Гражданское дело №г.
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«02» марта 2022 года г.Дмитриев
Дмитриевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Самофаловой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Перушевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дмитриевского районного суда Курской области гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курской области к Васильевой О.В. о прекращении права собственности на огнестрельное оружие и признании его подлежащим уничтожению,
установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Курской области(далее по тексту - Управление Росгвардии по Курской области) в лице начальника Отделения лицензионно-разрешительной работы по Железногорскому и Дмитриевскому районам Курской области Гойдиной О.Е., действующей на основании доверенности № от 18 декабря 2021 года,обратилось с иском к Васильевой О.В. о прекращении права собственности на огнестрельное оружие, принадлежащего умершему Б., признании его подлежащим уничтожению.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Б. являлся владельцем огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия марки «Верпь 12-Молот», калибра 12 мм, №. Разрешение на право хранения и ношения указанного оружия серии РОХа № было выдано Б. 04 февраля 2017 года на срок до 04 февраля 2022 года. 08 февраля 2020 года Б. умер. В связи с чем, 12 февраля 2020 года указанное оружие было изъято у сестры Б. – Васильевой О.В. и до настоящего времени хранится на складе вооружения Управление Росгвардии по Курской области.
До настоящего времени наследник умершего Б., его сестра Васильева О.В. мер к устранению причин, послуживших основанием для изъятия оружия, не предприняла, разрешение на право хранения и ношения оружия не получила.
На основании изложенного истец просит суд прекратить право собственности Б. на огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие марки «Верпь 12-Молот», калибра 12 мм, №, а также разрешить истцу признать указанное оружие подлежащим уничтожению.
В судебное заседание представитель Управления Росгвардии по Курской области - Музолевский В.Н., действующий на основании доверенности № от 18 декабря 2021 года, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания дела, не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Васильева О.В., будучи надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, своего представителя для участия в рассмотрении дела не направила, сведений об уважительных причинах неявки не представила и не просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями ст.35, ст.48, ч.4, ч.5 ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон по имеющимся в нем доказательствам.
Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, основываясь на положениях ст.56 ГПК РФ, в соответствии с ч.1 которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
В силу статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
На основании статьи 3 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии», граждане Российской Федерации имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия, либо государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа, выдавших им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия, а также гражданам, имеющим лицензию на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, либо иное предусмотренное настоящим Федеральным законом основание для приобретения оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту учета указанного оружия.
Дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.
В силу статьи 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии», оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.
Изъятые оружие и патроны к нему могут передаваться для хранения территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, государственным военизированным организациям.
Из доказательств, представленных в материалы дела, судом установлено, что Б. являлся владельцем одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия марки «Верпь 12-Молот», калибра 12 мм, №. 04 февраля 2017 года Б. выдано разрешение на право хранения и ношения указанного оружия серии РОХа №, сроком до 04 февраля 2022 года (л.д.8).
08 февраля 2020 года Б. умер, о чем свидетельствует копия свидетельства о смерти последнего № (л.д.9).
12 февраля 2020 года в связи со смертью Б. оружие было изъято и сдано на хранение в ОМВД России по Дмитриевскому району Курской области (в настоящее время - на склад хранения оружия Управления Росгвардии по Курской области), где находится до настоящего времени (л.д.10).
Согласно сведениям, представленным нотариусом Дмитриевского нотариального округа Курской области Афонченко С.И., наследником умершего Б. является его сестра Васильева О.В., которая своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства (л.д.23-52).
В соответствии со статьей 1180 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование оружия производится на общих основаниях и специального разрешения для вступления в права наследования оружием не требуется. Меры по охране входящих в состав наследства ограничено оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляется с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 ГК РФ, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
Принимая во внимание данные положения гражданского законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца в части прекращения права собственности на огнестрельное оружие, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку после смерти Б. его наследник (сестра Васильева О.В.) в течение года и до настоящего времени необходимых действий, направленных на получение разрешения на хранение и ношение оружия не произвела, в связи с чем, с учетом положений ФЗ «Об оружии», регламентирующих оборот гражданского и служебного оружия, она не может являться собственником указанного оружия.
Разрешая требования истца в части признания огнестрельного оружия, принадлежащего умершему Б., подлежащим уничтожению, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 83 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»), изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Поскольку стороной истца не представлено каких-либо доказательств о том, что предмет спора (огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие марки «Верпь 12-Молот», калибра 12 мм, №) является технически неисправным, а иных требований определяющих возможную судьбу оружия (получение разрешения на реализацию либо реализация) не заявлено, правовых оснований для удовлетворения требований в части уничтожения оружия у суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку при подаче иска Управления Росгвардии по Курской области был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь требованиями пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с Васильевой О.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – ст.199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ 12-░░░░░», ░░░░░░░ 12 ░░, №, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░..
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ («02» ░░░░░ 2022 ░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░