Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7550/2012 ~ М-7644/2012 от 03.09.2012

Дело № 2-7550/12

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 октября 2012 года

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.

при секретаре Ярухиной О.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района Ульяновской области к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Рязановская участковая больница» о возложении обязанности по оборудованию входа в здание пандусами,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. В соответствии со ст.2 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ч.1 ст.15 указанного закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Вместе с тем, в соответствии с ч.6 ст. 15 закона установлено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Основным документом, содержащим требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения является СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73. Вопреки указанным нормам, фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.10, не оснащен устройствами, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения. Так, вход в вышеуказанный пункт не оборудован пандусом, подъемной платформой, либо другим приспособлением для перемещения инвалидов. Не оборудован кнопкой вызова, в связи с чем доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками, затруднителен. Здание фельдшерско-акушерского пункта является собственностью Ульяновской области. Пункт является структурным подразделением учреждения здравоохранения – ГУЗ «Рязановская участковая больница». Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством. В результате бездействия Департамента, неисполнения возложенных законом обязанностей, нарушено законодательство в отношении инвалидов, не обеспечены необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Круг лиц, в защиту интересов которых подано заявление, определить невозможно, поскольку любой гражданин, являющийся инвалидом, может обратиться в фельдшерский пункт за медицинской помощью. Таким образом, свое вмешательство в указанную сферу правоотношений прокуратура района считает законным и обоснованным. Просит обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области принять меры к обеспечению доступности маломобильных групп населения при входе в фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.10, в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73.

В последующем прокурор уточнил свои требования. Просил обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области оборудовать пандусами для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, вход в помещение фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.10. Заявленные требования адресовал также в адрес ответчика - Государственное учреждение здравоохранения «Рязановская участковая больница».

В судебном заседании представитель прокурора Ленинского района г.Ульяновска Карабанов А.С. на исковых требованиях настаивал, поддержав доводы искового заявления.

Представитель ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Кудаева А.Р. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что здание фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.10, находится в государственной собственности Ульяновской области. Закреплено на праве оперативного управления за ГУЗ «Рязановская участковая больница», которое является бюджетным учреждением здравоохранения. В полномочия Департамента не входит финансирование областных учреждений и предприятий, в том числе решение вопросов ремонта, реконструкции, перепланировки зданий, строений, сооружений. Указанными полномочиями наделены сами областные учреждения и предприятия. Департамент не может нести какой-либо ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. В составе бюджета на финансирование Департамента денежные средства на указанные цели никогда не предусматривались. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Действия, приводящие к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. Полагает, что департамент является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель соответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области Аюпова Л.Р. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что с 01.01.2012г. ГУЗ «Рязановская участковая больница» является бюджетным учреждением. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Финансирование ГУЗ «Рязановская участковая больница» осуществляется в виде субсидии, предоставляемой из областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на соответствующие цели. Распределение данной субсидии по видам расходов является полномочием самого бюджетного учреждения здравоохранения. Министерство здравоохранения Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку является учредителем бюджетного учреждения. В иске к Министерству просит отказать.

Представитель ответчика ГУЗ «Рязановская участковая больница» Кочемазов А.В. в судебном заседании принятие решения оставляет на усмотрение суда. Пояснил, что фельдшерско-акушерский пункт в с. Александровка является структурным подразделением ГУЗ «Рязановская участковая больница». Здание находится на праве оперативного управления у ГУЗ «Рязановская участковая больница». Финансовые средства на установку пандусов не выделялись, в селе на настоящее время инвалидов-колясочников не имеется. В настоящее время формируется целевая программа Министерства здравоохранения Ульяновской области по производству капитального ремонта учреждений здравоохранения. Предполагается также проведение капитального ремонта здания фельдшерско-акушерского пункта в с. Александровка. Просит учесть данное обстоятельство при вынесении решения.

Представитель третьего лица Правительства Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве указывает, что в государственной собственности Ульяновской области находится здание фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Александровка, ул. Школьная, 10. Здание закреплено на праве оперативного управления за ГУЗ «Рязановская участковая больница», которая является бюджетным учреждением здравоохранения. В соответствии со ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника. Поддерживает позицию Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в отношении исковых требований.

Выслушав представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Мелекесского района Ульяновской области, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ст. 9 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.

В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

Требования к оборудованию общественных зданий и сооружений специальными приспособлениями для инвалидов и других маломобильных групп населения содержатся в СП 35-01-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. N 73, которые предусматривают, что в здании должен быть как минимум один вход, оборудованный пандусом.

Согласно положениями ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Судом установлено, что здание фельдшерско-акушерского пункта, расположенное по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Александровка, ул. Школьная, 10, является государственной собственностью Ульяновской области.

Находится в оперативном управлении ГУЗ «Рязановская участковая больница».

Как следует из Устава ГУЗ «Рязановская участковая больница», фельдшерско-акушерский пункт в с. Александровка, является структурным подразделением ГУЗ «Рязановская участковая больница».

ГУЗ «Рязановская участковая больница» является юридическим лицом, некоммерческой организацией.

ГУЗ «Рязановская участковая больница» осуществляет в отношении здания фельдшерско-акушерского пункта права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Одной из целей деятельности фельдшерско-акушерского пункта является организация оказания медицинской помощи населению, проживающему в с. Александровка Мелекесского района.

Судом установлено, что здание фельдшерско-акушерского пункта в с. Александровка пандусами либо иными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов-колясочников, не оборудовано.

Здание фельдшерско-акушерского пункта представляет собой объект, принадлежащий к сфере социального обслуживания, деятельность которого направлена на оказание медицинской помощи гражданам, данный объект является объектом социальной инфраструктуры, в связи с чем должен быть оборудован пандусом.

Несмотря на то, что здание фельдшерско-акушерского пункта находится в государственной собственности Ульяновской области, обязанность по приведению данного здания в соответствие с требованиями СНиП и нормами ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" следует возложить на ГУЗ «Рязановская участковая больница», поскольку именно данное учреждение использует данный объект социальной инфраструктуры в соответствии с целями своей деятельности.

Это соответствует и положениям ч. 1 ст. 296 ГК РФ и абз. 2 ч. 6 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях", возлагающим на учреждение здравоохранения бремя содержания закрепленного за ним имущества, что не противоречит ст. 210 ГК РФ в соответствии с которой бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом, в соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу следует признать ГУЗ «Рязановская участковая больница».

Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области не являются надлежащими ответчиками по делу.

Доказательств отсутствия технической возможности осуществить мероприятия по оборудованию пандусами входа в здание фельдшерско-акушерского пункта в с. Александровка ответчиком суду не представлено.

В связи с чем исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение здравоохранения «Рязановская участковая больница» обязанность по оборудованию пандусами входа в здание фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.10.

В исковых требованиях к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья: Е.А. Ибрагимова

2-7550/2012 ~ М-7644/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Мелекесского района
Ответчики
Департамент государственного имущества и земельных отношений
Другие
ГУЗ "Рязановская участковая больница"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Ибрагимова Е.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
03.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2012Передача материалов судье
05.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2012Подготовка дела (собеседование)
20.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2012Судебное заседание
11.10.2012Дело сдано в канцелярию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее