УИД: 28RS0017-01-2019-004827-70
№ 2-1600/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 октября 2019 года г. Свободный
Свободненский городской Амурской области в составе председательствующего судьи Шестопалова В.В.,
при секретаре судебного заседания Алафьевой Е.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора космодрома «Восточный» Бондарева Д.А., представителя ответчика ФГУП "ЦЭНКИ" - Хиля Н.Г., действующей на основании доверенности, представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - Ковалёвой Н.В. и Савченко И.А., действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску исполняющего обязанности прокурора космодрома "Восточный" в интересах Российской Федерации, в защиту неопределённого круга лиц к ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ФГУП "ЦЭНКИ") об обязании ФГУП "ЦЭНКИ" определить конкретные виды и объемы работ, необходимые для окончания исполнения с ЗАО "ИНСИСТЕМС" договора, установить твердую цену в течение одного месяца,
у с т а н о в и л:
Исполняющий обязанности прокурора космодрома "Восточный", действующий в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ФГУП "ЦЭНКИ") об обязании ФГУП "ЦЭНКИ" определить конкретные виды и объемы работ, необходимые для окончания исполнения с ЗАО "ИНСИСТЕМС" договора, установить твердую цену в течение одного месяца.
Определением суда от -- в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (Госкорпорация «Роскосмос»).
Свои требования мотивировал следующим. Прокуратурой космодрома «Восточный» на территории строительства объектов космодрома «Восточный» проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения, допускаемые Федеральным государственным унитарным предприятием «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (далее - ФГУП «ЦЭНКИ»).
Работы по созданию космодрома «Восточный» выполняются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от -- --.
Финансирование работ по строительству первой очереди космодрома «Восточный» было предусмотрено Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- (далее - ФКП), Федеральной космической программой на 2016-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- и подпрограммой «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- --.
Постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждена ФЦП «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации».
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации П. от -- № Пр-1852, а также Календарного плана от -- -- пл, Дорожной карты от -- -- пл по результатам расторжения ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» трех государственных контрактов по строительству Стартового комплекса, Технического комплекса и Водозаборных сооружений, Госкорпорацией «Роскосмос» (Заказчик), с ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Застройщик) и ФГУП «ЦЭНКИ» (Генподрядчик) заключено 3 договора подряда по завершению строительства первой очереди космодрома строительство Технического комплекса площадка 2 (договор подряда от -- --), строительство Водозаборных сооружений (договор подряда от -- --), строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С (договор подряда от -- --).
Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от -- --, преобразовано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р и реорганизовано в соответствии с указами Президента Российской Федерации от -- -- и от -- --.
Предприятие находится в ведомственном подчинении ГК «Роскосмос» (п. 1.4 Устава ФГУП «ЦЭНКИ»).
Предприятие имеет обособленное подразделение на территории ЗАТО Циолковский -филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный».
ФГУП «ЦЭНКИ» согласно п. 2.2 Устава осуществляет проведение проектных, строительных, монтажных и пусконаладочных работ.
ФГУП «ЦЭНКИ» в установленном порядке получена лицензия от -- --К на право осуществления космической деятельности, включающая в себя создание (производство), модернизацию, эксплуатацию и ремонт космодромов, стартовых комплексов и т.п.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р ФГУП «ЦЭНКИ» является единственным исполнителем осуществляемых Госкорпорацией «Роскосмос» закупок работ (услуг) по эксплуатации объектов космической инфраструктуры и поддержанию функционирования объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный».
Из положений п. 7 договоров подряда от -- --, от -- -- следует, что ФГУП «ЦЭНКИ» обязуется выполнить все работы по настоящим договорам в соответствии с проектной и рабочей документацией, условиями Договоров и требованиями нормативных документов в области строительства, обеспечить качество выполнения всех работ в соответствии с рабочей документацией, действующими нормами и правилами, техническими условиями.
Строительство Технического комплекса, площадка 2, договор подряда от -- --. Цена договора ориентировочная и составляет 2 664 403 629,13 руб. Авансирование Генподрядчика осуществлено Заказчиком в размере 912 938 372,75 руб. (34,26 % от цены договора).
Всего предъявлено Заказчику и Застройщику работ с начала строительства на 769 710 002,85 руб. с НДС, в том числе принято Застройщиком работ (КС-2) на 735 513 171,02 руб. с НДС, из которых принято Заказчиком работ (КС-3) на 564 677 315,89 руб. с НДС.
Строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С, договор подряда от -- --. Цена договора ориентировочная и составляет 795 140 920,54 руб. Авансирование Генподрядчика осуществлено Заказчиком в размере 397 570 460,27 руб. (50 % от цены договора).
Всего предъявлено Заказчику и Застройщику работ с начала строительства на 352 894 108,05 руб. с НДС, в том числе принято Застройщиком работ (КС-2) на 296 439 271,17 руб. с НДС, из которых принято Заказчиком работ (КС-3) на 288 265 618, 76 руб. с НДС.
Установлено, по условиям заключенных договоров подряда от -- --, от -- -- на выполнение строительно-монтажных работ дата окончания работ: на объектах Стартового комплекса - --; на объектах Технического комплекса - до --.
ФГУП «ЦЭНКИ» в рамках исполнения договоров подряда для завершения строительно-монтажных работ по объектам первой очереди заключено 19 договоров субподряда, в том числе с ЗАО «ИНСИСТЕМС».
Так, -- между ЗАО «ИНСИСТЕМС» (Подрядчик) и ФГУП «ЦЭНКИ» (Генподрядчик, Генеральный подрядчик) заключен Договор от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 (далее - Договор), предметом которого является выполнение Подрядчиком строительно-монтажных работ (далее - Работы) по Объекту: Космодром «Восточный», «Строительство Технического комплекса, площадка 2» - (Заправочно- нейтрализационная станция ГП 11, Комплекс утилизации промстоков ГП 37 (ГП 37.1 - 37.5), Сооружения сбора и нейтрализации паров «Г» и «О» ГП 37.1, МИК КА, РБ и КГЧ ГП 4)); «Строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С» - (Стартовое сооружение (Сооружение 1), Командный пункт (сооружение 3), Технологический блок кислорода и азота (сооружение 4), Технологический блок керосина и нафтила (сооружение 5), Технологический блок сжатых газов (сооружение 6), Камера разводки коммуникаций, Укрытие для обслуживающего персонала (сооружение 2), Укрытие для обслуживающего персонала (сооружение 8), Холодильный центр (сооружение 10), Административно-служебное здание (сооружение 14), Караульное помещение (сооружение 15), Контрольно-пропускной пункт (сооружения 16), Центральный распределительный пункт ЦРП (сооружение 17), Убежище (сооружение 27), Хранилище ТУА (сооружение 30), Хранилище ЗИП (сооружение 18), Объекты энергетического хозяйства), Насосная станция оборотного водоснабжения (сооружение 12), Насосная станция хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения с резервуарами запаса питьевой воды (сооружение 25)», цена договора с учетом заключенного дополнительного соглашения -- от -- является ориентировочной и составляет 491 655 952,72 рубля.
При этом непосредственно при заключении договора от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 цена была определена в размере 613 421 366,75 рублей, в дальнейшем на основании дополнительного соглашения от -- -- цена составляла 544 457 424,58 рублей, в силу дополнительного соглашения от -- -- цена была снижена до 485 460 263,64 рублей, дополнительным соглашением от -- -- цена договора в настоящее время установлена ориентировочная и составляет 491 655 952,72 рублей.
Согласно пункту 5.2. Договора от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 в редакции дополнительного соглашения от -- -- дата окончания работ: на объектах Стартового комплекса - --; на объектах Технического комплекса - до --.
Исходя из п. 3.1, цена Договора № Ц/ИСС-СМР452/16 от -- определяется на основании ориентировочного расчета цены Договора (Приложение -- к Договору). Твердая цена Договора определяется путем заключения дополнительного соглашения к Договору. При необходимости Стороны уточняют в дополнительных соглашениях к Договору и другие условия Договора (в редакции дополнительного соглашения -- от -- к договору подряда от -- №Ц/ИСС-СМР452/16).
Проведенной прокуратурой космодрома «Восточный» проверкой установлены факты непринятия мер ФГУП «ЦЭНКИ» по исполнению п. 3.1 договора от -- №Ц/ИСС-СМР452/16 в части определения твёрдой цены договора и заключения соответствующего дополнительного соглашения к нему, по состоянию на -- с учётом требуемого завершения работ на объекте Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С в срок до -- ФГУП «ЦЭНКИ» не выполнены мероприятия по заключению дополнительного соглашения в части определения твердой цены Договора.
ФГУП «ЦЭНКИ», являясь генподрядчиком строительства первой очереди космодрома «Восточный», на основании статей 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и заключенных договоров подряда обязано осуществлять строительство космодрома в соответствии с проектной документацией, а также контролировать своевременное выполнение строительных работ.
Согласно положениям п. 2.3 договора подряда от -- --, от -- -- Генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с Проектной и Рабочей документацией и другими условиями Договора. Генподрядчик обязуется выполнить Работы в соответствии с условиями настоящего Договора собственными и/или привлеченными силами и средствами.
Прокуратурой космодрома «Восточный» установлены факты неопределения ФГУП «ЦЭНКИ» конкретных объемов работ и непредоставления в адрес ЗАО «ИНСИСТЕМС» проектно-сметной документации со штампом «В производство работ». Исполнительная документация ФГУП «ЦЭНКИ» в адрес ЗАО «ИНСИСТЕМС» до настоящего момента в полном объеме не передана. Так же вследствие проведенного ЗАО «ИНСИСТЕМС» осмотра систем вентиляции по ГП-4, ГП-5 было выявлено, что часть систем находится в нерабочем или разукомплектованном состоянии, в связи с чем отсутствует строительная готовность, из-за чего субподрядная организация, не имея окончательно определенных конкретных видов и объемов работ, не может исполнить в полном объёме договор от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 и приступить к пусконаладочным работам.
Проведенный анализ выполнения работ ФГУП «ЦЭНКИ» и привлеченной им субподрядной организацией ЗАО «ИНСИСТЕМС» свидетельствует об имеющих место фактах, создающих реальную угрозу срыва сроков завершения работ.
Согласно пунктам 6.2.7, 6.2.8 заключенного договора от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 ФГУП «ЦЭНКИ» с ЗАО «ИНСИСТЕМС» обязано оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ, по вопросам, непосредственно связанным с предметом договора, решение которых возможно только при участии генподрядчика, а так же осуществлять приёмку и проверку объемов и качества работ, выполненных подрядчиком при наличии исполнительной документации представляемой подрядчиком, на предъявляемый к приемке объемов работ. Согласно пункту 2.2 подрядчик осуществляет работы в соответствии с проектной и рабочей документацией и другими условиями договора. Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями настоящего договора на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами, однако отсутствие проектно-сметной документации выданной генподрядчиком подрядчику со штампом «В производство работ», а так же отсутствует определение Генподрядчиком конкретных объемов работ, является обстоятельством, препятствующим надлежащему исполнению подрядчиком обязательств по договору.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о непринятии эффективных мер исполнения обязанностей, возложенных договором от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 на ФГУП «ЦЭНКИ», что негативно сказывается на процессе строительства и ведет к нарушению сроков ввода объектов в эксплуатацию.
ФГУП «ЦЭНКИ» не принимаются действенные меры, направленные на определение объемов работ и установления твердой цены в рамках договора от -- № № Ц/ИСС-СМР452/16 (в редакции дополнительного соглашения от -- -- заключенного с ЗАО «ИНСИСТЕМС», что затрагивает права и законные интересы граждан Российской Федерации и законные интересы Российской Федерации, связанные с реализацией ими права на освоение космического пространства, а так же выхода Российской Федерации в число ведущих участников мирового рынка космических товаров (работ и услуг).
Просит суд обязать ФГУП «ЦЭНКИ» определить конкретные виды и объемы работ необходимые для окончания исполнения с ЗАО «ИНСИСТЕМС» договора от -- №Ц/ИСС-СМР452/16, установить твердую цену, в течение одного месяца.
С учетом уточненных исковых требований от -- прокурор просил суд обязать ФГУП «ЦЭНКИ» определить конкретные виды и объемы работ, необходимые для окончания исполнения с ЗАО «ИНСИСТЕМС» договора от -- №Ц/ИСС-СМР452/16, установить твердую цену, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора космодрома «Восточный» Бондарев Д.А., на доводах и требованиях, изложенных в иске, с учетом уточнений требований от --, настаивал.
Представитель ответчика – ФГУП «ЦЭНКИ» - Хиля Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ответчик требования не признает, просит в иске отказать по доводам и основаниям, изложенным в письменной позиции по делу, которая сводится к следующему. Полагают, что возникший хозяйственный спор подсуден арбитражному суду, в исковом заявлении прокурора не указано, какое право нарушено, в чем заключаются интересы неопределенного круга лиц, а также нет ссылки на законы и иные нормативные акты, кроме того при осуществлении надзора прокурор космодрома «Восточный» вмешался в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий.
Представитель третьего лица ЗАО «ИНСИСТЕМС» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщил. В письменном объяснении полагал исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Между ЗАО «ИНСИСТЕМС» (подрядчик) и ФГУП «ЦЭНКИ» (генподрядчик) заключен договор от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 (договор), предметом которого является выполнение Подрядчиком строительно-монтажных работ (далее - Работы) по Объекту: Космодром «Восточный», «Строительство Технического комплекса, площадка 2» _ (Заправочно-нейтрализационная - станция Г П 11, Комплекс утилизации промстоков ГП 37 (ГП37.1 - 37.5), Сооружения сбора и нейтрализации паров «Г» и «О» ГП 37.1, МИК КА, РБ И КГЧ ГП 4)); «Строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С» — (Стартовое сооружение (Сооружение 1), Командный пункт (сооружение 3), Технологический блок кислорода и азота (сооружение 4), Технологический блок керосина и нафтила (сооружение 5), Технологический блок сжатых газов(сооружение 6), Камера разводки коммуникаций, Укрытие для обслуживающего персонала сооружение 2) Укрытие для обслуживающего персонала (сооружение 8), Холодильный центр(сооружение 10), Административно-служебное здание (сооружение 14), Караульное помещение (сооружение 15), Контрольно-пропускной пункт (сооружения 16), Центральный распределительный пункт ЦРП (сооружение 17), Убежище (сооружение 27), Хранилище ТУА (сооружение 30), Хранилище ЗИП (сооружение 18), Объекты энергетического хозяйства), Насосная станция оборотного водоснабжения (сооружение 12), Насосная станция хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения с резервуарами запаса питьевой воды (сооружение 25)».
Согласно п. 2.2 договора подрядчик осуществляет работы в соответствии с проектной и рабочей документацией и другими условиями договора. При этом цена договора определяется на основании ориентировочного расчета (приложение -- к договору), а твердая цена договора должна быть определена на основании уточненного сметного расчета путем заключения дополнительного соглашения (п. 3.1 договора).
Вместе с тем, по состоянию на -- техническая и сметная документация в полном объеме подрядчику не выдана, и твердая цена договора не определена.
Генподрядчик выдает техническую документацию с существенной просрочкой, а в полном объеме документация не выдана до настоящего времени. Большая часть выданной генподрядчиком документации непригодна для выполнения работ, в связи с чем в нее вносятся изменения. При этом не всегда изменения вносятся и выдаются подрядчику оперативно. Например, изменения на основании обращения подрядчика от -- исх. -- выданы только --, т.е. спустя 651 день.
Несвоевременная выдача технической документации и ее постоянная корректировка приводит к тому, что на момент получения подрядчиком документации, заложенные в ней материалы и оборудование снимаются с производства.
Таким образом, спустя 956 дней с даты заключения договора не определен окончательный объем работ, техническая документация в полном объеме не выдана, а работы на объекте ведутся на основании дефектной ведомости, составленной на основании видеофиксации состояния объекта с участием подрядчика, генподрядчика и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».
Сметная документация в полном объеме не выдана подрядчику до настоящего времени.
Большая часть выданной сметной документации требует корректировки, так как не учитывает стоимость отдельных видов и объемов работ, предусмотренных технической частью, а заложенная в ней стоимость не соответствует рыночной стоимости материалов и оборудования в связи с задержкой выдачи технической части документации.
Более года назад подрядчик направил генподрядчику на утверждение сметные расчеты, подготовленные на основании дефектной ведомости, для определения твердой цены договора. Однако, по состоянию на -- генподрядчик свои обязательства по согласованию представленных подрядчиком сметных расчетов не исполнил.
Таким образом, спустя 956 дней с даты заключения договора сметная документация в полном объеме подрядчику не передана, твердая цена договора не определена.
Просили суд удовлетворить требования прокурора в полном объеме.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - Ковалёва Н.В. и Савченко И.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований прокурора.
Представитель третьего лица Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщил. По доводам, указанным в письменном возражении, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора космодрома «Восточный» в полном объеме. В письменном возражении на исковое заявление указали следующее. В целях завершения строительства объектов инфраструктуры космодрома «Восточный» и в соответствии с Федеральной космической программой России на 2006 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- --, Федеральной целевой программой «Развитие российских космодромов на 2006 -2015 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р, Федеральной адресной инвестиционной программой на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденной Минэкономразвития России -- (программная часть: федеральная целевая программа «Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы», подпрограмма «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от -- --), между Госкорпорацией «Роскосмос» (Заказчик), ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Застройщик) и ФГУП «ЦЭНКИ» (Генподрядчик) были заключены:
договор подряда от -- -- на выполнение строительно-монтажных работ на Объекте: «Строительство Технического комплекса, площадка 2» (далее - Технический комплекс);
договор подряда от -- -- на выполнение строительно-монтажных работ на Объекте: «Строительство водозаборных сооружений объектов космодрома» (далее - Водозаборные сооружения);
договор подряда от -- -- на выполнение строительно-монтажных работ на Объекте: «Строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С (далее - Стартовый комплекс).
Согласно пункту 7.1.2. раздела 7 указанных договоров, Генподрядчик имеет право привлекать к выполнению Работ субподрядные организации с последующим письменным уведомлением Заказчика и Застройщика о заключении договора субподряда.
ФГУП «ЦЭНКИ» (Заказчик) с ЗАО «ИНСИСТЕМС» был заключен договор субподряда от -- № Ц/ИСС-СМР452/16, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ на некоторых объектах Водозаборного сооружения, Технического и Стартового комплекса.
В свою очередь, условиями Договоров подряда от -- --, 224/16,225/16 установлены конкретные виды и объемы работ, которые необходимо выполнить ФГУП «ЦЭНКИ» для завершения строительства каждого объекта.
Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Учитывая диспозитивность нормы п. 4 ст. 709 ГК РФ стороны договора подряда свободны в праве выбора способа определения цены работы.
Вместе с тем, в исковом заявлении Прокурора не содержится нормативного обоснования заявленного требования об установлении в рамках договора субподряда от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 твердой цены.
Согласно положениям статей 1, 21 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура, в числе прочего, осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре).
Принцип невмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов тесно связан с принципом недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, который закреплен в п. 1 ст. 1 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Из содержания договора субподряда от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 следует, что он заключен в рамках осуществления Ответчиком и ЗАО «ИНСИСТЕМС» своей обычной хозяйственной деятельности.
Однако прокурор космодрома «Восточный» стороной Договора не является, что также свидетельствует о вмешательстве в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов.
Из искового заявления следует, что предметом требований прокурора является обязание ФГУП «ЦЭНКИ» определить конкретные виды и объемы работ, необходимые для окончания исполнения с ЗАО «ИНСИСТЕМС» договора от -- № Ц/ИСС-СМР/16.
ФГУП «ЦЭНКИ» и ЗАО «ИНСИСТЕМС» являются юридическими лицами осуществляющим предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.
Следовательно, требования об обязании определить конкретные виды и объемы работ необходимые для окончания исполнения с ЗАО «ИНСИСТЕМС» договора субподряда от -- № Ц/ИСС-СМР/16 заявлены прокурором в рамках осуществления Ответчиком и ЗАО «ИНСИСТЕМС» своей хозяйственной деятельности, соответственно, настоящий спор носит экономический характер.
Таким образом, в силу норм ст. 22 ГПК РФ и ст. 27 АПК РФ, настоящие требования прокурора подлежат рассмотрению и разрешению в порядке арбитражного судопроизводства.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика ФГУП «ЦЭНКИ» было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу. В заявленном ходатайстве представитель ФГУП «ЦЭНКИ» указал, что ФГУП «ЦЭНКИ» не согласно с исковыми требованиями прокурора поскольку возникший хозяйственный спор подсуден арбитражному суду, в исковом заявлении прокурора не указано, какое право нарушено, в чем заключаются интересы неопределенного круга лиц, а также нет ссылки на законы и иные нормативные акты, кроме того при осуществлении надзора прокурор космодрома «Восточный» вмешался в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, аналогичное заявление уже рассматривалось Свободненским городским судом Амурской области.
В ходе рассмотрения дела представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФКУ «Дирекция космодрома Восточный» также было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу по доводам и основаниям, аналогичным, изложенным в ходатайстве о прекращении производства по делу, ФГУП «ЦЭНКИ».
Суд отклоняет ходатайства ФГУП «ЦЭНКИ» и ФКУ «Дирекция космодрома Восточный в связи со следующим.
В соответствии с требованиями ч. ч. 1,2 ст. 21 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Согласно п. 1.1. Приказа Генерального прокурора РФ от -- -- «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» надлежит прокурору Амурской области обеспечить надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и должностными лицами учреждений и организаций, действующих на территории закрытого административно-территориального образования - поселка Углегорска и космодрома «Восточный», в части деятельности, связанной со строительством данного космодрома.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Закон Российской Федерации от -- -- «О космической деятельности» направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от -- -- «О космической деятельности» установлены цели космической деятельности, которыми в том числе являются: содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.
Выявленные прокурором нарушения являются существенными, их наличие создает угрозу доступа России в космос со своей территории, формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических средств, средств выведения и объектов наземной космической инфраструктуры, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах социально-экономической сферы Российской Федерации, а также негативно влияют на обороноспособность и безопасность Российской Федерации.
Таким образом, доводы о наличии спора экономического характера между ФГУП «ЦЭНКИ» и ЗАО «ИНСИСТЕМС» не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ законно и обоснованно обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность предприятий.
Доводы о том, что аналогичное заявление уже рассматривалось Свободненским городским судом Амурской области, также не нашли своего подтверждения, поскольку на момент рассмотрения дела отсутствует вступившее в законную силу решение суда, принятое по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям.
Таким образом, заявленные ФГУП «ЦЭНКИ» и ФКУ «Дирекция космодрома Восточный ходатайства удовлетворению не подлежат.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные доказательства, нормы материального права, приняв во внимание письменные отзывы, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой космодрома «Восточный» на территории строительства объектов космодрома «Восточный» проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства Российской Федерации, в ходе которой выявлены нарушения, допускаемые Федеральным государственным унитарным предприятием «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (далее - ФГУП «ЦЭНКИ»).
Работы по созданию космодрома «Восточный» выполняются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от -- --.
Финансирование работ по строительству первой очереди космодрома «Восточный» было предусмотрено Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- (далее - ФКП), Федеральной космической программой на 2016-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- и подпрограммой «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- --.
Постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждена ФЦП «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации».
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации П. от -- № Пр-1852, а также Календарного плана от -- -- пл, Дорожной карты от -- -- пл по результатам расторжения ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» с ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» трех государственных контрактов по строительству Стартового комплекса, Технического комплекса и Водозаборных сооружений, Госкорпорацией «Роскосмос» (Заказчик), с ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Застройщик) и ФГУП «ЦЭНКИ» (Генподрядчик) заключено 3 договора подряда по завершению строительства первой очереди космодрома строительство Технического комплекса площадка 2 (договор подряда от -- --), строительство Водозаборных сооружений (договор подряда от -- --), строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С (договор подряда от -- --).
Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от -- --, преобразовано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р и реорганизовано в соответствии с указами Президента Российской Федерации от -- -- и от -- --.
Предприятие находится в ведомственном подчинении ГК «Роскосмос» (п. 1.4 Устава ФГУП «ЦЭНКИ»).
Предприятие имеет обособленное подразделение на территории ЗАТО Циолковский -филиал ФГУП «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный».
ФГУП «ЦЭНКИ» согласно п. 2.2 Устава осуществляет проведение проектных, строительных, монтажных и пусконаладочных работ.
ФГУП «ЦЭНКИ» в установленном порядке получена лицензия от -- --К на право осуществления космической деятельности, включающая в себя создание (производство), модернизацию, эксплуатацию и ремонт космодромов, стартовых комплексов и т.п.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р ФГУП «ЦЭНКИ» является единственным исполнителем осуществляемых Госкорпорацией «Роскосмос» закупок работ (услуг) по эксплуатации объектов космической инфраструктуры и поддержанию функционирования объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный».
Из положений п. 7 договоров подряда от -- --, от -- -- следует, что ФГУП «ЦЭНКИ» обязуется выполнить все работы по настоящим договорам в соответствии с проектной и рабочей документацией, условиями Договоров и требованиями нормативных документов в области строительства, обеспечить качество выполнения всех работ в соответствии с рабочей документацией, действующими нормами и правилами, техническими условиями.
Строительство Технического комплекса, площадка 2, договор подряда от -- --. Цена договора ориентировочная и составляет 2 664 403 629,13 руб. Авансирование Генподрядчика осуществлено Заказчиком в размере 912 938 372,75 руб. (34,26 % от цены договора).
Всего предъявлено Заказчику и Застройщику работ с начала строительства на 769 710 002,85 руб. с НДС, в том числе принято Застройщиком работ (КС-2) на 735 513 171,02 руб. с НДС, из которых принято Заказчиком работ (КС-3) на 564 677 315,89 руб. с НДС.
Строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С, договор подряда от -- --. Цена договора ориентировочная и составляет 795 140 920,54 руб. Авансирование Генподрядчика осуществлено Заказчиком в размере 397 570 460,27 руб. (50 % от цены договора).
Всего предъявлено Заказчику и Застройщику работ с начала строительства на 352 894 108,05 руб. с НДС, в том числе принято Застройщиком работ (КС-2) на 296 439 271,17 руб. с НДС, из которых принято Заказчиком работ (КС-3) на 288 265 618, 76 руб. с НДС.
Установлено, по условиям заключенных договоров подряда от -- --, от -- -- на выполнение строительно-монтажных работ дата окончания работ: на объектах Стартового комплекса - --; на объектах Технического комплекса - до --.
ФГУП «ЦЭНКИ» в рамках исполнения договоров подряда для завершения строительно-монтажных работ по объектам первой очереди заключено 19 договоров субподряда, в том числе с ЗАО «ИНСИСТЕМС».
Так, -- между ЗАО «ИНСИСТЕМС» (Подрядчик) и ФГУП «ЦЭНКИ» (Генподрядчик, Генеральный подрядчик) заключен Договор от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 (далее - Договор), предметом которого является выполнение Подрядчиком строительно-монтажных работ (далее - Работы) по Объекту: Космодром «Восточный», «Строительство Технического комплекса, площадка 2» - (Заправочно- нейтрализационная станция ГП 11, Комплекс утилизации промстоков ГП 37 (ГП 37.1 - 37.5), Сооружения сбора и нейтрализации паров «Г» и «О» ГП 37.1, МИК КА, РБ и КГЧ ГП 4)); «Строительство Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С» - (Стартовое сооружение (Сооружение 1), Командный пункт (сооружение 3), Технологический блок кислорода и азота (сооружение 4), Технологический блок керосина и нафтила (сооружение 5), Технологический блок сжатых газов (сооружение 6), Камера разводки коммуникаций, Укрытие для обслуживающего персонала (сооружение 2), Укрытие для обслуживающего персонала (сооружение 8), Холодильный центр (сооружение 10), Административно-служебное здание (сооружение 14), Караульное помещение (сооружение 15), Контрольно-пропускной пункт (сооружения 16), Центральный распределительный пункт ЦРП (сооружение 17), Убежище (сооружение 27), Хранилище ТУА (сооружение 30), Хранилище ЗИП (сооружение 18), Объекты энергетического хозяйства), Насосная станция оборотного водоснабжения (сооружение 12), Насосная станция хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения с резервуарами запаса питьевой воды (сооружение 25)», цена договора с учетом заключенного дополнительного соглашения -- от -- является ориентировочной и составляет 491 655 952,72 рубля.
При этом непосредственно при заключении договора от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 цена была определена в размере 613 421 366,75 рублей, в дальнейшем на основании дополнительного соглашения от -- -- цена составляла 544 457 424,58 рублей, в силу дополнительного соглашения от -- -- цена была снижена до 485 460 263,64 рублей, дополнительным соглашением от -- -- цена договора в настоящее время установлена ориентировочная и составляет 491 655 952,72 рублей.
Согласно пункту 5.2. Договора от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 в редакции дополнительного соглашения от -- -- дата окончания работ: на объектах Стартового комплекса - --; на объектах Технического комплекса - до --.
Исходя из п. 3.1, цена Договора № Ц/ИСС-СМР452/16 от -- определяется на основании ориентировочного расчета цены Договора (Приложение -- к Договору). Твердая цена Договора определяется путем заключения дополнительного соглашения к Договору. При необходимости Стороны уточняют в дополнительных соглашениях к Договору и другие условия Договора (в редакции дополнительного соглашения -- от -- к договору подряда от -- №Ц/ИСС-СМР452/16).
Проведенной прокуратурой космодрома «Восточный» проверкой установлены факты непринятия мер ФГУП «ЦЭНКИ» по исполнению п. 3.1 договора от -- №Ц/ИСС-СМР452/16 в части определения твёрдой цены договора и заключения соответствующего дополнительного соглашения к нему, по состоянию на -- с учётом требуемого завершения работ на объекте Стартового комплекса РН «Союз-2» площадка 1С в срок до -- ФГУП «ЦЭНКИ» не выполнены мероприятия по заключению дополнительного соглашения в части определения твердой цены Договора.
ФГУП «ЦЭНКИ», являясь генподрядчиком строительства первой очереди космодрома «Восточный», на основании статей 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и заключенных договоров подряда обязано осуществлять строительство космодрома в соответствии с проектной документацией, а также контролировать своевременное выполнение строительных работ.
Согласно положениям п. 2.3 договора подряда от -- --, от -- -- Генподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с Проектной и Рабочей документацией и другими условиями Договора. Генподрядчик обязуется выполнить Работы в соответствии с условиями настоящего Договора собственными и/или привлеченными силами и средствами.
Прокуратурой космодрома «Восточный» установлены факты неопределения ФГУП «ЦЭНКИ» конкретных объемов работ и непредоставления в адрес ЗАО «ИНСИСТЕМС» проектно-сметной документации со штампом «В производство работ». Исполнительная документация ФГУП «ЦЭНКИ» в адрес ЗАО «ИНСИСТЕМС» до настоящего момента в полном объеме не передана. Так же вследствие проведенного ЗАО «ИНСИСТЕМС» осмотра систем вентиляции по ГП-4, ГП-5 было выявлено, что часть систем находится в нерабочем или разукомплектованном состоянии, в связи с чем отсутствует строительная готовность, из-за чего субподрядная организация, не имея окончательно определенных конкретных видов и объемов работ, не может исполнить в полном объёме договор от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 и приступить к пусконаладочным работам.
Проведенный анализ выполнения работ ФГУП «ЦЭНКИ» и привлеченной им субподрядной организацией ЗАО «ИНСИСТЕМС» свидетельствует об имеющих место фактах, создающих реальную угрозу срыва сроков завершения работ.
Согласно пунктам 6.2.7, 6.2.8 заключенного договора от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 ФГУП «ЦЭНКИ» с ЗАО «ИНСИСТЕМС» обязано оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ, по вопросам, непосредственно связанным с предметом договора, решение которых возможно только при участии генподрядчика, а так же осуществлять приёмку и проверку объемов и качества работ, выполненных подрядчиком при наличии исполнительной документации представляемой подрядчиком, на предъявляемый к приемке объемов работ. Согласно пункту 2.2 подрядчик осуществляет работы в соответствии с проектной и рабочей документацией и другими условиями договора. Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями настоящего договора на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами, однако отсутствие проектно-сметной документации выданной генподрядчиком подрядчику со штампом «В производство работ», а так же отсутствует определение Генподрядчиком конкретных объемов работ, является обстоятельством, препятствующим надлежащему исполнению подрядчиком обязательств по договору.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о непринятии эффективных мер исполнения обязанностей, возложенных договором от -- № Ц/ИСС-СМР452/16 на ФГУП «ЦЭНКИ», что негативно сказывается на процессе строительства и ведет к нарушению сроков ввода объектов в эксплуатацию.
Статьей 1 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества и государства.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
Учитывая тот факт, что нарушения допущены при исполнении договоров подряда реализуемых (исполняемых) на территории космодрома «Восточный» Свободненского района Амурской области, исковое заявление подлежит рассмотрению Свободненским городским судом Амурской области.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Необходимо отметить, что Закон Российской Федерации от -- -- «О космической деятельности» направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.
Так, статьей 3 Закона Российской Федерации от -- -- «О космической деятельности» установлены цели космической деятельности, которыми в том числе являются: содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.
Мероприятия по определению конкретных видов и объёмов работ, в том числе твердая цена ФГУП «ЦЭНКИ» по договору от -- № Ц-ИСС-СМ Р452/16 определены не были, что в свою очередь ставит под угрозу выполнение в установленный договором срок субподрядной организацией работ, что может привести к рискам продления и затягивания выполнения указанных работ.
Выявленные нарушения являются существенными, их наличие создает угрозу доступа России в космос со своей территории, формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических средств, средств выведения и объектов наземной космической инфраструктуры, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах социально-экономической сферы Российской Федерации, а также негативно влияют на обороноспособность и безопасность Российской Федерации.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Часть 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ гласит, что лицом осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Таким образом, бездействие и ненадлежащее исполнение генеральным подрядчиком ФГУП «ЦЭНКИ» своих полномочий по строительству первоочередных объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный», для последующего обеспечения готовности к проведению запусков автоматических космических аппаратов социально-экономического и научного назначения по российским, международным и коммерческим программам и проектам, по созданию условий для дальнейшего развития космодрома «Восточный» в целях обеспечения пилотируемых полетов, создает угрозу доступа России в космос со своей территории, формирования и поддержания необходимого состава орбитальных группировок космических средств, средств выведения и объектов наземной космической инфраструктуры, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах социально-экономической сферы Российской Федерации, что негативно влияет на обороноспособность и безопасность Российской Федерации,
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 1 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре РФ» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от -- --- «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно требований ч. 3 ст. 35 Федерального закона от -- ---«О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Обозначенные нарушения со стороны ФГУП «ЦЭНКИ» влекут за собой нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, выразившееся в затягивании сроков строительства объектов космодрома Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ РФ к освоению космического пространства.
Согласно ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Каждая сторона в соответствии со ст. 56 ГПК РФ должна доказывать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В судебном заседании представителем ответчика не представлено доказательств того, что ФГУП «ЦЭНКИ» определило конкретные виды и объемы работ, необходимые для окончания исполнения с ЗАО «ИНСИСТЕМС» договора от -- №Ц/ИСС-СМР452/16 и установило твердую цену.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о бездействии со стороны должностных лиц ФГУП «ЦЭНКИ».
Доводы ответчика, а также представителя ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», ГК Роскосмос, об отсутствии у прокурора права на обращение с данным иском в суд, а также о подведомственности данного спора арбитражному суду, являются несостоятельными, поскольку, согласно требований ч. 3 ст. 35 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. При этом, суд учитывает, что закон Российской Федерации «О космической деятельности» от -- -- направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.
Бездействие ФГУП «ЦЭНКИ» влечет за собой нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, выразившееся в затягивании сроков строительства объектов космодрома Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ РФ к освоению космического пространства.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме и необходимо обязать ФГУП «ЦЭНКИ» определить конкретные виды и объемы работ, необходимые для окончания исполнения с ЗАО «ИНСИСТЕМС» договора от -- №Ц/ИСС-СМР452/16, установить твердую цену, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск исполняющего обязанности прокурора космодрома "Восточный" в интересах Российской Федерации, в защиту неопределённого круга лиц к ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ФГУП "ЦЭНКИ") об обязании ФГУП "ЦЭНКИ" определить конкретные виды и объемы работ, необходимые для окончания исполнения с ЗАО "ИНСИСТЕМС" договора, установить твердую цену в течение одного месяца, удовлетворить.
Обязать ФГУП «ЦЭНКИ» определить конкретные виды и объемы работ, необходимые для окончания исполнения с ЗАО «ИНСИСТЕМС» договора от -- №Ц/ИСС-СМР452/16, установить твердую цену, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 18 октября 2019 года.
Председательствующий судья: В.В.Шестопалов