УИД 10RS0011-01-2020-011424-75
№2а-1177/2021 (№2а-8364/2020)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 января 2021 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Аксеновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Романовского С.Н. к прокуратуре Республики Карелия, старшему помощнику прокурора республики по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Аверину А.А. о признании действий (бездействий) прокуратуры Республики Карелия незаконными,
установил:
Романовский С.Н., отбывающий наказание по приговору суда в виде лишения свободы, обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом дополнений к нему к прокуратуре Республики Карелия по тем основаниям, что в заявлении от 4 августа 2020 г. он просил прокурора Республики Карелия предоставить достоверную информацию об обстоятельствах, которые послужили основаниями для увеличения срока рассмотрения его обращения от 12 мая 2020 г., а также ознакомить с документами и материалами надзорного производства по указанному обращению. Романовский С.Н. считает, что из полученного ответа прокуратуры Республики Карелия от 18 августа 2020 г. № очевидно, что прокуратура Республики Карелия уклоняется от предоставления информации, то есть бездействует и не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос об ознакомлении с документами и материалами надзорного производства по обращению от 12 мая 2020 г. Ссылаясь на положения части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 15 и части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статей 2, 5, 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пунктов 1.7 и 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45, пункта 1.10 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 № 450, административный истец указывает, что таким образом были нарушены его права на доступ к информации и на судебную защиту, а также право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов. Кроме того, по заявлению не представлена полная и достоверная информация о тех обстоятельствах, которые привели к длительному рассмотрению обращения от 12 мая 2020 г., не представлены доказательства регистрации обращений от 12 мая 2020 г. и 4 августа 2020 г. Отсутствие информации о регистрации указанных обращений свидетельствует о нарушении пункта 2.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45. Также нарушены положения статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, поскольку ответ прокуратуры Республики Карелия от 18 августа 2020 г. имеет отметку ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, ответ направлен в конверте, на котором указаны наименование и адрес указанного учреждения, сведения о заявителе, которому дан ответ, отсутствуют.
На основании изложенного, Романовский С.Н. просит признать вышеуказанные действия (бездействия) прокуратуры Республики Карелия, с учетом ответа от 18 августа 2020 г. №, неправомерными и незаконными, а также обязать прокуратуру Республики Карелия ознакомить его с документами и материалами надзорного производства по обращению от 12 мая 2020 г. (на имя Генерального прокурора Российской Федерации) в полном объеме.
Определением судьи от 13 января 2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен старший помощник прокурора республики по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Аверин А.А.
В возражениях на административное исковое заявление административные ответчики полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании административный истец Романовский С.Н., участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика прокуратуры Республики Карелия Волкова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения административного искового заявления.
Административный ответчик старший помощник прокурора республики по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Аверин А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Романовский С.Н. осужден приговором суда, вступившим в законную силу, к наказанию в виде лишения свободы; содержится в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
19 мая 2020 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации получено заявление Романовского С.Н. от 12 мая 2020 г. с приложенными к нему документами и с заявлением от 7 мая 2020 г. на имя начальника отдела спецучета ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Шахновича Т.Н., которое Романовский С.Н. просил направить соответствующему должностному лицу с установлением прокурорского контроля за его надлежащим исполнением и разрешением. Данное заявление имеется также штампы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 и 26 мая 2020 г.
Согласно письму Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 мая 2020 г. № обращение осужденного Романовского С.Н. от 7 мая 2020 г. направлено для рассмотрения в прокуратуру Республики Карелия, о чем был уведомлен Романовский С.Н.
Вышеуказанное обращение поступило в прокуратуру Республики Карелия 10 июня 2020 г. и зарегистрировано за №, которое на основании пункта 3.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №, письмом от 15 июня 2020г. № направлено для рассмотрения Карельскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, о чем был уведомлен Романовский С.Н.
Жалоба Романовского С.Н. зарегистрирована в Карельской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 23 июня 2020 г. за №.
Ответ заместителя Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Побединского В.В. от 21 июля 2020 г. № был направлен 21 июля 2020 г. в адрес Романовского С.Н. по месту отбытия наказания в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия заказным письмом, получен согласно отчету об отслеживании (почтовый идентификатор №) 8 сентября 2020 г.
6 августа 2020 г. в прокуратуру Республики Карелия поступило заявление Романовского С.Н. от 4 августа 2020 г., зарегистрировано 6 августа 2020 г. за №. В данном заявлении Романовский С.Н. просил предоставить информацию, в связи с чем был увеличен срок рассмотрения его обращения, перенаправленного согласно уведомлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 мая 2020 г. №; просил также представить копию указанного обращения с регистрационной отметкой и ознакомить с документами и материалами надзорного производства по указанному обращению.
18 августа 2020 г. в адрес Романовского С.Н. был направлен ответ за № за подписью старшего помощника прокурора республики по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Аверина А.А. В данном ответе Романовский С.Н. был проинформирован о том, что его обращение от 12 мая 2020 г. поступило в прокуратуру Республики Карелия из Генеральной прокуратуры Российской Федерации 10 июня 2020 г. и зарегистрировано за №. Данное обращение на основании пункта 3.2. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №, было направлено 15 июня 2020 г. на рассмотрение Карельскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Копия сопроводительного письма о перенаправлении этого обращения прокуратурой республики в тот же день была направлена в адрес Романовского С.Н. На указанное обращение, по результатам проведенной проверки, заместителем Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Романовскому С.Н. направлен 21 июля 2020 г. письменный ответ по существу поставленных вопросов. Нарушений требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при переадресации обращения не допущено. Разъяснено, что ответ на настоящее обращение Романовский С.Н. может обжаловать вышестоящему прокурору или в суд.
В ответе заместителя Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Побединского В.В. от 21 июля 2020 г. № на который имеется ссылка в оспариваемом ответе, указано, что с материалами прокурорской проверки по жалобе Романовский С.Н. может ознакомиться в Карельской прокуроре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (после освобождения из мест лишения свободы) либо посредством своего представителя, полномочия которого будут удостоверены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу частей 1 и 6 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Согласно положениям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 2 и 3 статьи 5). Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (пункты 2 и 3 статьи 8). Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9). Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 10). Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12).
Статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, предусмотрено, что поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры, а обращения и запросы, указанные в пунктах 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 и 5.6 настоящей Инструкции, - в день поступления, который применительно к названным пунктам Инструкции считается днем получения обращения (запроса) органами прокуратуры (пункт 2.3). Заявитель либо его представитель (лицо, полномочия которого подтверждены доверенностью, оформленной в установленном законом порядке, а также законный представитель) по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств (пункт 4.15). Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день (пункт 5.1).
Согласно пункту 1.10 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 №450, каждому гражданину либо его представителю (представителем может быть дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя) по письменному заявлению должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами и материалами, надзорными и наблюдательными производствами, имеющимися в органах прокуратуры и затрагивающими его права и свободы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 N 3-П).
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявление Романовского С.Н. от 4 августа 2020 г. было зарегистрировано в установленный срок, на данное заявление в установленный срок дан мотивированный ответ, который направлен также своевременно и в установленный срок, разъяснено право на его обжалование. Порядок ознакомления с материалами проверки, как уже было указано ранее, разъяснен в ответе от 21 июля 2020 г. №, который был получен Романовским С.Н. 8 сентября 2020 г., то есть после получения оспариваемого ответа от 18 августа 2020 г.
Не является предметом рассмотрения настоящего дела, но из материалов дела следует, что вопреки доводам административного истца ответ на обращение Романовского С.Н. от 12 мая 2020 г. с учетом перенаправлений его обращения 27 мая 2020 г. из Генеральной прокуратурой Российской Федерации в прокуратуру Республики Карелия, а затем 15 июня 2020 г. - Карельскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях был дан своевременно, однако при своевременном направлении 21 июля 2020 г. получен только 8 сентября 2020 г., что указывает на отсутствие вины прокуратуры Республики Карелия в позднем получении ответа.
В части доводов о неознакомлении с документами и материалами надзорного производства суд приходит к следующим выводам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.02.2017 № 460-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (часть 2 статьи 24), не определяет порядок и условия реализации данного права – это относится к компетенции федерального законодателя. Законодатель, избирая конкретные механизмы осуществления прав, не может устанавливать такие правила, которые противоречили бы принципам уголовного судопроизводства и создавали неустранимые препятствия в реализации прав, приводя тем самым к фактическому их упразднению (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П), но вместе с тем он не обязан во всяком случае гарантировать выдачу заинтересованным лицам копий запрашиваемых ими документов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 № 65-О-О). Отсутствие прямого указания на право лица получить копии материалов прокурорских проверок в статье 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», регулирующей общий порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений, не исключает возможность обеспечения права заявителя на ознакомление с материалами, затрагивающими его права и свободы, другим способом, в том числе с помощью адвоката или иного представителя.
Поскольку административный истец находится в местах лишения свободы, административный ответчик правомерно разъяснил ему право на личное ознакомление с материалами надзорного производства после освобождения из мест лишения свободы или посредством своего представителя. Таким образом, административному истцу не было отказано в ознакомлении с материалами надзорного производства.
Возможность ознакомления осужденных к лишению свободы с материалами прокурорской проверки, в том числе с соответствующим обращением с регистрационной отметкой, путем копирования таких материалов и отправки копий заявителю по месту отбывания наказания либо этапирования осужденных для ознакомления с указанными материалами законом не предусмотрена.
Как уже было указано ранее, пунктом 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, предусмотрено право снимать копии с документов и материалов, касающихся рассмотрения обращения, лишь с использованием собственных технических средств.
Оспариваемый ответ от 18 августа 2020 г. был направлен Романовскому С.Н. по месту его нахождения в соответствии с пунктом 2.6.7 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 №450, что не свидетельствует о нарушении положений статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обращение Романовского С.Н. рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450, в связи чем отсутствуют основания для признания действий (бездействий) прокуратуры Республики Карелия, с учетом ответа от 18 августа 2020 г. №, неправомерными и незаконными, а также отсутствуют основания для возложения на прокуратуру Республики Карелия обязанности ознакомить Романовского С.Н. с документами и материалами надзорного производства по обращению от 12 мая 2020 г. в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку совокупность установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2021 г.