ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-5352/2011г.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Голикова А.А., Перминовой Н.А.
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 10 октября 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 июля 2011 года, которым
Исковые требования удовлетворены.
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми обязано включить Абдулкаримову М.М., Абдулкаримову З.А. Абдулкаримову П.А., Абдулкаримову Л.А. в общереспубликанский список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы на получение государственного жилищного сертификата с учетом даты постановки на учет 18.05.2000г.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя Минархстрой по РК Кононовой О.Г., Абдулкаримовой М.М., представителя УФМС Яганова Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдулкаримовы обратились в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми об обязании включить в общереспубликанский список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на получение государственного жилищного сертификата с учетом даты постановки на учет 18.05.2000г.
В обоснование иска указано, что Абдулкаримовы являются вынужденными переселенцами с 27.03.2000г., с 18.05.2000г. состояли на учете на улучшение жилищных условий по месту регистрации в .... В связи со сменой места регистрации на ... встали на учет на улучшение жилищных условий в Администрации МО ГО «Ухта» с 24.11.2006г. В связи с чем они были включены в сводный список граждан-участников подпрограммы по улучшению жилищных условий с датой постановкой на учет 24.11.2006г., чем были нарушены их права.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной миграционной службы по Республике Коми, Администрация МО ГО «Ухта», Администрация МО МР «Усть-Вымский».
В судебном заседании Абдулкаримова М.М. исковые требования поддержала.
Представитель Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми с иском не согласилась.
Иные лица в судебном заседании участия не приняли.
Суд вынес указанное выше решение.
В кассационной жалобе Минархстрой РК не согласен с решением суда, просит его отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным, подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что семья Абдулкаримовых имеет статус вынужденных переселенцев с 27.03.2000г.
Согласно справке УФМС России по Республике Коми от 25.02.2011г. в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Коми, семья Абдулкаримовых состоит на учете с 18.05.2000г.
Постановлением Главы Администрации Айкинского сельсовета МО «Усть-Вымский район» от 18.05.2000г. № утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, которым Абдулкаримовы поставлены на учет по улучшению жилищных условий на общих основаниях.
На основании положений ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи со сменой места постоянного проживания на г. Ухта постановлением Главы Администрации с. Айкино МО «Усть-Вымский район» от 30.12.2005г. № Абдулкаримовы сняты с учета.
Постановлением Главы МО ГО «Ухта» от 24.11.2006г. № Абдулкаримовы поставлены на учет по улучшению жилищных условий на общих основаниях с датой постановки на учет – 24.11.2006г.
При этом судом установлено, что жилищные условия Абдулкаримовых за период времени с 18.05.2000г. по 24.11.2006г., их статус как вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не изменились.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, являющихся вынужденными переселенцами, до 2010 года осуществлялись в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675. Согласно указанной подпрограмме подпрограмма подлежит реализации путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Во исполнение указанной подпрограммы Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее – Правила выпуска и реализации сертификатов).
В соответствии с Правилами выпуска и реализации сертификатов право на получение социальных выплат, в том числе, имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, содержащая подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», которой также предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, являющихся вынужденными переселенцами.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, вступившим в законную силу 13.04.2006г., Федеральной миграционной службе предписано в месячный срок обеспечить передачу выписок из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получение жилых помещений, сформированных в 2005 году территориальными органами указанной Службы, в соответствующие органы местного самоуправления для организации работы по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с п. 26 Правил выпуска и реализации сертификатов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Постановлением Правительства Республики Коми от 21.07.2006 № 184 на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми возложена организация работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153.
Таким образом, установлено, что государством право Абдулкаримовых как вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий впервые признано - 18.05.2000г. путем включения их в соответствующие списки как органом миграционной службы так и органом местного самоуправления по месту жительства.
На основании установленных обстоятельств дела и требований закона суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение Абдулкаримовых в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Коми, с датой включения в список с 24.11.2006 года нарушает их права.
Сведения об Абдулкаримовой М.М. переданы Минархстрою РК для включения ее и ее семьи в список получателей сертификатов на 2010 год подавались администрацией МО ГО «Ухта», поэтому в списке указаны сведения о постановке на учет именно в городе Ухта и именно с ноября 2006 года. Между тем, приведенными выше нормативными актами не предусмотрено предоставление в сводный список граждан – участников подпрограммы сведений из тех органов местного самоуправления, где граждане ранее состояли на учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подобный механизм формирования сводных списков на нормативном уровне не определен.
В то же время при рассмотрении спора судом достоверно установлено, что статус семьи Абдулкаримовых, а именно статус вынужденных переселенцев за период с марта 2000 года не изменялся, они своевременно и обоснованно были приняты на учет нуждающихся в получении жилого помещения, а изменение даты постановки на учет связано с объективными причинами – изменением места жительства, что в соответствии с требованиями ст.ст. 27, 55 Конституции РФ является их правом и не может повлечь для истцов нарушение их прав на улучшение жилищных условий.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Минархстрой РК – без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Суслова
Судьи А.А. Голиков
Н.А. Перминова