Дело №
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Магомедова И.М., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по РД к АЗС «АСКО» в лице ИП ФИО2 о приостановлении деятельности осуществляемой с нарушением санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по РД обратилось в суд с исковым заявлением к АЗС «АСКО» в лице ИП ФИО2 о приостановлении деятельности осуществляемой с нарушением санитарного законодательства.
Иск мотивирован тем, что во исполнении Протокола совещания у врио заместителя Председателя Правительства РД ФИО5 по вопросу увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет РД в отрасли розничной торговли горючесмазочными материалами и газом проведено санитарно-гигиеническое обследование 11.12.2018г. совместно с представителями Администрации <адрес>, МЧС, УБЭП, Ростехнадзора, ИФНС в отношении ИП ФИО2 ФИО1 №, ИНН 056002172449 РД, <адрес>, пр-кт.А.Султана 11/1 на предмет соответствия требованиям: Федерального закона от 30.03.1999г.№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ, СП ДД.ММ.ГГГГ-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий», СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГг №н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
В ходе обследования выявлены следующие нарушения санитарного законодательства:
1. Не соблюдается нормированное расстояние (санитарно-защитная зона) в размере 100м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние до ближайшего жилого дома -60м), что является нарушением требований п. ДД.ММ.ГГГГ. КЛАСС IV СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
2.Не представлена информация об организации проведения производственного контроля, не представлена программа производственного контроля, что является нарушением требований п.2.6, п.4.4, п.4.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением
санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно— противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»;
3. Не представлена информация об организации проведения периодических
медицинских осмотров работниками, что является нарушением требований ст.34
Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12
апреля 2011г №н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных
производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся
обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых
на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
4. Не предоставлены документы, подтверждающие осуществление вывоза
образовавшихся в процессе деятельности АЗС отходов, не установлены
мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила
содержания территорий населенных мест»;
5. Отсутствует уголок потребителя с необходимой информацией,
предоставляемых на АЗС в соответствии с требованиями ст.9,10 Закона РФ «О защите
прав потребителей» № от 7.02.1992г;
Не соблюдается санитарно-защитная зона от границы АГЗС до границы жилых зданий, фактическое расстояние составляет- 60м, вместо положенных 100 метров.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении ИП ФИО2 ФИО1 №, ИНН 056002172449 РД. <адрес>, пр-кт.А.Султана 11/1 установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении своей деятельности, что тем самым представляет серьезную опасность окружающей среде и здоровью населения в виду возможности возникновения и распространения различных заболеваний.
Истец просит суд признать действия ИП ФИО2 ФИО1 №, ИНН 056002172449 осуществляющего деятельность по реализации жидкого топлива и газа по адресу: РД, <адрес>, пр-кт.А.Султана 11/1 с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, противоправными.
2. Обязать ИП ФИО2 обеспечить:
- соблюдение размера санитарно-защитной зоны установленной п. ДД.ММ.ГГГГ. КЛАСС IV СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03;
-проведение производственного контроля, в соответствии требований п.2.6, п.4.4, п.4.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-07 «Изменения и дополнения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения»;
-проведение периодических медицинских осмотров работников, в соответствии требований ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГг №н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка
проведения этих осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и ( или) опасными условиями труда»;
-осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности АГЗС отходов, в соответствии (п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест»);
-уголком потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АГЗС в соответствии с требованиями ст.9,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № от7.02.1992г;
-приостановить деятельность АЗС «Аско» ИП ФИО2 до устранении нарушений санитарного законодательства расположенного по адресу: РД, <адрес>, пр-кт. А.Султана 11/1.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО6 поддержал исковые требования, просил удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО7 иск не признал, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно нормам ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. №- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с нормами ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающую такую опасность.
Как следует из материалов дела, проверка деятельности ИП ФИО2 проводилась во исполнение протокола совещания по вопросу увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет РД в отрасли розничной торговли ГСМ и газом в форме санитарно-гигиенического обследования.
Всякая проверка объектов предпринимательской деятельности должна иметь законные основания и проводиться в формах, предусмотренных законом, а так же в соответствии с полномочиями проверяющего органа.
Исходя из вопроса совещания, проверка объектов, обозначенных на совещании, должна проводится на предмет ухода от уплаты либо сокрытия налогов и налогооблагаемой базы. Как видно из искового заявления, нарушения, выявленные в деятельности ИП никак не связанны с вопросами уплаты налогов, тем самым истец явно вышел за рамки вопросов совещания, проведя полноценную проверку, таким образом нарушив, своими действиями и исковыми требованиями, право ИП на свободу предпринимательской деятельности.
Каждый выход надзорного органа на объект проверки, вне зависимости от целей такого выхода, должен быть основан на полномочиях надзорного органа и правах должностных лиц этого надзорного органа. Проверка ИП проведена в форме санитарно-гигиенического обследования.
В отношении ИП, фактически проведено надзорное мероприятие под прикрытием проведения санитарно-гигиенического обследования.
Согласно ч. 7 ст. 46 ФЗ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Порядок проверки юридических лиц и ИП регламентирован ФЗ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в статьях 9,10 которого предусмотрены виды проверок, а так же порядок их проведения. Не оформление результатов проверки согласно положениям ФЗ №294-ФЗ является грубым нарушением и влечет недействительность проверки (ст. 20). Как видно из материалов дела, такой порядок соблюден не был, что прямо свидетельствует о незаконности результатов, полученных по итогам проверки.
Истцом также не представлено достоверных доказательств допущения ответчиком нарушений, изложенных в исковом заявлении, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком санитарные нормы соблюдаются, отходы регулярно вывозятся с территории АГЗС, медицинские осмотры сотрудников проводятся, уголок потребителя имеется.
Согласно ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).
Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.
Довод иска о том, что имеется опасность причинения вреда в будущем, что является основанием к иску о запрещении деятельности в порядке ст. 1065 ГК РФ, является необоснованным, поскольку достоверных доказательств того, что существует реальная угроза причинения вреда в результате осуществления ИП ФИО2 своей деятельности, истцом суду не представлено.
Кроме того, сведений о том, что АГЗС «АСКО» эксплуатируется без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности, суду на момент рассмотрения дела, не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по РД к АЗС «АСКО» в лице ИП ФИО2 о приостановлении деятельности осуществляемой с нарушением санитарного законодательства, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке
Судья И.М. Магомедов