Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-860/2023 ~ М-241/2023 от 24.01.2023

Дело 2а-777/2023

73RS0001-01-2022-004202-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2023 года                                                                                   г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Кузнецовой О.В.,

при секретаре Ивановой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бацарова Дениса Викторовича к Администрации города Ульяновска об оспаривании нормативных правовых актов,

установил:

02.06.2022 Бацаров Д.В. обратился в суд с иском об оспаривании нормативных правовых актов. Требования мотивированы следующим. Истец является собственником земельного участка № 1 по генплану с кадастровым номером площадью 1000 кв. м по улице <адрес> (земли поселений) под строительство индивидуального жилого дома. Право собственности Бацарова Д.В. на спорный земельный участок возникло на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 05.10.2021, по которому спорный объект был приобретён у ООО «Строймаркет на Московском». Между собственником участка Бацаровым Д.В. и Мусиным Р.А. был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым Мусину Р.А. был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером на срок 11 месяцев (по 01.10.2022) в целях строительства индивидуального жилого дома. Впоследствии на участке были спилены деревья, что вызвало недовольство жителей многоквартирных домов, расположенных вблизи. Администрацией г.Ульяновска принято Постановление № 966 «О принятии решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска», которым постановлено: в целях размещения автомобильной дороги по ул.Радищева зарезервировать до 01.12.2024 для муниципальных нужд МО «город Ульяновск» земельный участок площадью 1000 кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в срок до 30.12.2021 внести изменения в проект планировки территории центральной части города Ульяновска. 15.12.2021 Администрацией г.Ульяновска принято Постановление № 2004 «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска», которым постановлено принять решение о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска, утверждённый постановлением администрации города Ульяновска от 23.07.2009 №5845, применительно к территории, расположенной в элементе планировочной структуры, ограниченном улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина (в районе земельного участка с кадастровым номером ). Указанное постановление было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» (№ 117 // пятница, 17.12.2021, стр. 21). 18.03.2022 Главой города Ульяновска Ульяновской области принято Постановление № 8 «О проведении общественных обсуждений по проекту постановления администрации города Ульяновска «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части муниципального образования «город Ульяновск», которым постановлено провести общественные обсуждения, утверждено оповещение о начале общественных обсуждений. Заключением о результатах общественных обсуждений от 14.04.2022 (в которых приняло участие 0 человек) Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска рекомендовало утвердить проект внесения изменений в проект планировки территории центральной части муниципального образования «город Ульяновск» применительно к территории, расположенной в элементе планировочной структуры, ограниченном улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина (в районе земельного участка с кадастровым номером ). Указанное заключение было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» (№ 32 // пятница, 15.04.2022, стр. 22). Истец просит суд признать недействующими: постановление Администрации г.Ульяновска №1966 от 13.12.2021 «О принятии решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска», как противоречащее требованиям статьи 49, пункта 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта «а» пункта 3 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561; постановление Администрации г. Ульяновска № 2004 от 15.12.2021 «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска», как противоречащее требованиям пункта 1 части 1 статьи 26, части 1 статьи 41.1, части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; постановление Администрации г. Ульяновска № 775 от 02.06.2022 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска», как противоречащее требованиям пункта 1 части 1 статьи 26, части 1 статьи 41.1, части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18.07.2022 по делу №2а-3175/2022 по административному иску Бацарова Дениса Викторовича к Администрации города Ульяновска о признании постановлений незаконными, административное исковое заявление Бацарова Дениса Викторовича к Администрации города Ульяновска о признании постановлений незаконными оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 11.01.2023 по делу №33а-207/2023 решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18.07.2022 по делу №2а-3175/2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

24.01.2023 Бацаров Д.В. обратился в суд с иском об оспаривании нормативного правового акта, просил признать незаконным постановление Администрации города Ульяновска №980 от 19.07.2022 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе г.Ульяновска». Требования мотивированы следующим. Бацаров Д.В. является собственником вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером . По договору от 01.11.2021 земельный участок передан в аренду Мусину Р.А. на срок 11 месяцев в целях строительства индивидуального жилого дома. В соответствии с дополнительным соглашением от 22.09.2022 договор аренды продлен на неопределенный срок. В ходе подготовительных работ на участке были спилены деревья, что вызвало недовольство жителей рядом расположенных домов. По этой причине Администрацией города были приняты постановления: №1966 от 13.12.2021 «О принятии решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска», № 2004 от 15.12.2021 «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска», № 775 от 02.06.2022 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска». 19.07.2022 Администрацией города Ульяновска вынесено постановление №980 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска. Административный истец считает данное постановление незаконным. Изъятие земельного участка означает для Бацарова Д.В. прекращение права собственности на него. Указанным постановлением нарушено каждое из предусмотренных законом условий, необходимых для его изъятия. Указанное постановление получено Бацаровым Д.В. по почте 31.10.2022, срок его обжалования не пропущен. Закрепленная в постановлении № 980 цель изъятия земельного участка (строительство дороги) не соответствует его реальной цели (сохранение зеленых насаждений). Спорное постановление № 980 направлено на изъятие земельного участка для строительства дороги, которая не предусмотрена ни документами территориального планирования, ни утвержденным проектом планировки территории.

Определением суда от 14.02.2023 объединены административные дела по административным искам Бацарова Д.В. к Администрации города Ульяновска о признании незаконными вышеуказанных постановлений.

В судебное заседание административный истец Бацаров Д.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён. Его представитель Юрзин П.Н. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, просит административный иск удовлетворить.

Представители административного ответчика Администрации города Ульяновска Бодунова Т.В., Ионова Н.С. в судебном заседании требования административного истца не признали, заявили о пропуске истцом срока на обжалование постановлений, дали пояснения из которых следует, что до принятия решения о размещении автомобильной дороги проводился визуальный осмотр, документы при этом не оформлялись, иных мероприятий не производилось. Просят в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованное лицо Мусин Р.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён. Его представитель Селезнев А.А. в судебном заседании поддержал доводы административного истца, просит административный иск удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению города Ульяновска», Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Залюковой Г.И., просившей в удовлетворении требований административного истца отказать, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Частью 1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, предоставлено право обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Особенности же рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов предусмотрены положениями главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17.11.1997 № 17-П и от 31.03.2015 № 6-П).

В п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» содержатся разъяснения, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 изложенной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно разъяснений, изложенных в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ). Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение). При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.

Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Согласно ст.1 ГрК РФ деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий. Видами документации по планировке территории являются, в том числе, проект планировки территории; проект межевания территории (ст.41 ГрК РФ).

Проект планировки территории подлежит обязательному опубликованию, что предусмотрено ч.16 ст.45 ГрК РФ.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (ст.3 ГрК РФ).

Как указано в ст.4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения в том числе по планировке территории.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки территории, решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Из названных норм также следует вывод, что проект планировки территории, решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.

При определении документации по планировке территории, резервировании земельного участка для муниципальных нужд как нормативного правового акта следует также учесть, что она рассчитана на неоднократное применение, так как не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта. Названная документация определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений (например, обязанность выкупа объектов недвижимости для государственных либо муниципальных нужд, определение местоположения объектов федерального, регионального, местного значения).

Таким образом, проект планировки территории, решение о резервировании земельного участка для муниципальных нужд отвечает признакам нормативного правового акта.

Судом установлено, что административный истец Бацаров Д.В. является собственником земельного участка № 1 по генплану с кадастровым номером площадью 1000 кв. м по улице <адрес> (земли поселений) под строительство индивидуального жилого дома. Право собственности Бацарова Д.В. на спорный земельный участок возникло на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 05.10.2021, по которому спорный объект был приобретён у ООО «Строймаркет на Московском».

По договору от 01.11.2021 земельный участок передан в аренду Мусину Р.А. на срок 11 месяцев в целях строительства индивидуального жилого дома. В соответствии с дополнительным соглашением от 22.09.2022 договор аренды продлен на неопределенный срок. В ходе подготовительных работ на участке были спилены деревья, что вызвало недовольство жителей рядом расположенных домов, в связи с чем Администрацией города были приняты постановления: №1966 от 13.12.2021 «О принятии решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска» (далее – Постановление №1966), № 2004 от 15.12.2021 «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска» (далее – Постановление №2004), № 775 от 02.06.2022 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска» (далее – Постановление №775).

Постановлением № 1966 постановлено: в целях размещения автомобильной дороги по ул.Радищева зарезервировать вышеуказанный земельный участок до 01.12.2024 для муниципальных нужд МО «город Ульяновск»; Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в срок до 30.12.2021 внести изменения в проект планировки территории центральной части города Ульяновска; Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска в срок до 30.12.2021 подготовить схему резервируемых земель, подготовить проект постановления главы города Ульяновска о резервировании земель, обеспечить ознакомление заинтересованных лиц со схемой и перечнем в течение 10 рабочих дней со дня официального опубликования постановления о резервировании; зарегистрировать в Управлении Росреестра по Ульяновской области ограничения прав на земельные участки, расположенные в границах резервируемых земель, в течение 20 дней со дня принятия постановления о резервировании направить его копию в Управление Росреестра по Ульяновской области.

В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

В силу подп. 2 ст.49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Администрацией города Ульяновска не рассматривался и не решался вопрос возможности размещения автомобильной дороги в ином месте. Необходимость для размещения автомобильной дороги на земельном участке истца отсутствует; заявленная цель резервирования не соответствует действительной причине принятия спорных актов. Доказательства обратного ответчиком не представлены.

Суд учитывает, что через три дня после принятия Постановления №1966 Администрацией города Ульяновска организована посадка на участке деревьев, что явно противоречит заявленной цели изъятия земельного участка – для размещения автомобильной дороги.

Согласно п.4 ст.70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 №561 (далее – Положение №561).

Согласно подп.«а» п.3 Положения №561 резервирование земельных участков осуществляется на основании документации по планировке территории, одним из видов которой является проект планировки территории (п.1 ч.1 ст.41 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно п.1 ч.1 ст.26 ГрК РФ подготовка и утверждение документации по планировке территории является реализацией документов территориального планирования и осуществляется в соответствии с ними.

В силу п.3 ч.1 ст.18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.

В соответствии со ст.41.1 ГрК РФ планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности, и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.

Согласно ч.6 ст.45 ГрК РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), предусматривающей размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, объектов местного значения муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, объектов местного значения поселения, городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, если размещение таких объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), документами территориального планирования субъекта Российской Федерации в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, документами территориального планирования муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, документами территориального планирования поселений, городских округов в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса. Одной из таких областей являются автомобильные дороги местного значения (подп. «б» п.1 ч.5 ст.23 ГрК).

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска по делу № 2-1313/2022 от 20.04.2022 в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации г. Ульяновска, Бацарову Денису Викторовичу, Сазонову Сергею Анатольевичу, Хайруллину Альфику Сабирулловичу, Обществу с ограниченной ответственностью «Строймаркет на Московском», Мусину Раису Анфисовичу об отмене постановлений, возложении обязанности принять меры к изъятию земельного участка, о возвращении земельного участка отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 08.11.2022 по делу №33-4414/2022 решение Ленинского районного суда г.Ульяновска по делу № 2-1313/2022 от 20.04.2022 оставлено без изменения.

В апелляционном определении от 08.11.2022 указано следующее. Постановлением Совмина РСФСР от 05.12.1985 N 543 в целях обеспечения дальнейшего планомерного и комплексного развития города Ульяновска, повышения градостроительного и архитектурного уровня застройки, улучшения качества строительства и благоустройства города утвержден Генеральный план города Ульяновска с Основными положениями генерального плана. Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска представлены выкипировка с Генерального плана города Ульяновска 1985 года, выкипировка с Проекта размещения строительства на 1986-1990 годы с приложениями до 1995 года (стадия: Генеральный план 1 очереди строительства), которые не содержат координат, позволяющих идентифицировать на них спорный земельный участок и элементы транспортной инфраструктуры. Из пояснений представителя Управления архитектуры и градостроительства, данных им в судебном заседании первой инстанции, нельзя сделать однозначных выводов относительно расположения спорного участка на территории элементов транспортно - инженерной инфраструктуры. Как следует из ответа Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции, в реестре муниципального имущества числится автодорога протяженностью 189 м, которая передана в управление Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Однако данные сведения внесены 27.02.2008, то есть после принятия Постановлений мэра города Ульяновска в 2004 году. В соответствии с проектом планировки территории центральной части города Ульяновска, утвержденным постановлением Главы города Ульяновска от 23.07.2009 № 5845, указанный земельный участок расположен на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы). Актуальный Генеральный план города проект планировки города Ульяновска не содержит в месте нахождения участка с кадастровым номером элементов транспортной инфраструктуры.

При таких обстоятельствах у Администрации города Ульяновска отсутствовали основания и полномочия по принятию актов и решений, направленных на внесение изменений в проект перепланировки и резервирование земельного участка. Их выполнение заведомо приводит к несоответствию проекта перепланировки территории существующему генеральному плану.

Постановлением № 2004 постановлено: принять решение о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска, утвержденный постановлением администрации города Ульяновска от 23.07.2009 №5845, применительно к территории, расположенной в элементе планировочной структуры, ограниченном улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина (в районе земельного участка с кадастровым номером ). Указанное постановление было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» №117 от 17.12.2021).

18.03.2022 главой города Ульяновска принято Постановление №8 «О проведении общественных обсуждений по проекту постановления администрации города Ульяновска «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части МО «город Ульяновск», которым постановлено провести общественные обсуждения, утверждено оповещение о начале общественных обсуждений. В соответствии с оповещением проект и информационные материалы будут размещены на официальном сайте администрации города Ульяновска www.ulmeria.ru. Указанное постановление было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» №23 от 22.03.2022.

Заключением о результатах общественных обсуждений от 14.04.2022 Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска рекомендовало утвердить проект внесения изменений в проект планировки территории центральной части МО «город Ульяновск» применительно к территории, расположенной в элемента планировочной структуры, ограниченном улицами Рылеева, Красногвардейской, Корюкина (в районе земельного участка с кадастровым номером . Указанное заключение было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» №32 от 15.04.2022. Согласно содержания административного иска в общественных обсуждениях приняло участие 0 человек, доказательства обратного не представлены.

В силу ч.1 ст.5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.5.1 ГрК РФ участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Процедура проведения общественных обсуждений предусматривает определенную последовательность этапов, одним из которых является размещение проекта и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в сети Интернет (п.2 ч.4 ст.5.1 ГрК РФ), а заключительным – подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений (п.5 ч.4 ст.5.1 ГрК РФ).

Проект и информационные материалы на официальном сайте администрации города Ульяновска www.ulmeria.ru отсутствуют, указанное представителями ответчика не оспаривается. Представителями ответчика не представлены доказательства того, что проект и информационные материалы были своевременно размещены на официальном сайте администрации города Ульяновска www.ulmeria.ru, а также доказательства того, что в районе спорного участка своевременно размещались оповещения о начале общественных слушаний в соответствии с требованиями п.2 ч.8 ст.5.1 ГрК РФ.

Заключение о результатах общественных обсуждений, проведенных с нарушениями, противоречит ст.5.1 ГрК РФ.

Учитывая вышеизложенное, довод представителя административного ответчика о том, что общественные обсуждения носят рекомендательный характер и не влияют на принятое решение, не обоснован.

19.07.2022 Администрацией города Ульяновска вынесено постановление № 980 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска, согласно которому вышеуказанный земельный участок административного истца следует изъять для муниципальных нужд в целях строительства автомобильной дороги по ул.Радищева в Ленинском районе г.Ульяновска.

Согласно п.1 ст.56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Таким образом, изъятие земельного участка допускается в исключительных случаях по строго определенным основаниям, одним из которых является строительство автомобильной дороги местного значения; при отсутствии других возможных вариантов такого строительства; при условии, что объект строительства предусмотрен документами территориального планирования и утвержденным проектом планировки территории.

Из содержания административного иска следует, что действительной целью изъятия земельного участка является сохранение на нем зеленых насаждений, а не строительство автомобильной дороги. В период до 13.12.2021 Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не обращалось в адрес Администрации города Ульяновска за реализацией мероприятий, целей, задач или вопросов, связанных с размещением автомобильной дороги, за резервированием и (или) выкупом земельного участка Бацарова Д.В. для муниципальных нужд, а также с информацией, что имеющаяся дорога не соответствует требованиям. Доказательства обратного административным ответчиком не представлены.

Постановлением главы администрации города Ульяновска от 27.01.2020 №84 утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры МО «город Ульяновск» на период 2020-2035 годов». Данной программой не предусмотрено никаких мероприятий по строительству или реконструкции автомобильной дороги в районе земельного участка административного истца. Указанное представителями административного ответчика не оспаривается.

В силу п.3 ч.1 ст.18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.

Согласно п.2 ч.3 ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит карту планируемого размещения объектов местного значения. На указанной карте отображаются планируемые для размещения объекты местного значения городского округа, относящиеся к областям: автомобильные дороги местного значения (подп. «б» п.1 ч.5 ст.23 ГрК РФ).

Согласно п.2 ст.21 Закона Ульяновской области от 30.06.2008 №118-ЗО «Градостроительный устав Ульяновской области» к объектам местного значения городского округа, подлежащим отображению на генеральном плане городского округа, относятся автомобильные дороги местного значения.

Генеральный план города Ульяновска, утвержденный Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83, не содержит отображение каких-либо объектов местного значения, в том числе автомобильной дороги на территории функциональной зоны, ограниченной улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина и бульваром Пластова.

Согласно п.10.1 ст.1 ГрК РФ автомобильные дороги относятся к линейным объектам. Состав и содержание документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливается Правительством РФ (ч.4 ст.41.1 ГрК РФ). Положение о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов» утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 №564 (далее – Положение №564).

Проект внесения изменений в проект планировки центральной части города Ульяновска не соответствует Положению №564, не предусматривает размещение новых линейных объектов и не предусматривает определения зон планируемого размещения новых линейных объектов. Дорога не предусмотрена проектом планировки территории. Доказательства обратного не представлены.

Суд считает необоснованной ссылку представителей административного ответчика на Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №254-ФЗ). Согласно ст.1 Закона №254-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры.

С учетом перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Законом №254-ФЗ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2020 №2278-р, к объектам инфраструктуры могут быть отнесены не любые автомобильные дороги общего пользования местного значения, а лишь такие, которые одновременно: направлены на модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры в соответствии со стратегией пространственного развития РФ; относятся к определенной категории; прямо перечислены (указаны) в одном из приведенных документов (комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, государственных программах РФ и т.д.).

Согласно ч.3 ст.2 Закона №254-ФЗ прямо запрещено включение в утвержденный    Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2020 №2278-р перечень объектов капитального строительства жилого назначения, а также иных объектов, предназначенных для осуществления деятельности, не связанной со строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов инфраструктуры.

Представитель заинтересованного лица Мусина Р.А. Селезнев А.А. в судебном заседании пояснил, что согласно ответа на запрос в Минстрой России Закон №254-ФЗ устанавливает специальное регулирование в отношении строго определенных приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и не отменяет общего запрета на осуществление подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального, регионального или местного значения при отсутствии утвержденных документов территориального планирования, содержащих информацию о соответствующих объектах. Из ответа на запрос в Совет Федерации Федерального Собрания РФ от 24.08.2022 следует, что установленные Законом №254-ФЗ особенности применяются в отношении конкретного перечня объектов, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2020 №2278-р. Из ответа на запрос в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 24.08.2022 следует, что мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры осуществляются именно по решениям Генерального плана, на основании которого вносятся изменения в проекты планировки территории районов города Ульяновска.

Довод представителя административного ответчика о пропуске административным истцом предусмотренного ст.219 КАС РФ срока на обжалование вышеуказанных постановлений является необоснованным.

В соответствии со ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из содержания административного иска следует, что постановление № 1966 в установленном законом порядке не публиковалось, об указанном постановлении Бацарову Д.В. стало известно из материалов дела № 2-1313/2022, рассматриваемого Ленинским районным судом г.Ульяновска по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска об отмене постановлений о предоставлении земельного участка, возложении обязанности на Администрацию города Ульяновска принять меры, направленные на его изъятие, возложении обязанности на Бацарова Д.В. возвратить земельный участок в собственность администрации города Ульяновска. Доказательства обратного не представлены.

В силу ч.6 ст.208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Следовательно, срок на обжалование вышеуказанных постановлений административным истцом не пропущен.

При таких обстоятельствах все обжалуемые административным истцом постановления не соответствуют нормативным правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая изложенные, административные исковые требования Бацарова Д.В. подлежат удовлетворению.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд,

решил:

административные исковые требования Бацарова Дениса Викторовича к Администрации города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Ульяновска № 1966 от 13.12.2021 «О принятии решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска».

Признать незаконным постановление Администрации города Ульяновска № 2004 от 15.12.2021 «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска».

Признать незаконным постановление Администрации города Ульяновска № 775 от 02.06.2022 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска».

Признать незаконным постановление Администрации города Ульяновска № 980 от 19.07.2022 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска".

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                         О.В. Кузнецова

В окончательной форме решение изготовлено 28.03.2023.

2а-860/2023 ~ М-241/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бацаров Д.В.
Ответчики
Администрция города Ульяновска
Другие
Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска
Управление росреестра по Ульяновской области
Юрзин П.Н.
Мусин Р.А.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Кузнецова О. В.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
24.01.2023Регистрация административного искового заявления
25.01.2023Передача материалов судье
26.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2023Судебное заседание
14.02.2023Судебное заседание
14.02.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее