провести лесоустройство в границах участковых лесничеств: ООО «Весна», ООО «Тагайская птицефабрика», ООО «Надежда», ООО «Уржумское», ООО «Гущинский мукомол», ООО «Майнское», СПК «Опытная станция», СПК «Карлинское», СПК «Русь», ООО «Авангард», СПК «Путиловский, КФХ «Дубенки», СПК им. Куйбышева, СПК им. Гимова, ООО «Рассвет», СПК им. Полбина, ООО «Возрождение», СПК «Анненковский», ОПХ «Новоникулинское», СПК «Восход» Майнского лесничества общей площадью 4454 га, расположенных в Майнском и Цильнинском районах Ульяновской области; утвердить акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок 5 дней на исполнение требований исполнительного документа, который исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д. 48).
Согласно данным АИС ФССП России постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником путем прочтения 26.08.2023 года (л.д. 51).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В. *** от 18.08.2021 с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.
27 октября 2023 года исполнительное производство окончено на основании п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ в связи с исполнением должником требований исполнительного документа в полном объеме.
Принимая во внимание то обстоятельство, что у судебного пристава-исполнителя по состоянию на 18.08.2023 отсутствовали установленные статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основания для вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора, решение суда, влекущее для Министерства обязанность по исполнению такого постановления не может быть признано законным и обоснованным.
В силу изложенного, требования Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В. *** от 18.08.2021 по исполнительному производству ***-ИП от 05.08.2021 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 18 августа 2023 года по исполнительному производству ***-**, возбужденному Межрайонным отделением судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.Н. Копылов
Мотивированное решение изготовлено 09 января 2024 года.