гр. дело № 2-910/14
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» мая 2014 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Погосян К.А.,
при секретаре судебного заседания Емяшевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капылова А.А. к ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке бесплатной приватизации на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Капылов А.А. обратился в суд с иском к ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в котором просит признать за ним в порядке бесплатной приватизации право собственности на однокомнатную ******************* <данные изъяты> по адресу: *******************, *******************
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ламанова А.К. исковые требования Капылова А.А. поддержала, пояснила, что спорная квартира была предоставлена истцу на состав семьи 1 человек по договору социального найма ******************** от ******************* Квартира находится в оперативном управлении у ответчика ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, поэтому, Капылов А.А. обратился в ФГКУ и Министерство Обороны РФ о передаче ему жилого помещения в собственность в порядке бесплатной приватизации в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ», на что получил ответ, из которого следует, что передача жилых помещений в собственность гражданам осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Управление не является собственником жилых помещений, поэтому, не предоставляет возможности рассмотреть вопрос о передаче в собственность жилого помещения, занимаемого истцом согласно договора социального найма. Поданному вопросу было рекомендовано обратиться в суд. В связи с тем, что в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность, признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
В случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений, истцы вправе обратиться в суд. Поэтому, Капылов А.А. обратился в суд. Просит удовлетворить заявленными им исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» в судебное заседание не явился, направив письменное возражение по существу заявленных требований, в которых просили рассмотреть дело в отсутствие ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений». Относительно заявленных требований указали, что согласно ст. 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России собственником, а так же на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
В свою очередь ст. 296 ГК РФ закрепляет, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с Уставом ФГКУ «Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России решает и выполняет задачи по организации учета, контроля за исполнением недвижимого имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом по заданиям Министерства Обороны РФ. При этом ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ. Полномочий по совершению действий по передаче в частную собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений уставом ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не предоставлено, отдельных заданий собственника в отношении данных полномочий так же не поступало.
Таким образом, ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не нарушало прав истца и не чинило препятствий к осуществлению ее законных прав, не является полномочным органом, который вправе принимать решения о приватизации, а так же не является балансосодержателем квартиры.
Представитель ответчика ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее их извещение о времени и месте судебного заседания.
Суд с учетом мнения представителя истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ******************* (в редакции Закона РФ от ******************* ********************; Федеральных законов от ******************* ********************, от ******************* ******************** от ******************* ******************** от ******************* ******************** от ******************* ********************, от ******************* ********************, от ******************* ********************, от ******************* ******************** от ******************* ******************** с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от ******************* ********************, Определением Конституционного Суда РФ от ******************* ******************** Постановлением Конституционного Суда РФ от ******************* ********************) устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения ******************** от ******************* о предоставлении жилых помещений по договору социального найма ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, договора социального найма жилого помещения ******************** от ******************* Капылову А.А. как военнослужащему, проходящему службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, была предоставлена однокомнатная квартира <данные изъяты> по адресу: *******************, ******************* *******************, для проживания. Члены семьи отсутствуют.
Таким образом, в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Капылов А.А. имеет право приобрести в собственность на условиях приватизации занимаемое им по договору социального найма жилое помещение.
Квартира ******************** расположенная по адресу: *******************, ******************* принадлежит согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ******************** от ******************* г., ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и Законом РФ «О статусе военнослужащих» истец вправе получить занимаемое им по договору социального найма жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
Как следует из искового заявления Капылова А.А. и пояснений в судебном заседании его представителя Ламановой А.К., истец не может зарегистрировать свое право собственности на квартиру по независящим от него причинам.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Таким образом, право Капылова А.А. на разрешение вопроса приватизации спорной квартиры подлежит избранным им согласно ст. 12 ГК РФ способом в судебном порядке.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как установлено в судебном заседании, спорная квартира не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не находится в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением, что подтверждается письменным доказательством - копией договора социального найма, копией акта приема-передачи жилого помещения.
Поэтому, суд считает, что спорное жилое помещение может являться объектом приватизации.
В судебном заседании доказательств того, что у истца отсутствует право на получение жилья в собственность в порядке приватизации, что спорная квартира входит в перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена, суду не представлено.
Из справки КЧР ГУП «Техинвентаризация» ******************** от ******************* видно, что Капылов А.А. в ******************* домовладения, квартиры не имеет. Согласно справки МО РФ Военного Комиссариата КЧР отдела <данные изъяты> ******************** от ******************* г., Капылов А.А. проходил службу по контракту в период с ******************* по *******************
Оценив в совокупности представленные доказательства и, учитывая, что каких-либо препятствий для приватизации спорной квартиры нет, суд считает исковое требование Капылова А.А. о признании за ним права собственности на квартиру в порядке приватизации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 233 ГПК РФ ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Капылова А.А. к ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности в порядке бесплатной приватизации на квартиру, удовлетворить.
Признать за Капыловым А.А. право собственности в порядке бесплатной приватизации на однокомнатную ******************* <данные изъяты> по адресу: *******************, *******************
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 июня 2014 года.
Председательствующий, судья: Погосян К.А.