Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» октября 2015 года с. Юргинское
Омутинский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Корлюк Н.И.,
при секретаре судебного заседания Ивановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-427/2015 по иску Кузнецовой Г.И. к Администрации Юргинского муниципального района Тюменской области о признании отказа в постановке на учет, нуждающейся в жилом помещении незаконным, и о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецова Г.И. обратилась в Омутинский районный суд Тюменской области с иском к Администрации Юргинского муниципального района Тюменской области о признании отказа в постановке на учет, нуждающейся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обосновании своих требований указала, что она проживала со своим мужем по адресу: <адрес>. После смерти мужа участника Великой Отечественной войны в ДД.ММ.ГГГГ году, она в силу возраста не смогла проживать одна в доме. В конце сентября ДД.ММ.ГГГГ года продала дом ФИО2 за <данные изъяты> рублей. С ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по адресу: <адрес>, где проживает по настоящее время со своей дочерью ФИО6, а ФИО2 вместе с мужем и детьми была зарегистрирована по адресу: <адрес>. О том, что дом находится в собственности у ФИО2 только с ДД.ММ.ГГГГ года, она узнала, когда дочь стала собирать документы для постановки её на учет, как нуждающейся в жилом помещении вдовы участника Великой Отечественной войны. Ей было отказано в постановке на учет, так как с момента продажи жилья не прошло 5 лет. Она свои жилищные условии намеренно не ухудшала, а, находясь в преклонном возрасте, продала дом и переехала жить к дочери. Кроме того, Указ Президента о предоставлении жилых помещений вдовам участникам Великой Отечественной войны вышел в ДД.ММ.ГГГГ года, а она продала дом в ДД.ММ.ГГГГ году.
В судебном заседании представитель истца ФИО16 исковые требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Юргинского муниципального района ФИО12 действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, предоставив суду письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования Кузнецовой Г.И. не признала. Просит в удовлетворении требований Кузнецовой Г.И. отказать.
Свидетель ФИО6 суду пояснила, что Кузнецова Г.И. ее мама, вдова участника войны. В ДД.ММ.ГГГГ году она продала после смерти мужа дом ФИО2 и переехала жить к ней и живет по настоящее время. Кроме нее и мамы, в доме живет муж и сын. Она с мамой спят в одной комнате, дом не благоустроен. По каким основания между мамой и ФИО2 был составлен договор купли продажи, а потом договор дарения, она не знает. О составлении этого документа узнала в ДД.ММ.ГГГГ году.
Свидетель ФИО13 суду пояснила, что Кузнецову Г.И. знает, она проживает с дочерью. На январь ДД.ММ.ГГГГ года ФИО17 уже жила у дочери, а дом, который у нее был <адрес>, она продала ФИО2 в октябре ДД.ММ.ГГГГ года.
Суд, заслушав представителя истца ФИО16, свидетелей ФИО6, ФИО13, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом СЗН администрации Тюменской области Управление социальной защиты населения Юргинского района Кузнецова Г.И. является вдовой умершего участника ВОВ ФИО4 (л.д.17).
Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (п. 1).
В силу подпункта «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 2 статьи 21 указанного Закона супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
По смыслу данного Закона, направленного на укрепление гарантий социальной поддержки семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, право на меры социальной поддержки, дополнительно к указанным ранее, приобрели и супруги умерших участников ВОВ. Указанным Законом расширен и уточнен круг членов семей ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которым предоставляются меры социальной поддержки.
Согласно пункту 3.1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан (в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела между Кузнецовой Г.И. и ФИО2 составлен договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ дома с надворными постройками по адресу : <адрес> за <данные изъяты> рублей. Данный договор удостоверен главой администрации <данные изъяты> ФИО14 (л.д.15).
Согласно договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Г.И. подарила ФИО2 жилой дом по адресу: <адрес> тап <адрес> (л.д.44-45).
Согласно письма администрации Юргинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой Г.И. отказано в приятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок 5 лет со дня совершения намеренных действий, государственная регистрация прекращения права от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.13).
Суд считает, что приведенные доводы администрацией Юргинского муниципального района не состоятельны, они не подтверждаются, а опровергаются, данными справки администрации Новотаповского сельского поселения Юргинского муниципального района о том, что Кузнецова Г.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Согласно информации МП в <адрес> МРО УФМС России по <адрес> в <адрес> Кузнецова Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.52).
Судом установлено, что с октября <данные изъяты> года Кузнецова Г.И. проживает как член семьи у дочери ФИО6 в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей совместной собственности по 1/3 доли ФИО5, ФИО6, ФИО7, что подтверждается данными:
-свидетельства о собственности на жилище № выданное ДД.ММ.ГГГГ и договором приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилья по адресу: <адрес> являются ФИО5, ФИО6., ФИО7 (л.д.40,41).
-свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, общей площадью 1984 кв.м. расположенным по адресу: <адрес> принадлежит по 1/3 доли ФИО5, ФИО6, ФИО7 (л.д. 34-36).
Согласно акта обследования жилого помещения (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела строительства и ЖКХ администрации Юргинского муниципального района ФИО15 проведено визуальное обследование технического состояния основных конструкций жилого помещения (квартиры) расположенного по адресу: <адрес> и установлено, что жилое помещение расположено в одноэтажном двухквартирном доме прямоугольной формы, общая площадь - 69,2 кв.м., сделан вывод: на момент обследования в квартире зарегистрировано 4 члена семьи, квартира пригодна для постоянного проживания. Во избежание попадания атмосферных осадков в виде дождя и снега на чердачное перекрытие и для дальнейшего поддержания квартиры в пригодном для проживания состоянии требуется замена коньковых досок кровли, а по норме существующей в <адрес> на каждого члена семьи положено 18 кв.м. ( л.д.29).
Ответчиком не предоставлено суду доказательств об умышленных и недобросовестных действиях истца, направленных на ухудшение жилищных условий, и не заявлено ходатайства об их истребовании у третьих лиц.
Суд считает, что выезд Кузнецовой Г.И. из жилого дома по адресу: <адрес> и переезд к дочери по адресу: <адрес> в данном случае нельзя расценивать как ухудшение жилищных условий, поскольку это обусловлено объективными причинами: возраст, состояние здоровья, невозможностью проживания в частном доме.
Перечень граждан, признаваемых нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложен в статье 51 ЖК РФ.
Как следует из положений пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им жилых помещений установлен статьей 52 ЖК РФ. Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Статьей 53 ЖК РФ, установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что необходимым условием реализации права на получение указанной социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
Таким образом, исковое заявление Кузнецовой Г.И. к Администрации Юргинского муниципального района Тюменской области о признании отказа в постановке на учет, нуждающейся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 98 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кузнецовой Г.И. к Администрации Юргинского муниципального района Тюменской области о признании отказа в постановке на учет, нуждающейся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - удовлетворить.
Признать отказ администрации Юргинского муниципального района Тюменской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Кузнецовой Г.И. - незаконным.
Обязать администрацию Юргинского муниципального района Тюменской области принять на учет Кузнецову Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку д.<адрес> в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На решение суда может быть апелляционная жалоба в Тюменский областной суд через Омутинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий: судья Н.И. Корлюк