Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2013 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при секретаре Тимофеевой Ю.Ф., с участием прокурора А., адвоката Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Селютина С. А. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии городского поселения ... муниципального района ... области № от (дата) об отказе в регистрации Селютина С.А. на должность главы городского поселения ... муниципального района ... области и обязании осуществить регистрацию
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель, уточнив требования, просит суд признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии городского поселения ... муниципального района ... области № от (дата) об отказе в регистрации Селютина С.А. на должность главы городского поселения ... муниципального района ... области и обязать избирательную комиссию городского поселения ... зарегистрировать Селютина С.А. кандидатом на должность главы городского поселения ... муниципального района ... области на выборах назначенных на (дата)
Требования мотивированы тем, что решением Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение ... муниципального района ... области" от (дата) № «О назначении выборов депутатов Совета депутатов и главы городского поселения ... муниципального района ... области назначены выборы депутатов Совета депутатов и главы городского поселения ... на воскресенье (дата). Указанное решение Совета депутатов было опубликовано в газете "..." № от (дата)
(дата) в избирательную комиссию ... муниципального района ... области поступило заявление Селютина С.А. о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского поселения ... муниципального района ... области, к которому прилагались необходимые для регистрации кандидата документы.
(дата) Селютин С.А. представил в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей и другие документы.
Территориальной Избирательной комиссией городского поселения ... муниципального района ... области в соответствии со ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. ст. 27, 28 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" 01.08.2013г. в отсутствие Селютина С.А. была проведена проверка представленных кандидатом на должность главы городского поселения ... ... подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В результате проверки согласно п.5 ч.22 ст.28 Закона Московской области «О Муниципальных выборах в Московской области», недействительными и недостоверными признаны ... подписей, что составляет ...%.
С ведомостью проверки подписных листов от (дата) и итоговым протоколом от (дата) Селютин С.А. был ознакомлен (дата) и (дата) указанные документы были вручены кандидату.
Решением избирательной комиссии ... муниципального района ... области от (дата) № Селютину С.А, было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность (адрес) муниципального района ... области, назначенных на (дата)
Основанием отказа в регистрации вышеуказанного решения Территориальная избирательная комиссия городского поселения ... указала следующее: в результате проверки по основаниям (причинам) п.5 ч.22 ст.28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" признаны недостоверными и (или) недействительными ... подписей, что составляет ...% от общего количества подписей, отобранных для проверки". Считает решение избирательной комиссии ... муниципального района ... области № от (дата) незаконным и необоснованным. С выводами избирательной комиссии Городского поселения ... от (дата) № не согласен, полагает, что исправлений в подписи избирателей и даты их внесения не содержится. Заключения компетентных органов не представлено.
Заявитель и его представитель на удовлетворении заявления настаивали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Избирательной комиссии городского поселения ... муниципального района ... области с заявлением не согласен, считает решение избирательной комиссии законным и обоснованным, решение по делу оставил на усмотрение суда. В судебном заседании пояснил, что указание в итоговом протоколе на то, что заявитель баллотируется в депутаты Совета депутатов городского поселения ... является технической ошибкой.
Выслушав заявителя и его представителя, представителя избирательной комиссии городского поселения ... муниципального района ... области, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, поскольку при заполнении избирателями подписных листов в поддержку Селютина С.А. были нарушены требования ст.37 ч.11, ст.2 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно в адресах места жительства избирателей не указан район, проверив и изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона Московской области N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" (в редакции Закона Московской области от 02.07.2012 г. N 88/2012-ОЗ) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи. В случае изменения ранее представленных данных, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет на регистрацию письменное уведомление о наличии изменений в ранее представленных документах.
Все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, список кандидатов, в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования. Прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов.
В соответствии с ч.ч.5,7 ст. 28 Закона Московской области N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке избирательной комиссией могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей. Конкретное число подписей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии, организующей выборы. Количество подписей, подлежащих проверке, должно быть равным для всех кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).
По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона Московской области N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" подписные листы изготавливаются по форме, установленной Федеральным законом. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с п. 9 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 6 статьи 27 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 27 настоящего Закона.
В силу п. 5 ч. 22 ст. 28 закона Московской области N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
По делу установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение ... муниципального района ... области" от (дата) № назначены выборы депутатов Совета депутатов и главы городского поселения ... муниципального района ... области на (дата).
(дата) Селютин В.А. обратился в избирательную комиссию городского поселения ... муниципального района с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского поселения ... муниципального района ... области. К заявлению Селютиным С.А. в соответствии с требованиями п.2 ст.(адрес) №-ОЗ от (дата) «О муниципальных выборах в (адрес)» были приложены необходимые документы.
(дата) Селютин С.А. в соответствии с п.3 ст.28 Закона Московской области №101/2006-ОЗ от 11.07.2006г. «О муниципальных выборах в Московской области» представил в избирательную комиссию сброшюрованные и пронумерованные подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве ... листов, в составе ... папки, содержащей ... подписей, протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Территориальной Избирательной комиссией городского поселения ... муниципального района ... области в соответствии со ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. ст. 27, 28 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" 01.08.2013г. была проведена проверка представленных кандидатом на должность главы городского поселения ... подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.
Решением избирательной комиссии ... муниципального района ... области от (дата) № Селютину С.А. отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы городского поселения ... муниципального района ... области. В обоснование отказа в регистрации избирательная комиссия городского поселения ... указала, что в результате проверки по основаниям п.5 ч.22 ст.28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" признаны недостоверными и (или) недействительными ... подписей, что составляет ...% от общего количества подписей, отобранных для проверки".
Установлено, что согласно итоговому протоколу от (дата) из проверенных ... подписей избирателей на ... подписных листах избирательной комиссией признаны недействительными ... подписей по следующим основаниям:
...
...
...
...
...
В судебном заседании судом были исследованы оригиналы сброшюрованных и пронумерованных подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве ... листов, в составе ... папки, содержащей ... подписей.
В соответствии с п. 13 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 8 ст. 27 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом.
Суд, проверяя те же подписи, которые были предметом проверки избирательной комиссии, установил, что подписной лист № кандидата Селютина С.А., содержащий ... подписи избирателей, не заверен кандидатом, что не отрицал в ходе заседания заявитель Селютин С.А.
В соответствии с подп. "з" п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ № 67-ФЗ и подп. 8 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью кандидата.
Суд приходит к выводу о том, что все четыре подписи избирателей в подписном листе № являются недействительными.
В соответствии с п.6 ч.12 ст. 28 Закона Московской области №101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области» недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Суд, проверяя те же подписи, которые были предметом проверки избирательной комиссии, установил, что в подписном листе № строка ..., подписном листе ... строка ... имеются неоговоренные исправления в датах внесения подписей избирателей в подписной лист, в связи с чем в силу требований п.6 ч.12 ст.28 Закона Московской области №101/2006-ОЗ суд считает вышеуказанные подписи недействительными.
Суд, проверив подписи в подписном листе ... строка ..., не усматривает правовых оснований для признания подписи избирателя недействительной в силу требований п.6 ч.12 ст.28 Закона Московской области №101/2006-ОЗ.
Суд, проверив ... подписи в подписном листе ... не усматривает правовых оснований для признания подписей избирателей недействительными в силу требований п.12 ч.12 ст.28 Закона Московской области №101/2006-ОЗ, поскольку дата заверения подписного листа Селютиным С.А. читается однозначно как (дата)
Судом установлено, что шесть подписей избирателей в подписных листах № (... подписи), № (... подпись), № (... подпись), признанных недействительными как избирательной комиссией, так и судом, не могут повлиять на вопрос регистрации кандидата, поскольку кандидатом было представлено в избирательную комиссию ... подписей, а необходимым для регистрации кандидата являлось ... достоверных и действительных подписей в силу требований ст.27 ч.1 Закона Московской области №101/2006-ОЗ.
В соответствии со ст.246 ч.3 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата регламентируются статьей 37 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В пункте 11 названной статьи установлены сведения об избирателе, которые должны быть указаны в подписном листе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подпись избирателя и дата ее внесения.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 этой же статьи).
Пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ содержит конкретный перечень сведений, образующих такое понятие, как «адрес места жительства»: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из анализа приведенных выше норм закона следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования района, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 г. № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому в подписном листе могут не содержаться все сведения, образующие понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населенном пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).
Установлено судом, что город ... (административный центр ... муниципального района), является муниципальным образованием со статусом городского поселения, входит в состав Рузского муниципального района в соответствии с Законом Московской области от 28.02.2005г. №76/2005-ОЗ «О статусе и границах Рузского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований».
Судом установлено и никем не оспаривается, что из представленных Селютиным С.А. ... подписных листов, содержащих ... достоверных подписей, ... подписей в графе «адрес места жительства» в отношении всех избирателей, а также сборщика подписей не содержат наименование ... района.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом (подпункт "г"), а также все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (подпункт "з").
Согласно подпункту "д" пункта 24 приведенной нормы основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Суд в силу требований п.6.4 ст.38 ФЗ №67-ФЗ признает 59 подписей, представленных Селютиным С.А. в избирательную комиссию, недействительными, то есть отсутствует одно из условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, необходимое для регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией.
Довод заявителя о том, что адрес места жительства избирателей и его указан в соответствии с данными, содержащимися в паспорте, суд считает несостоятельным в силу вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств по делу.
При установленных обстоятельствах суд полагает, что отсутствуют правовые основания для регистрации Селютина С.А. в качестве кандидата на должность главы городского поселения ... муниципального района ... области, поскольку заявителем в избирательную комиссию городского поселения ... не представлено достаточного количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Селютину С. А. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Рузский районный суд Московской области в течение пяти дней.
Судья Н.Ю.Ануфриева