Судья Кобзарева О.А. Дело № 33-9662/2021
Уникальный идентификатор дела
50RS0001-01-2020-005751-37
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рыбкина М.И.,
судей Петруниной М.В., Немовой Т.А.,
при помощнике судьи Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2021 г. апелляционную жалобу КАВ на решение Балашихинского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 г. по делу по иску КАВ к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Балашихинское» об обязании осуществить перерасчет выслуги лет, обязании произвести перерасчет пенсии,
заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
КАВ обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Балашихинское» об обязании осуществить перерасчет выслуги лет, обязании произвести перерасчет пенсии, указав, что с 28.12.1999 по 12.05.2020 годы проходил службу в органах внутренних дел. При назначении пенсии за выслугу лет ответчиком были допущены нарушения, поскольку не учтены периоды службы в льготном исчислении выслуги лет. Ответчиком не применено льготное исчисление за периоды службы истца с 01.01.2001 по 21.05.2009 в подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых из расчета один месяц службы за полтора месяца и период участия истца в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики с 13.04.2004 по 09.10.2004 из расчета один день службы за три дня. В связи с изложенным истец просил суда обязать МУ МВД России «Балашихинское» осуществить перерасчет выслуги лет за период с 01.01.2001 по 21.05.2009 из расчета один месяц службы за полтора месяца; за период с 13.04.2004 по 09.10.2004 из расчета один день службы за три дня; обязать ГУ МВД России по Московской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом вышеуказанных льготных исчислений со дня назначения пенсии, то есть с 12.05.2020.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивал.
Представитель ответчиков возражал против удовлетворения иска.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 г. в удовлетворении иска КАВ отказано.
В апелляционной жалобе КАВ просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции в полной мере не соблюдены.
Судом установлено, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 28.12.1999.
Уволен 12.05.2020 по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Согласно выписке из приказа МУ МВД России «Балашихинское» от 12.05.2020 г. № 178 л/с с учетом приказа от 04.08.2020 №341 л/с, выслуга лет истца составила в календарном исчислении - 22 года 04 месяцев 13 дней, в льготном - 22 года 10 месяцев 28 дня.
В период с 28.12.1999 по 21.05.2009 истец проходил службу в органах внутренних дел в качестве стажера по должности милиционера-конвоира, в должностях милиционера-конвоира отдельного батальона службы милиции при УВД Оренбургской области, командира отделения отдельного батальона конвойной службы милиции при УВД г. Оренбурга, командира отделения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД г. Оренбурга, начальника конвоя отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД по муниципальному образованию г. Оренбург.
Согласно ответу МУ МВД России «Оренбургское» от 13.04.2021 г. № 20/10269 на судебный запрос отдельный батальон конвойной службы милиции при УВД г. Оренбурга переименован в отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД по МО г. Оренбург приказом УВД Оренбургской области от 10 августа 2004 года № 457 в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом УВД по Оренбургской области от 31 июля 2009 года № 393 «Об организационно-штатных мероприятиях» ОБОКПО при УВД по МО г. Оренбург переименован в ОБОКПО УВД по г. Оренбургу.
При увольнении со службы из органов внутренних дел периоды с 01.01.2001 г. по 10.04.2004 г., с 09.10.2004 г. по 31.08.2008 г., с 26.01.2009 г. по 21.05.2009 г. в льготном исчислении засчитаны не были.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска КАВ в части включения периода службы с 01.01.2001 по 21.05.2009 из расчета один месяц службы за полтора месяца, суд исходил из того, что в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей, по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденном Приказом МВД РФ от 20.12.2016 № 868, не содержатся должности милиционера-конвоира отдельного батальона службы милиции, командира отделения отдельного батальона конвойной службы милиции, командира отделения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, начальника конвоя отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. При этом факт выполнения истцом обязанностей, связанных с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в спорные периоды сам по себе не является основанием для льготного исчисления стажа.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом N 4468-1.
В ст. 1 Закона N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления от 22.09.1993 г. N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01.01.2001 по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу изложенных норм, необходимыми условиями для исчисления выслуги лет сотрудника в льготном исчислении являются: служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел или подразделениях охраны и конвоирования задержанных и арестованных в должностях, поименованных в утвержденном МВД России перечне должностей, наличие в должностных обязанностях сотрудника функций по охране и конвоированию.
Приказом МВД России от 20.12.2016 N 868 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее Перечень). Разделом 2 "Должности, введенные до 23.08.2014" данного Перечня предусмотрены должности милиционера, командира отделения взвода, начальник конвоя в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (п.п. 120-122).
Ранее, до издания приказа МВД России от 20.12.2016 N 868, действовал аналогичный Перечень, утвержденный приказом МВД России от 09.10.2004 N 640, в который также были включены вышеперечисленные должности.
В абзаце 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления N 941 в редакции, действовавшей до 12.11.2003 (до момента внесения в нее изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 N 684), отсутствовало указание на необходимость соответствия должности перечню, установленному МВД России. Согласно действовавшей до 12.11.2003 редакции, в льготном порядке включалась в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, несмотря на внесение изменений в указанную норму Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2003, соответствующий Перечень был утвержден лишь приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09.10.2004 N 640, почти через год. Таким образом, в спорный период службы истца отсутствовал утвержденный в установленном порядке Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
С учетом изложенного, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 N 2-П о том, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, судебная коллегия полагает, что в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период службы истца, достаточным основанием для его включения в выслугу лет в льготном исчислении является установление факта непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Таким образом, дословное несовпадение наименования занимаемой истцом в период с 01.01.2001 г. по 22.04.2003 г. должности «милиционер-конвоир» должности «милиционер», содержащейся в указанных выше Перечнях, не исключает право истца на льготное исчисление стажа в данный период, поскольку факт выполнения истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений непосредственно вытекает из наименования должности и структурного подразделения, в котором нес службу истец. Иные занимаемые истцом в период по 21.05.2009 г. должности командира отделения отдельного батальона конвойной службы милиции, командира отделения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, начальника конвоя отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, прямо поименованы в Перечнях.
В связи с этим служба истца в периоды с 01.01.2001 г. по 10.04.2004 г., с 09.10.2004 г. по 31.08.2008 г., с 26.01.2009 г. по 21.05.2009 г. в органах внутренних дел в должностях милиционера-конвоира отдельного батальона службы милиции при УВД Оренбургской области, командира отделения отдельного батальона конвойной службы милиции при УВД г. Оренбурга, командира отделения отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД г. Оренбурга, начальника конвоя отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД по муниципальному образованию г. Оренбург подлежат включению в стаж истца в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с вынесением в отмененной части нового решения об удовлетворении иска.
Как следует из расчета выслуги лет КАВ, иные периоды службы истца в подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых включены в стаж истца в льготном исчислении, в связи с чем оснований для повторного включения данных периодов в льготном исчислении не имеется.
Истец также просил суд обязать ответчика осуществить перерасчет выслуги лет за период службы с 13.04.2004 г. по 09.10.2004 г. из расчета один день службы за три дня, указывая, что в данный период принимал участие в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики.
Отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд исходил из того, что период службы истца в Северо-Кавказском регионе учтен в льготном исчислении.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда в указанной части исходя из следующего.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 названного закона).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280) предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из содержания подпункта "а" пункта 1 и подпункта "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" следует, что военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в воинских частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров воинских частей, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 этого закона).
Подпунктом "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня, время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, периоды выполнения сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также время непосредственного участия в контртеррористической операции определяются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, то есть само по себе нахождение сотрудника органов внутренних дел в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, не означает фактического участия сотрудника органов внутренних в выполнении соответствующих задач, участия в контртеррористической операции.
Таким образом, с учетом действующего правового регулирования при разрешении спора о включении в выслугу лет сотрудника органов внутренних дел периодов прохождения им службы в особых условиях (в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в условиях проведения контртеррористической операции) юридически значимым обстоятельством является установление времени фактического выполнения им задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, и времени непосредственного участия в контртеррористической операции, непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
Из расчета выслуги лет КАВ следует, что периоды непосредственного участия истца в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики включены в стаж истца в льготном исчислении на основании соответствующих приказов, а само по себе нахождение КАВ на территории Чеченской Республики в период с 13.04.2004 г. по 09.10.2004 г. не означает его фактического участия истца в контртеррористических операциях в течение всего указанного периода, в связи с чем оснований для льготного исчисления выслуги лет истца за иные периоды не имеется.
В этой связи решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска КАВ в части в включения в стаж периода с 13.04.2004 г. по 09.10.2004 г. как один день службы за три дня является правильным.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части основаны на ином толковании норм материального права, в связи с чем отвергаются судебной коллегией по изложенным выше мотивам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении иска КАВ об обязании осуществить перерасчет выслуги лет за период с 01.01.2001 г. по 10.04.2004 г., с 09.10.2004 г. по 31.08.2008 г., с 26.01.2009 г. по 21.05.2009 г., обязании произвести перерасчет пенсии.
В отмененной части принять по делу новое решение.
Обязать Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Балашихинское» осуществить перерасчет выслуги лет КАВ за период с 01.01.2001 г. по 10.04.2004 г., с 10.10.2004 г. по 31.08.2008 г., с 27.01.2009 г. по 21.05.2009 г. из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области произвести перерасчет пенсии КАВ за выслугу лет с 13.05.2020 г.
В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от 10 ноября 2020 г. оставить без изменения.
Апелляционную жалобу КАВ удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи