Решение в окончательной форме изготовлено 09 апреля 2019 года
Дело № 2-900/19
УИД 51RS0003-01-2019-000856-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2019 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Ковган Л.И.
с участием истца Керонен В.В.,
представителя ответчика Павлишина Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керонен В.В. к обществу с ограниченной ответственностью «УК Ваш Дом» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Керонен В.В. обратился в суд с иском к ООО «УК Ваш Дом» о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>. Управление указанным многоквартирным домом на основании договора управления осуществляет ООО «УК Ваш Дом».
08 февраля 2019 года специалистами МКУ «Новые формы управления» проведено обследование общего имущества указанного многоквартирного дома, расположенного в принадлежащем ему жилом помещении, по результатам которого установлено нарушение монтажа стояковых трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения.
По результатам обследования комиссией принято решение о необходимости ООО «УК Ваш Дом» выполнить работы по устранению выявленных нарушений.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком необходимые ремонтные работы не произведены, просил обязать ответчика в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ текущему ремонту имущества многоквартирного дома <адрес>, а именно: демонтаж отвода на смывной бачок; переврезку отводов на стояковых трубопроводах холодного и горячего водоснабжения в места, позволяющие установку, обслуживание и считывание показаний индивидуальных приборов учета; заделку технологического отверстия в межэтажном перекрытии в санузле квартиры № и нижерасположенной квартиры №, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Истец Керонен В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям и доводам, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «УК Ваш Дом» Павлишин Н.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, полагал, что истцом не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о допущенных управляющей организацией нарушениях, замена стояковых трубопроводов произведена в соответствии с документацией по планировке дома. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица МКУ «Новые формы управления» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункты 1, 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положениям статьи 161 данного Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии положениями части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
Согласно пункту 2 Правил в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определяется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
В соответствии с указанными Правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать работы по ремонту и поддержанию в надлежащем состоянии систем холодного и горячего водоснабжения, предупреждению возникновения протечек в перекрытиях, вызванных нарушением водонепроницаемости гидроизоляции полов в санузлах.
Приказом Минстроя России от 29 декабря 2011 года № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, согласно которым техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 данного документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Согласно пункту 7.1.5 СП 30.13330.2016 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» установку запорной арматуры на внутренних водопроводных сетях следует предусматривать: на каждом вводе; на кольцевой разводящей сети для обеспечения возможности выключения на ремонт ее отдельных участков (не более чем полукольца); на кольцевой сети производственного водопровода холодной воды из расчета обеспечения двусторонней подачи воды к агрегатам, не допускающим перерыва в подаче воды; у основания пожарных стояков с числом пожарных кранов пять и более; у основания стояков хозяйственно-питьевой или производственной сети в зданиях высотой три этажа и более; на ответвлениях, питающих пять водоразборных точек и более; на ответвлениях от магистральных линий водопровода; на ответвлениях в каждую квартиру или номер гостиницы, на подводках к смывным бочкам и водонагревательным колонкам, на ответвлениях к групповым душам и умывальникам; у оснований подающих и циркуляционных стояков в зданиях и сооружениях высотой три этажа и более; на ответвлениях трубопровода к секционным узлам; перед наружными поливочными кранами; перед приборами, аппаратами и агрегатами специального назначения (производственными, лечебными, опытными и др.) по технологическому заданию; в схемах водомерных узлов учета. Запорную арматуру следует предусматривать у основания и на верхних концах закольцованных по вертикали стояков. На кольцевых участках необходимо предусматривать арматуру, обеспечивающую пропуск воды в двух направлениях. Запорную арматуру на водопроводных стояках, проходящих через встроенные магазины, столовые, рестораны и другие помещения, недоступные для осмотра в ночное время, следует устанавливать в подвале, подполье или техническом этаже, к которым имеется постоянный доступ.
На основании пункта 7.2.2 СП 30.13330.2016 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» счетчики на вводах холодной (горячей) воды в здания и сооружения следует устанавливать в помещении с искусственным или естественным освещением и температурой воздуха не ниже 5 °С. Счетчики необходимо размещать так, чтобы к ним был доступ для считывания показаний, обслуживания, снятия и разборки на месте установки, для метрологической поверки.
Судом установлено, что управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ООО «УК Ваш Дом» (ИНН 5190012924), до 24 июля 2018 года имевшее наименование ООО «УК Наш Дом», на основании договора управления.
Из материалов дела следует, что истец является собственником жилого помещения – квартиры №, расположенной в указанном многоквартирном доме, проживает по указанному адресу.
08 февраля 2019 года специалистами ОТН МКУ «Новые формы управления» проведено обследование общего имущества многоквартирного дома <адрес> на предмет нарушения монтажа стояковых трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения в квартире № указанного многоквартирного дома.
В ходе проверки установлено, что управляющей организацией в помещении санузла указанной квартиры выполнены работы по частичной замене стояковых трубопроводов холодного и горячего водоснабжения; установка отвода на стояковом трубопроводе холодного водоснабжения (один из которых, на подводящий трубопровод холодного водоснабжения, второй – на смывной бачок в нарушение СП 30.13330.2016 СНиП 2.04.01-85, согласно которым установку запорной арматуры и счетчиков воды следует предусматривать на вводах трубопроводов холодного и горячего водопроводов в каждую квартиру, при монтаже запорной арматуры на ответвлении в квартиру установку ее у смывных бачков не предусматривать); расположение отводов от стояковых трубопроводов холодного и горячего водоснабжения в помещении санзула квартиры не позволяет установку индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, их дальнейшее обслуживание и считывание показаний, что нарушает требования Приложения № 1 к Приказу Минстроя России от 29 декабря 2011 года № 627 и СП 30.13330.2016 СНиП 2.04.01-85, согласно которым прокладку стояков и разводки следует предусматривать открыто по стенам с учетом размещения необходимых запорных, регулирующих и измерительных устройств; счетчики воды следует устанавливать в удобном для снятия показаний и обслуживания эксплуатационным персоналом месте, с каждой стороны которых следует предусматривать прямые участки трубопроводов, длина которых определяется в соответствии с государственными стандартами на счетчики для воды); управляющей организацией в помещении санузла не выполнены работы по заделке технологического отверстия в межэтажном перекрытии квартиры № и нижерасположенной квартиры после замены стоякового трубопровода горячего водоснабжения в помещении санузла квартиры №.
По результатам проверки комиссия пришла к выводу о необходимости управляющей организации организовать и обеспечить выполнение следующих видов работ по текущему ремонту общего имущества в указанном жилом помещении: с целью монтажа индивидуального прибора учета холодного водоснабжения выполнить демонтаж отвода на смывной бачок в соответствии с СП 30.13330.2016 СНиП 2.04.01-85; переврезку отводов на стояковых трубопроводах холодного и горячего водоснабжения в места, позволяющие установку, обслуживание и считывание показаний индивидуальных приборов учета согласно СП 30.13330.2016 СНиП 2.04.01-85 и Приложению № 1 к Приказу Минстроя России от 29 декабря 2011 года № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»; выполнить заделку технологического отверстия в межэтажном перекрытии в санузле квартиры № и нижерасположенной квартиры.
Доказательств, свидетельствующих о соответствии выполненных работ требованиям действующего законодательства, отсутствии необходимости исправления недостатков выполненных работ ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что факт выполнения работ по монтажу стояковых трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения в квартире <адрес> с нарушениями нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Из договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО «УК Ваш Дом», следует, что управляющая организация по заданию собственника в течение согласованного срока и в объеме поступающих денежных средств от собственников помещений многоквартирного дома обязалась осуществлять управление многоквартирным домом, включающее в себя услуги и работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность (пункт 2.1 договора).
В ходе рассмотрения дела ответчиком не были представлены доказательства, подтверждающие выполнение принятых на себя управляющей организацией обязательств, а именно надлежащее выполнение работ по монтажу стояковых трубопроводов системы холодного и горячего водоснабжения в квартире <адрес> в период осуществления управления многоквартирным домом.
Поскольку ответчик как управляющая организация в период действия вышеуказанного договора обязан поддерживать общее имущество жилого дома в надлежащем состоянии, проводить соответствующий текущий ремонт и необходимые профилактические мероприятия, следить за техническим состоянием дома, общедомового имущества, своевременно осуществлять ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поддерживать его исправное состояние, то на ответчика надлежит возложить обязанность по организации выполнения необходимых работ.
Таким образом, требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
При определении перечня и объема работ, необходимых для приведения общего имущества многоквартирного дома в надлежащее состояние, суд руководствуется актом МКУ «Новые формы управления», учитывая, что ответчиком не представлено доказательств отсутствия необходимости выполнения данных работ.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просил обязать ответчика организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту кровли в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу. В целях реального исполнения судебного акта, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд полагает указанный срок разумным и обоснованным.
Относительно требования истца о компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
Из характера сложившихся между сторонами правоотношений, а также вышеприведенных правовых норм следует, что данные правоотношения регулируются, в том числе, положениями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В данном случае размер компенсации морального вреда истец оценил в 20 000 рублей.
Принимая во внимание, что судом установлен факт нарушения ответчиком прав истца на пользование общедомовым имуществом, соответствующим требованиям санитарно-технического состояния, учитывая принцип разумности и справедливости, отсутствие доказательств, свидетельствующих о степени причиненных истцу нравственных страданий, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, полагая данную сумму разумной и достаточной для компенсации истцу причиненного ему морального ущерба.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования частично.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче в суд иска освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Керонена В.В. к обществу с ограниченной ответственностью «УК Ваш Дом» о защите прав потребителя – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК Ваш дом» (ИНН 5190012924) в течение семи дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес>, а именно выполнить: демонтаж отвода на смывной бачок; переврезку отводов на стояковых трубопроводах холодного и горячего водоснабжения в места, позволяющие установку, обслуживание и считывание показаний индивидуальных приборов учета; выполнить заделку технологического отверстия в межэтажном перекрытии в санузле квартиры № и нижерасположенной квартиры №.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК Ваш дом» (ИНН 5190012924) в пользу Керонен В.В. компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
В удовлетворении требования Керонен В.В. к обществу с ограниченной ответственностью «УК Ваш дом» в части взыскания компенсации морального вреда в сумме, превышающей 2000 рублей, - отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК Ваш дом» (ИНН 5190012924) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.С. Кузнецова