Гражданское дело №2-89/2022
УИД 68RS0002-01-2021-002907-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2022 годаг.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Словесновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Кобзеве Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуева Олега Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении группы инвалидности и об установлении группы инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
29.04.2021г. решением бюро МСЭ *** общего профиля Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда и соцзащиты РФ) Зуеву О.В. не установлена группа инвалидности (акт медико-социальной экспертизы гражданина № *** от 29.04.2021г.).
10.06.2021г. решением экспертного состава № 2 специализированного и общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда и соцзащиты РФ, вынесенным заочно в порядке обжалования решения бюро МСЭ № 8 общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России от 29.04.2021г., Зуеву О.В. группа инвалидности не установлена (акт медико-социальной экспертизы гражданина № *** от 10.06.2021г.).
Зуев О.В. обратился в суд с иском к ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда и соцзащиты РФ о признании незаконными решения об отказе в установлении группы инвалидности и об установлении группы инвалидности, в обоснование иска указав, что не согласен с решениями Бюро медико-социальной экспертизы №8 общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» от 29.04.2021г. и Экспертным составом №2 специализированного и общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» от 10.06.2021г., считает их незаконными, поскольку полагает, что у него имеется заболевание, дающее право на установление группы инвалидности. В 2008г. ему была установлена инвалидность III группы, в 2010г. инвалидность была снята. С того времени состояние его здоровья значительно ухудшилось, им в 2020г. перенесена операция: невролиз и декомпрессия L5 спинно-мозгового нерва справа. Просит признать незаконными указанные решения бюро медико-социальной экспертизы и обязать признать его инвалидом.
В судебном заседании истец Зуев О.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил установить ему третью группу инвалидности.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда и соцзащиты РФ по доверенности Ермакова С.Ю. в судебном заседании исковые требования Зуева О.В. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.40-45). Дополнительно пояснила, что действия специалистов бюро МСЭ № 8 общего профиля и экспертного состава №2 специализированного и общего профиля законны и обоснованны, при проведении медико-социальной экспертизы в отношении Зуева О.В. специалисты руководствовались Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95, Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, утвержденными приказом Минтруда РФ от 27.08.2019г. №585н. Выводы специалистов бюро МСЭ № 8 общего профиля и экспертного состава №2 специализированного и общего профиля подтверждены экспертным заключением ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.12.2021г. и от 16.03.2022г. Просила в заявленных исковых требованиях Зуеву О.В. отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, экспертное два заключения заочной судебной медико-социальной экспертизы, проведенной комиссией экспертов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №3 от 23.12.2021г. и №4 от 16.03.2022г., считает, что исковые требования Зуева О.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. определено понятие «нетрудоспособные граждане», к которым относятся инвалиды 1, 2 и 3 группы (ст.2, ст.11).
Статья 12 Федерального закона № 166-ФЗ указывает, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст.1, ст.7 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Медико-социальная экспертизаосуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации.Порядокорганизации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ст.8 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).
В соответствии со ст.32 того же Закона споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программреабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п.46 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 (далее - Правила) и определяющих в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом, решение бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно данным Правилам (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы (п.2).
Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованиемклассификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.3).
Пунктом 16 Правил утверждено, что медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В соответствии с пунктами 5-7, 9 вышеуказанных Правил признания лица инвалидом, условиями признания гражданина инвалидом являются:
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
Инвалидность I группы устанавливается на 2года, II и III групп - на 1год.
Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается на основании перечня согласноприложению, а также по основаниям, указанным впункте 13настоящихПравил.
Как установлено п.п.20, 25 Правил, Медико-социальная экспертизагражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина
В силу п.28 Правил решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему. Порядоксоставления иформаакта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.29 Правил).
В соответствии с п. 5 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерстватрудаи социальной защиты РФ от 27.08.2019г. № 585н, выделяют 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100 с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к классификациям и критериям.
Согласно п.п.11 - 13 Классификаций и критериев, критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности (пункт 6 Классификаций и критериев).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам прохождения Зуевым О.В. лечения в ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» 23.03.2021г. выдано направление №410 на медико-социальную экспертизу для установления группы инвалидности, которое получено истцом 20.04.2021г. (л.д.66-76).
29.04.2021г. Зуев О.В. был освидетельствован ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ Бюро МСЭ №8 общего профиля, что подтверждается актом медико-социальной экспертизы гражданина №*** от 29.04.2021г. (л.д.83-85).
По результатам заочного освидетельствования для установления группы инвалидности, анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов, специалистами бюро установлено, что имеющиеся у гражданина стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связных с движением (статодинамических) функций, согласно п.13.3.1.1 приказа Минтруда России от 27.08.2019г. № 585н соответствуют 20%, согласно количественной системы оценки степени нарушения функций организма человека, согласно приложению к «Классификации и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы», которые не ограничивают жизнедеятельность гражданина ни в одной из категорий жизнедеятельности, не вызывают необходимости в мерах социальной защиты, что не дает основания для установления группы инвалидности в соответствии с «Правилами признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы №*** от 29.04.2021г. – л.д.59-65).
В рамках обжалования принятого решения, 10.06.2021г. Зуев О.В. освидетельствован повторно экспертным составом №2 специализированного и общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, что подтверждается актом медико-социальной экспертизы гражданина №*** от 10.06.2021г. – л.д.56-58).
С учетом сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки, согласно Постановлению Правительства РФ «О временном порядке признания лица инвалидом» от 09.04.2020г. № 467, медико-социальная экспертиза проведена в заочной форме по представленным медицинским документам, сформированным медицинскими организациями.
При проведении в порядке обжалования заочной медико-социальной экспертизы, специалистами экспертного состава №2 основания для установления Зуеву О.В. группы инвалидности не выявлены, правовых оснований для изменения решения бюро МСЭ №8, принятого в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждения МСЭ, не найдено (протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы №*** от 10.06.2021г. – л.д.46-52).
Сопоставляя основные виды нарушений функций организма истца и степень их выраженности с основными категориями жизнедеятельности, прописанными в вышеназванном приказе Минтруда России от 27.08.2019 № 585н, суд считает решение бюро МСЭ №8 общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России от 29.04.2021г., а также решение экспертного состава №2 специализированного и общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» от 10.06.2021г. об отказе в установлении Зуеву О.В. группы инвалидности обоснованными по следующим основаниям.
Все имеющиеся заболевания истца, указанные в направлении на медико-социальную экспертизу, были учтены ответчиком в ходе проведения заочного освидетельствования Зуева О.В. 29.04.2021г. и 10.06.2021г.; наличие указанных заболеваний не предопределяет установление группы инвалидности на момент освидетельствования, поскольку степень выраженности осложнений заболеваний истца на момент освидетельствования не ограничивает основные критерии жизнедеятельности.
Судом, с учетом мнения сторон, была назначена в отношении истца заочная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России.
Согласно выводам экспертного заключения ФКУ «Главное бюро МСЭ по Воронежской области» Минтруда России №3 от 23.12.2021г., Зуеву О.В. проведена заочная судебная медико-социальная экспертиза, по результатам которой установлено, что основания для установления Зуеву О.В.
Согласно экспертному заключению №3 от 23.12.2021г. ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда и социальной защиты РФ, заочно освидетельствован гражданин Зуев О.В., изучена медицинская, медико-экспертная документация (сведения о проведенном лечении, акты и протоколы бюро МСЭ, экспертного состава ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России), по результатам которых экспертный состав пришел к выводу, что по имеющимся документам выявлены стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, которые не привели к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности, не вызывают необходимости в мерах социальной защиты и не являются основанием для установления группы инвалидности, согласно п.5, п.6 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г № 95, разделам II, IV Классификаций и критериев, используемых при осуществлении МСЭ граждан в ФКУ МСЭ, утвержденных приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 27.08.2019г. №585н п. 13.3.1.1 количественной системы оценки степени нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами в процентах.
Согласно выводам экспертного заключения №3 от 23.12.2021г. ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда и социальной защиты РФ, не имеется оснований для установления Зуеву О.В. группы инвалидности в связи с имеющимися у него заболеваниями (л.д.105-146).
Поскольку экспертами ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации экспертное заключение подготовлено без изучения медицинской карты из ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ» в отношении истца Зуева О.В., определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 18.01.2022г. была назначена дополнительная заочная судебная медико-социальная экспертиза в отношении Зуева О.В., производство которой также поручалось экспертам ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно экспертному заключению №4 от 16.03.2022г. ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда и социальной защиты РФ, заочно освидетельствован гражданин Зуев О.В., изучена медицинская, медико-экспертная документация (сведения о проведенном лечении, акты и протоколы бюро МСЭ, экспертного состава ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России, медицинскую карту), по результатам которых экспертный состав пришел к выводу, что по имеющимся документам выявлены стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, которые не привели к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности, не вызывают необходимости в мерах социальной защиты и не являются основанием для установления группы инвалидности, согласно п.5, п.6 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г № 95, разделам II, IV Классификаций и критериев, используемых при осуществлении МСЭ граждан в ФКУ МСЭ, утвержденных приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 27.08.2019г. №585н п. 13.3.1.1 количественной системы оценки степени нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами в процентах.
Согласно выводам экспертного заключения №4 от 16.03.2022г. ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда и социальной защиты РФ, оснований для установления Зуеву О.В. группы инвалидности в связи с имеющимися у него заболеваниями, зафиксированными в медицинской карте *** от 30.09.2019г., не имелось на 29.04.2021г. и на момент проведения настоящей экспертизы (л.д.164-173).
Указанные выше экспертные заключения ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда и социальной защиты РФ №3 от 23.12.2021г. и №4 от 16.03.2022г. стороной истца не оспорены. Иных доказательств, свидетельствующих о наличии, на момент освидетельствования условий для установления группы инвалидности, стороной истца суду не предоставлено. Вывод о том, что имеющиеся у истца нарушения здоровья не вызывают необходимость в мерах социальной защиты, не опровергнут.
Указанные выше экспертные заключения ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда и социальной защиты РФ №3 от 23.12.2021г. и №4 от 16.03.2022г. вынесены в соответствии с нормативными правовыми документами по медико-социальной экспертизе, а именно «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №95, и Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.2019 № 585н «Классификации и критерии используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком не допущено нарушений прав истца при проведении медико-социальной экспертизы. Экспертиза проведена в установленном законом порядке, выводы экспертизы объективны, соответствуют представленным на освидетельствование медицинским документам.
Суд не усматривает оснований для отмены решения бюро МСЭ № 8 общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.04.2021г., а также решения экспертного состава №2 специализированного и общего профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.06.2021г., а также оснований для установления истцу Зуеву О.В. какой-либо группы инвалидности по указанным им заболеваниям.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зуева Олега Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении группы инвалидности и об установлении группы инвалидности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья А.А. Словеснова
Решение принято в окончательной форме 15.04.2022г.
Судья А.А. Словеснова