Дело № 2-2917/2021
УИД 41RS0001-01-2021-003021-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года город Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края
в составе:
председательствующего судьи Токаревой М.И.,
при секретаре Алексеенко А.И.,
с участием представителя истца по доверенности Колобова В.А.,
представителя ответчика по доверенности Яшкиной Ю.В.,
представителя третьего лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края по доверенности Агафоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пенжинского района Камчатского края в защиту прав неопределенного круга лиц к ГУП «Спецтранс» о возложении обязанности по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронения твердых коммунальных отходов,
установил:
прокурор Пенжинского района Камчатского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ГУП Камчатского края «Спецтранс» (далее по тексту – ГУП «Спецтранс») о возложении обязанности организовать осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения «село Манилы» Пенжинского муниципального района.
В обоснование иска указал, что по результатам проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды установлено, что ГУП «Спецтранс», являющееся региональным оператором, на которого возложена обязанность обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно либо с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Соответствующую деятельность не организовало, что влечет нарушение прав неопределенного количества граждан, постоянно либо временно находящихся на территории сельского поселения «село Манилы» Пенжинского муниципального района.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал.
Представитель ГУП «Спецтранс» иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на то, что истец не представил сведений о том, какое именно право граждан нарушено действиями или бездействием ответчика, каков характер и размер вреда, а также о наличии причинно-следственной связи между действиями или бездействием ответчика и причиненным вредом. Прокурором не представлено доказательств нарушений ответчиком природоохранного законодательства. Нарушений ГУП «Спецтранс» региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемы обращения с отходами истцом не приведено. Обращает внимание, что ответчик не оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пенжинского района в связи с невозможностью определения операторов по обращению с ними, отсутствием объектов размещения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов либо в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Камчатского края и в территориальную схему обращения с отходами. Предоставление услуги возможно только после уполномоченным исполнительным органом перечня объектов размещения отходов и утверждения единого тарифа на услуги регионального оператора.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края просил отказать в иске, приведя доводы, аналогичные доводам ответчика.
Остальные третьи лица не явились. Извещены.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно абзацу 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июня1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила).
В силу пункта 4 Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее – схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Камчатского края от 20 ноября 2017 года № 488-П утверждена государственная программа Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае» (государственная программа).
Задачами указанной программы является, в том числе, создание условий для осуществления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами функций, определенных федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Камчатского края от 28 декабря 2016 года № 528-П утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края (далее – Правила деятельности).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил деятельности региональный оператор является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от
19 декабря 2016 года № 738 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края присвоен Муниципальному унитарному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс», впоследствии реорганизованному в государственное унитарное предприятие «Спецтранс».
30 декабря 2016 года между Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края (уполномоченный орган) и МУП «Спецтранс» (региональный оператор) заключено соглашение № 273 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, согласно пункту 1.1 которого региональный оператор обязуется осуществлять деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае.
Согласно пункту 1.2 соглашения региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемым Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края.
Согласно разделу 2 Правил деятельности основной целью деятельности Регионального оператора является сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и Территориальной схемой.
Основными задачами Регионального оператора являются: реализация Территориальной схемы; планирование, регулирование и контроль за обращением с ТКО и вторичными ресурсами в зоне его деятельности; организация деятельности по созданию на территориях муниципальных образований в Камчатском крае комплексов (полигонов, площадок временного накопления отходов) по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов и контроль их запуска на производственную мощность, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО; участие в разработке и реализации инвестиционных проектов (на основе концессионных соглашений, соглашений государственно-частного партнерства, соглашений муниципально-частного партнерства) в области обращения отходов на территории деятельности Регионального оператора; внедрение системы раздельного сбора ТКО на территории Камчатского края.
Функции регионального оператора перечислены в разделе 3 Правил деятельности.
Указанное соглашение вступило в законную силу с момента подписания обеими сторонами и действует в течение десяти лет (пункт 7.1 соглашения).
30 декабря 2016 года между Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края (сторона 1), МУП «Спецтранс» (сторона 2) и Агентством по обращению с отходами Камчатского края (сторона 3) заключено соглашение № 274 о замене уполномоченною органа по соглашению от 30 декабря 2016 года № 273 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края, согласно которому с 01 января 2017 года все права и обязанности уполномоченного органа по соглашению от 30 декабря 2016 года № 273 переходят к стороне 3 – Агентству по обращению с отходами Камчатского края.
Согласно дополнительному соглашению от 09 января 2017 года № 1 к соглашению от 30 декабря 2016 года № 273 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края пункт 7.1 соглашения изложен в следующей редакции: «настоящее соглашение вступает в силу с 01 июня 2017 года и действует в течение 10 лет».
Пунктом 10 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Камчатском крае утверждена приказом Агентство по обращению с отходами Камчатского края от 31 августа 2020 года № 59 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Камчатском крае».
Согласно представленному самим истцом письменному доказательству – ответу ГУП «Спецтранс» на требование истца, предоставление услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Пенжинского района невозможно, поскольку органом местного самоуправления не сформированы места для накопления ТКО, договор на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору не направлялся, денежные средства не выделялись.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, истцом не представлено. Позиции региональной программы и территориальной схемы, которые были бы нарушены ответчиком, истцом не приведены.
Кроме того, из искового заявления усматривается, что обращение с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Вместе с тем истцом не указано в чем именно выразилось такое нарушение.
Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов на территории Пенжинского района, как следует из ответа МУП «Пенжилсервис», занимаются администрации поселений самостоятельно.
МУП «Пенжилсервис» занимается обустройством санкционированных свалок и полигонов утилизации и хранения бытовых и промышленных отходов, в соответствии с предоставляемыми субсидиями.
Вместе с тем, как следует из территориальной схемы обращения с отходами в Камчатском крае, размещенной на официальном сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://minzkh.kamgov.ru/), на территории Пенжинского района действуют 5 свалок ТКО в селах Каменское, Манилы, Аянка, Таловка, Слаутное, общей площадью 6,64га. Все действующие свалки не отвечают природоохранным и санитарно-гигиеническим требованиям. В 2014 году была проведена инвентаризация данных объектов размещения отходов. Эксплуатацию свалок ТКО в границах муниципальных образований на территории Пенжинского муниципального района с 3 квартала 2014 года осуществляет МУП «Пенжилсервис». Предприятию были переданы в аренду сформированные земельные участки для хранения и утилизации твердых бытовых отходов. В настоящее время предприятием ведется работа по оформлению лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Регулярный вывоз отходов производится только в с.Каменское. Более того, указано, что площадок для сбора ТКО нет, действует позвонковая система.
Следует отметить, что на основании пункта 4 Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 (17) Правил, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-7 телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В соответствии с планом мероприятий перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае на 2021 год, утвержденным министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, на март 2021 года запланировано установление тарифа на захоронение ТКО, на май 2021 года запланировано установление тарифа регионального оператора, а с июня 2021 года запланировано начало оказания услуг по обращению с отходами.
Вместе с тем, до настоящего времени тариф регионального оператора не установлен, что не опровергнуто сторонами, что, по мнению суда, исключает возможности для осуществления соответствующей деятельности регионального оператора на территории села Манилы.
Следует отметить, что не реализация программы, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 20 ноября 2017 года
№ 488-П «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае» в части создания условий для осуществления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами функций, определенных федеральным законодательством, отсутствие условий для осуществления деятельности регионального оператора не могут являться законным основанием для возложения на последнего функций по обращению с отходами, возможности исполнения которых не обеспечены.
Более того, фактически обращение (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) с твердыми коммунальными отходами на территории села Манилы обеспечивается администрацией поселений и МУП «Пенжилсервис», а нарушений прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с необеспечением ответчиком обращения с ТКО, ввиду отсутствия вины последнего, не установлено.
Следует отметить, что согласно положений статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие ворганизациидеятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,захоронениютвердыхкоммунальныхотходов.
Сам факт отсутствия утвержденных мест размещения контейнеров на территории села Манилы не свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами ответчиком, поскольку на регионального оператора возложена обязанность принимать твердые коммунальные отходы именно в местах (на площадках) накопления, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов либо в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Камчатского края и в территориальную схему обращения с отходами, и определенных договором.
При этом судом не принимается во внимание постановление от 27 ноября 2018 года № 55 администрации сельского поселения «село Манилы» о создании площадок по сбору и временному хранению ТБО, поскольку разрешение вопросов накопления отходов отнесено к полномочиям муниципального района.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что истцом не представлено доказательств того, что в результате бездействия ответчика фактически нарушаются права граждан, постоянно или временно находящихся на территории села Манилы, на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░ 2021 ░░░░.