Дело № 2-628/2022
УИД 35RS0010-01-2021-017498-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | 12 января | 2022 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,
при секретаре Которобай М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комарова С. А. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области о признании решения незаконным, установления нахождения на иждивении, возложении обязанности,
установил:
Комаров С.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику (в настоящее время Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области) о признании решения незаконным. В обоснование требований указывает, что решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) от 04.10.2021 № ему отказано в установлении факта его нахождения на иждивении умершего отца Комарова А.Л. Истец до смерти отца ДД.ММ.ГГГГ проживал совместно с ним и матерью, обучался на очной форме обучения, отец работал без оформления трудовых отношений, имел доход, на который содержал его с матерью, покупал ему вещи, оплачивал коммунальные услуги, давал ему каждую неделю деньги. Иного источника существования истец не имел.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, истец просит суд признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) от 04.10.2021 № об отказе в установлении факта нахождения на иждивении умершего незаконным. Установить факт нахождения Комарова С.А. на иждивении умершего отца Комарова А.Л. Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области обязанность назначить Комарову С.А. пенсию по случаю потери кормильца с 15.05.2021.
В судебное заседание истец Комаров С.А. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца, действующая на основании доверенности Проскурина В.Г., исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что отец истца работал по договорам подряда, переводил сыну деньги на карту регулярно.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Комаров С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном Комарова А.Л. и ФИО1, что подтверждается копией свидетельства о рождении № от 30.11.2000.
ДД.ММ.ГГГГ Комаров А.Л. умер (свидетельство о смерти №).
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) Комарову С.А. отказано в установлении факта нахождения на иждивении Комарова А.Л. по причине отсутствия документального подтверждения нахождения на полном содержании отца Комарова А.Л..
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию по случаю потери кормильца, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 1 статьи 10 названного закона право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях». В их числе - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Содержание понятия иждивенства закреплено в ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с указанной нормой члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. № 1260-О-О.
Иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно - заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 5 декабря 2017 года № 36-П, от 27 ноября 2009 года № 18-П, определение от 17 декабря 2001 года № 1071-О-О).
Согласно справке ФГБОУ «Вологодский государственный университет» от 15.09.2021, Комаров С.А. обучается на 1 курсе по очной форме обучения. Срок обучения с 01.09.2021 по 30.06.2025.
Согласно данным, представленным Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области, в налоговом органе сведения о доходах физического лица Комарова А.Л. за 2017-2020 годы отсутствуют.
По данным ОПФР по Вологодской области от 03.12.2021, в региональной базе данных в отношении Комарова А.Л. за период с 01.01.2018 по настоящее время нет сведений, составляющих пенсионные права.
Для вывода о нахождении на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Как следует, из пояснений свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, допрошенных в ходе судебного заседания, Комаров А.Л. постоянно работал, работал без официального оформления трудовых отношений, имел постоянный источник дохода, содержал свою семью, в том числе сына Комарова С.А.
У суда не имеется оснований не доверять указанным пояснениям свидетелей, поскольку они непротиворечивы, согласуются с материалами дела, кроме того, свидетели не заинтересованы в исходе дела, давали показания будучи предупрежденными об уголовной ответственности по ст.307-308 УК РФ.
В соответствии с выпиской по счету банковской карты Комарова С.А. за период с 01.09.2019 по 30.08.2020 усматривается регулярное движение денежных средств, получение переводов от А.Л. (Комаров)) в суммах 5000 рублей, 2000 рублей, 1000 рублей.
Оценивая собранные по делу доказательства, показания свидетелей, учитывая конкретные обстоятельства дела, в том числе, что истец после достижения совершеннолетия (03.11.2018) и до смерти своего отца продолжал находиться на его иждивении, своего дохода не имел, суд приходит к выводу о том, что доход, получаемый Комаровым А.Л. являлся основным и постоянным источником средств к существованию истца. Материальные средства, получаемые истцом от отца, являлись для него постоянным и основным источником существования, что с соблюдением иных обязательных условий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, перечисленных выше, дает истцу право на назначение страховой пенсии по потере кормильца.
На основании изложенного, суд, приходит к выводу, что требование истца о признании незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) от 04.10.2021 № об отказе в установлении факта нахождения на иждивении умершего незаконным подлежит удовлетворению.
Пункт 3 части 5 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливает, что страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ответчика назначить Комарову С.А. страховую пенсию по потере кормильца с 15.05.2021.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сокол Вологодской области (межрайонное) от 04.10.2021 № об отказе в установлении факта нахождения на иждивении незаконным и не порождающим правовых оснований со дня его принятия.
Установить факт нахождения Комарова С. А. на иждивении умершего отца Комарова А. Л..
Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области обязанность назначить Комарову С. А. страховую пенсию по потере кормильца Комарова А. Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 15 мая 2021 года, с 15 мая 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Лебедева
Мотивированное решение изготовлено 19.01.2022.