63RS0039-01-2020-005681-42
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2021 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Гафиятуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-530/2021 по административному исковому заявлению Бикоева Э. Е. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> о признании решения незаконным, обязании произвести действия, руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в исключении из границ охранной зоны памятника природы «Древостой дуба естественного происхождения» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Барбошин овраг, площадью 1 000 кв.м. незаконным.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> подготовить текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны без учёта земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 000 кв.м. и направить для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в С. областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Борисова
63RS0039-01-2020-005681-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Гафиятуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-530/2021 по административному исковому заявлению Бикоева Э. Е. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> о признании решения незаконным, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
Бикоев Э.Е. обратился в суд с административным иском к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> о признании решения незаконным, обязании произвести действия, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 000 кв.м.
Земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., о чем в ЕГРН внесена запись 07.10.2019г.
На момент приобретения, земельный участок относился к землям населенных пунктов. Ограничения (обременения) в отношении земельного участка в ЕГРН отсутствовали.
Ранее земельный участок был предоставлен предыдущему владельцу Тишину А.В. в собственность, предназначен был для ведения садоводства и огородничества. Дата внесения записи в Государственный кадастр недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
С момента приобретения земельного участка истец добросовестно реализовал свои права собственника.
ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Губернатора №-р создана охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения». Согласно сведениям публичной кадастровой карты в охранную зону входит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0207002:672, относящийся к землям населенных пунктов, приобретенный истцом в 2019г., о чем истцу стало известно в 2020г.
В рамках требования п. 3 Распоряжения Г. С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, контроль за выполнением Распоряжения возложен на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес>, которым подготовлено в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны, в последующем предоставленное для внесения в ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ. Бикоев Э.Е. обратился в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> с просьбой исключить земельный участок из охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения».
Однако ответом от 13.10.2020г. Бикоеву Э.Е. было отказано по причине того, что на момент приобретения земельного участка охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» была оформлена. Предлагаемое уменьшение охранной зоны памятника природы регионального значения не способствует сохранению природных объектов.
Ссылаясь на то, что включение земельного участка в границы охранной зоны значительно ограничило права истца как собственника, в том числе возможность размещения на участке объектов капитального строительства садовых построек, наличие на земельном участке асфальтированной площадки, отсутствия древостоя дуба, расположение земельного участка в части охранной зоны, которая не граничит с особо охраняемой природной территорией памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения», истец просил суд признать отказ в исключении из границ охранной зоны памятника природы «Древостой дуба естественного происхождения» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 000 кв.м. незаконным, обязать подготовить текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны без учёта земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 000 кв.м. и направить для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании представитель истца Епифанов А.В., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, был уведомлен.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что Бикоев Э.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 000 кв.м.
Земельный участок приобретен в собственность на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., о чем в ЕГРН внесена запись № от 07.10.2019г. На момент приобретения земельный участок относился к землям населенных пунктов, ограничения (обременения) в отношении земельного участка в ЕГРН отсутствовали.
20.06.2017г. распоряжением Г. С. <адрес> №-р создана охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения». Согласно сведениям публичной кадастровой карты в охранную зону входит земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к землям населенных пунктов.
Бикоев Э.Е. обратился к ответчику с заявлением об исключении земельного участка с кадастровым номером № из охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения».
Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу в исключении из границ охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» земельного участка с кадастровым номером №, было отказано, по тем основаниям, что на момент приобретения земельного участка охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» была оформлена. Предлагаемое уменьшение охранной зоны памятника природы регионального значения не способствует сохранению природных объектов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства; право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (статья 2; статья 35, части 1 и 2), Будучи одной из основ конституционного строя России, неприкосновенность права частной собственности наряду с другими непосредственно действующими правами и свободами человека и гражданина определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного либо несоразмерного ограничения имущественных прав. Фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, установление объема их защиты и правомерных ограничений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №- П).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П и др.), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере. Вводимые ограничения права собственности должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности, обеспечивать баланс конституционно признаваемых ценностей, чтобы лицо не подвергалось чрезмерному обременению.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Частью 10 статьи 2 Закона № 33-ФЗ установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны.
Подпунктом «б» пункта 11 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ определено, что решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 названной статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 19 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» решения о создании охранных, зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В пункте 28 Постановления № предусмотрено, что режим охранной зоны, т.е. конкретные ограничения на использование участков, устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» установлена на основании статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо, охраняемых природных территориях» в соответствии с Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Положение об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» установлено распоряжением Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Сведения об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного, происхождения» внесены в Единый государственный реестр недвижимости в декабре 2018г., присвоен реестровый №.ДД.ММ.ГГГГ.
При установлении границ охранной зоны вышеупомянутого памятника природы не были учтены границы земельного участка с кадастровым номером 63:01:0207002:672, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., принадлежащего административному истцу, границы которого на местности были определены и право собственности на который было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ., то есть до внесения сведений об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» в ЕГРН, что повлекло необоснованное и незаконное включение земельного участка в состав охранной зоны памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения».
Первоначально право собственности на указанный земельный участок было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. за Тишиным А.В., что также свидетельствует о возникновении первоначального права собственности на земельный участок до установления охранной зоны памятника природы.
Включение земельного участка, сформированного до создания охранной зоны, в состав таковой охранной зоны противоречит требованиям п.4 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №, в том числе, в связи с отсутствием доказательств ценности такового участка.
Кроме того, включение земельного участка административного истца в границы охранной зоны не соответствует целям образования охранной зоны, определенным п.2.1 Положения об охранной зоне памятника природы регионального значения «Древостой дуба естественного происхождения» - сохранение природных комплексов и объектов памятника природы, поскольку на земельном участке, находящемся в частной собственности, отсутствуют древесная и кустарниковая природная растительность, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных, что подтверждается соответствующим заключением ООО «ГЕО-КОМПАС» согласно которому природоохранная ценность земельного участка утрачена, виды, занесенные в Красную книгу Самарской области, на участке не обнаружены.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и. не были соединены с лишением владения. В рамках требований ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.
Согласно 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Отнесение земельного участка административного истца к охранной зоне нарушает его права и законные интересы, поскольку пунктом 1.7. Положения предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», в границах охранной зоны памятника природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение его сохранности. В соответствии с пунктом 3.1 данного Положения на территории охранной зоны памятника природы запрещается (не допускается) деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в частности строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, строительство зданий и сооружений, возведение временных строений и сооружений, строительство магистральных автомобильных дорог, временных дорог, железных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, что препятствует истцу пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему объектом недвижимого имущества.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, суд полагает заявленные административным истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № в исключении из границ охранной зоны памятника природы «Древостой дуба естественного происхождения» земельного участка с кадастровым номером 63:01:0207002:672, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 000 кв.м. незаконным.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования С. <адрес> подготовить текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны без учёта земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 000 кв.м. и направить для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в С. областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательном виде 12.03.2021г.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья