РЕШЕНИЕ
ИФИО1
18 августа 2017 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Османовой Н.С.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №г. по иску ФИО2 к ГБУЗ <адрес> «Самарская городская поликлиника №<адрес>», Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к ГБУЗ <адрес> «Самарская городская поликлиника №<адрес>» и Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, указав на следующее:
ФИО2 является инвали<адрес> группы по заболеванию симптоматической парциальной эпилепсии ( инвалидность с детства). Эпилепсией страдает с младенчества, состоит на учете у эпилептологов СОКБ им. ФИО5 и ГКБ им. ФИО6. До 2014г. постоянно принимал препарат Топамакс ( МНН Топирамат), который предоставлялся бесплатно на основании рецепта участкового врача общей практики.
На фоне приема Топамакса прекратились эпилептические припадки, наблюдалась стойкая ремиссия.
В августе 2014г. прием Топамакса заменили на аналог, что вызвало рецидив заболевания, возобновление генерализованных судорожных эпилептических припадков, произошел срыв стойкой длительной медикаметозной ремиссии эпилепсии.
По решению врачебной комиссии, утв. главврачом поликлиники №, по жизненно важным показаниям, в связи с угрозой жизни и здоровья пациента, был рекомендован прием только Топамакса ( 50 мг по 4 капсулы утром и вечером, это 4 упаковки в месяц, 48 упаковок в год).
В связи с этим, ФИО2 стал обеспечиваться Топамаксом по индивидуальной заявке.
Однако, в июле 2016г. в получении препарата Топамакса было отказано по причине отсутствия денежных средств на лекарства для льготников и высокой стоимости препарата.
Его неоднократные обращения и жалобы в различные инстанции, в т.ч. к ответчикам, положительных результатов не дали.
Он вынужден был приобрести лекарство Топамакс <данные изъяты>.2017г., потратив личные средства в размере 34 111 руб.
Просит взыскать с ГБУЗ <адрес> «Самарская городская поликлиника №<адрес>» в свою пользу расходы на приобретение лекарства в размере 34 111 руб., возврат госпошлины в размере 1 <данные изъяты>. и почтовые расходы – <данные изъяты> руб.
В процессе рассмотрения дела истец ФИО2 уточнил исковые требования и просил о возмещении расходов за лекарства с Министерства здравоохранения <адрес>, ссылаясь на постановление Правительства РФ № от <данные изъяты>1994г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения», в соответствии с которым обязанность по своевременному обеспечению оплаты лекарств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исковые требования к ГБУЗ СО «СГП №» не поддержал.
В судебном заседании представитель истца – адвокат ФИО7 уточненные исковые требования ФИО2 поддержала и просила взыскать расходы за лекарства с Министерства здравоохранения <адрес>
Представитель Министерства здравоохранения <адрес> ФИО8по доверенности и/требования не признала, представила письменные возражения на иск.
Представители ГБУЗ СО «СГП №» ФИО9 и ФИО10 по доверенности иск не признали, считая себя ненадлежащими ответчиками. Также представили в материалы дела свои письменные возражения.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ); предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).
В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Статьей 6.2 указанного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно части 2 статьи 6.2. Закона, перечень лекарственных препаратов, в том числе, перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии со статьей 6.2 указанного Закона в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2724-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год (ЖНВЛП) и перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.
Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с