Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-628/2022 ~ М-448/2022 от 07.06.2022

УИД 19RS0006-01-2020-000906-47
?Дело № 2а-628/2022 (2а-613/2022, 2а-616/2022)

Мотивированное решение суда изготовлено 25.08.2022


Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Сергиевск 18 августа 2022 года


Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Морозовой Г.С.,
при секретаре Чеботарь Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-629/2022 по административному исковому заявлению Калмыкова С. И., Толкачева А. И., Калмыковой Е. В. к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу о признании недействительным приказа об изъятии земельного участка для государственных нужд,

УСТАНОВИЛ:

Калмыков С.И., Калмыкова Е.В., Толкачев А.И. обратились в суд с иском к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее – Департамент) о признании недействительным приказа об изъятии земельного участка для государственных нужд.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются сособственниками по 1/3 доле каждый в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым .

Приказом Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема выделения из земельного участка с кадастровым земельного участка площадью 10394 кв.м., земельный участок с кадастровым изъят для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с недрами за счет средств недропользователя – ООО «Татнефть-Самара».

С указанным приказом административные истцы не согласны и просят его отменить, поскольку этот участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, на указанном земельном участке расположена грунтовая дорога, ведущая как к свечному хозяйству ООО «Татнефть-Самара», расположенному на земельных участках с кадастровыми , так и иным землям сельхозназначения, по которой к полям подходит техника для обработки и уборки урожая, изъятие указанных участков нарушает их право собственности на спорные земли и не соответствует принципам законности и обоснованности, поскольку необходимо будет за счет пахотной земли делать иной проезд к обрабатываемым землям. По мнению истцов, изъятие земельных участков произведено не в пользу государства, а в пользу ООО «Татнефть-Самара», являющегося коммерческой структурой. Законных оснований для изъятия земель не имеется.

Просят признать незаконным решение комиссии по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (протокол от ДД.ММ.ГГГГ и приказ Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик - представитель Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, просит рассмотреть иск в отсутствие своего представителя, против удовлетворения иска возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается выпиской из ЕГРН, что Калмыкову С.И., Калмыковой Е.В., Толкачеву А.И. принадлежит право собственности по 1/3 доле каждому в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым , площадью 448 078+/-5 857 кв.м., местоположение – <адрес>, в границах бывшего совхоза им. XXIII съезда КПСС (СПК «Черновский»), в границах с.<адрес>; категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственной деятельности; граница указанного земельного участка установлена в координатах МСК-63.

В соответствии со статьёй 25.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О недрах" (далее – Закон о недрах) допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

В силу п.п. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя). Согласно п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд» утвержден перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков для федеральных нужд. В силу пункта 3 указанного постановления, к таким относятся организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

ООО «Татнефть-Самара» является владельцем лицензии на пользование недрами СМР 01473НР, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной лицензии, она выдана ООО «Татнефть-Самара» с целевым назначением работ: для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых. Участок недр расположен в Сергиевском и <адрес>х <адрес>, описание границ участка приведено в Приложении к лицензии и представляет собой описание местоположения участка недр в географических координатах по Северной широте и Восточной долготе, без установления координат в системе МСК-63. Срок действия лицензии – до ДД.ММ.ГГГГ. Участок недр имеет статус горного отвода.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Татнефть-Самара» обратилось в Департамент с заявлением о формировании из земельного участка земельного участка и об изъятии спорного земельного участка для государственных нужд, обосновав указанное ходатайство наличием лицензии на недропользование СМР 01473НР от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , к полномочиям Федерального агентства по недропользованию относится принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

В соответствии с пунктом 1 приказа Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)» прием и рассмотрение ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя), выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации, принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации, подготовка, согласование и заключение соглашений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации, а также иные действия, связанные с исполнением данных полномочий, включая участие в рассмотрении связанных с ними споров в судах, осуществляются территориальными органами Федерального агентства по недропользованию по месту нахождения изымаемого земельного участка.

По вышеуказанному ходатайству истца об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, Департаментом, как лицом, в силу вышеуказанных положений законодательства обладающим полномочиями по принятию решений об изъятии земельных участком для государственных нужд, издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым принято решение об утверждении схемы земельного участка с кадастровым площадью 10394 кв.м. образованного из земельного участка с кадастровым площадью 448078+/-5557 кв.м. и об изъятии у Калмыкова С.И., Калмыковой Е.В., Толкачева А.И. для государственных нужд земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, в границах бывшего совхоза им. XXIII съезда КПСС (СПК «Черновский»), в границах с.<адрес>, с целью проведения работ связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ООО «Татнефть-Самара» в соответствии с лицензией СМР 01473 НР от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с указанным приказом, ООО «Татнефть-Самара» поручено: - выступать заказчиком кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденной схемой; представить в орган, осуществляющий постановку на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, который предстоит образовать; - выступить заказчиком по оценке изымаемого земельного участка, оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием; осуществлять переговоры с правообладателями земельных участков, относительно условий изъятия земельных участков; осуществить подготовку проектов соглашений об изъятии земельных участков и направить в Департамент для согласования и подписания; направить в установленном порядке проект соглашения об изъятии земельных участков в адрес собственников земельных участков; Отделу геологии и лицензирования Приволжскнедра по <адрес> направить в установленном порядке копию настоящего приказа Калмыкову С.И., Калмыковой Е.В., Толкачеву А.И., ООО «Татнефть-Самара», в Управление Росреестра по <адрес>.

Вместе с тем, оценивая представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ издан с нарушением действующего законодательства, поскольку при его вынесении не было учтено, что на спорном земельном участке расположена грунтовая дорога, ведущая как к земельным участкам с кадастровыми , на которых расположены факельный стояк, операторная и ННП , принадлежащие ООО «Татнефть-Самара», так и проезд к посевным и пахотным площадям земельного участка с кадастровым , принадлежащим административным истцам. При этом, приказ от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельных участков с кадастровыми для государственных нужд также оспаривается истцами по делу № 2а-629/2022, рассматриваемому Сергиевским районным судом Самарской области.

Согласно ст. 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Статьей 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Согласно ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно отмечалось, что в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, определения от ДД.ММ.ГГГГ -О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-П). Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.

В силу п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда основания отчуждения предусмотрены законом. Одним из таких оснований является изъятие у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 Обзора судебной практики № ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.

В статье 49 ЗК РФ установлены исключительные основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При обращении недропользователя с ходатайством об изъятии в последнем должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 56.4 ЗК РФ).

Обращение коммерческого предприятия (недропользователя) с ходатайством об изъятии земельного участка у иных лиц в целях осуществления им своей коммерческой деятельности, обусловливается коммерческим интересом указанной организации. Сам по себе факт планируемого использования земельного участка в целях добычи тех или иных природных ресурсов не может являться единственным и безусловным основанием для изъятия земли у собственников земельных участков. В связи с этим при разрешении спора об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в целях его использования для недропользования, подлежит доказыванию наличие непосредственно государственных (муниципальных) нужд в изъятии конкретного имущества. Деятельность лицензиата, лишь опосредованно служащая публичным интересам и направленная на извлечение прибыли самим заявителем, не определяет наличия государственных нужд, удовлетворение которых посредством лишения собственности иных лиц допускается лишь в исключительных случаях. При этом лицензиат может обеспечить свои коммерческие интересы при пользовании недрами не только путем изъятия земельных участков, но и путем заключения договоров с собственниками таких земельных участков или путем установления сервитута.

Таких исключительных обстоятельств по делу не имеется.

С момента возведения на земельных участках с кадастровыми факельного стояка, операторной и ННП в 2011 году, указанные земельные участки находились в пользовании ООО «Татнефть-Самара» на основании договоров аренды, заключаемых с его собственниками, также в аренду предоставлялась и часть спорного земельного участка с кадастровым , по которому осуществлялся проезд к вышеуказанным объектам нефтепромысла, и в течение белее чем 10-ти лет ООО «Татнефть-Самара» не обращалась с требованием об изъятии спорного земельного участка для государственных нужд.

Таким образом, являясь владельцем лицензии на недра, ООО «Татнефть-Самара» более десяти лет использовала спорный земельный участок на праве аренды, выплачивая собственникам спорного участка согласованную арендную плату, не испытывая какой-либо необходимости в изъятии указанного участка. Каких-либо доказательств того, что у ООО «Татнефть-Самара» с 2011 года изменились основания или появились новые обстоятельства, дающие основания для изъятия спорного участка для государственных нужд в связи с наличием лицензии на пользование недрами от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необходимость изъятия спорного земельного участка не свидетельствует об удовлетворении публичных нужд, не направлена на необходимость пользования участком недр, расположенным под спорным земельным участком, поскольку в течение более чем 10-ти лет такое пользование велось без изъятия земли, а направлена на защиту интересов ООО «Татнефть-Самара» вопреки интересам собственников спорного земельного участка, в том числе предоставит ООО «Татнефть-Самара» возможность освобождения от арендной платы за спорные земли.

Суд не принимает доводы административного ответчика, изложенные в письменном отзыве по делу, согласно которых процедура изъятия земельных участков для государственных нужд в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами в пользу держателя соответствующей лицензии, прямо предусмотрена действующим законодательством, и наличие у ходатайствующего соответствующей лицензии на пользование недрами является безусловным основанием к изъятию земельных участков, суд апелляционной инстанции правомерно указал, поскольку данный довод ответчика противоречит вышеизложенным статьям 235, 279 ГК РФ, статьям 49, 56.2, 56.3, 56.4 ЗК РФ и правовой позиции изложенной в пункте 2 Обзора судебной практики (2016), из которых следует, что наличие действующей лицензии на право пользования участком недр не является безусловным основанием для удовлетворения ходатайства недропользователя и не влечет за собой обязательное принудительное изъятие имущества для государственных нужд.

С учетом изложенного, исходя из фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят Департаментом без учета норм земельного законодательства и фактического назначения изымаемых земельных участков, нарушает права и законные интересы административных истцов.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд


РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Калмыкова С. И., Толкачева А. И., Калмыковой Е. В. к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу о признании недействительным приказа об изъятии земельного участка для государственных нужд - удовлетворить.

Признать незаконным приказ Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельного участка с кадастровым площадью 10394 кв.м. для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с недрами за счет средств недропользователя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий судья: Г.С. Морозова

2а-628/2022 ~ М-448/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калмыкова Е.В.
Толкачев А.И.
Калмыков С.И.
Ответчики
Комиссия по рассмотрени ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования, отнесенных к компетенции Приволжскнедра
Начальник Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) В.В. Хамидулин
ООО "Татнефть-Самара"
Суд
Сергиевский районный суд Самарской области
Судья
Морозова Г.С.
Дело на странице суда
sergievsky--sam.sudrf.ru
07.06.2022Регистрация административного искового заявления
08.06.2022Передача материалов судье
10.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Подготовка дела (собеседование)
05.07.2022Рассмотрение дела начато с начала
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2022Судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
25.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.11.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.11.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее