Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре Вороновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению ФИО1 к Военному комиссариату Самарской области о признании незаконным решения призывной комиссии о зачислении в запас как не прошедшего военную службу
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Октябрьского района г. Самары о признании незаконными заключения призывной комиссии о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований, указав, что решением призывной комиссии от дата. он был зачислен в запас по ст. 28 п.1 п.п. 1.1. Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". С данным решением административный истец не согласен, поскольку в дата. он был поставлен на первичный воинский учет, в дата. поступил в *** на очное отделение ***, в дата. окончив данное учебное заведение, ему было присвоено звание ***, для дальнейшего прохождения службы он был направлен в ***. дата. он уволился из *** по собственному желанию, о чем лично в *** срок уведомил ***. дата. ему исполнилось *** лет, в период с дата. административный истец не получал каких-либо повесток о явке военкомат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. По прибытии в военкомат дата. было разъяснено, что военный билет ему не положен, вместо него выдана справка как лицу не прошедшему военную службу не имея на то законных оснований. Призыв на военную службу граждан осуществляют военные комиссариаты, граждане вызываются в военкомат повестками. Однако военный комиссариат не принимал решения о призыве ФИО1 на военную службу, не направлял ему повесток, в связи с чем, он не мог прибыть на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Таким образом, неявка административного истца в военкомат не была вызвана неуважительными причинами, оснований для принятия решения призывной комиссии о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований, не имеется.
На основании изложенного, просил суд признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии Октябрьского района г. Самары Военного комиссариата Октябрьского, Ленинского, Куйбышевского и Самарского районов г. Самары от дата. о зачислении ФИО1 в запас как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований, обязать призывную комиссию выдать ФИО1 военный билет.
Определением суда от дата. произведена замена призывной комиссии Октябрьского района г. Самары на надлежащего ответчика - Военный комиссариат Самарской области.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал согласно доводам административного искового заявления, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика- ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала по изложенным в отзыве на административный иск основаниям, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, заключением призывной комиссии Октябрьского района г. Самары от дата. ФИО1 был зачислен в запас как не прошедший военную службу не имея на то законных оснований.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в суд в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения).
С административный иском о признании заключения призывной комиссии незаконным ФИО1 обратился в суд дата., т.е. в пределах установленного законом срока обжалования.
При разрешении по существу заявленных требований суд исходит из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее- Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с п.п. 1.2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Положениями ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и 01 октября по 31 декабря.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1, п. 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу (п. 1, 1.1.).
Основания и порядок зачисления в запас предусмотрены статьей 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, согласно которой, запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет; не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет; не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Из материалов дела следует, что ФИО1, дата.р., был поставлен на воинский учет в дата. Решением призывной комиссии от дата. ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. з п.1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ в связи с поступлением на службу в органы уголовно-исполнительной системы Российской Федерации – ***.дата. ФИО1 был уволен со службы из *** по собственному желанию, в связи с чем, отсрочка от призыва на военную службу прекратила свое действие.
Судом установлено, что после окончания периода предоставления отсрочки от призыва на военную службу ФИО1 прибыл в отдел Военного комиссариата Октябрьского, Ленинского, Куйбышевского и Самарского районов г. Самары для постановки на воинский учет по месту жительства.
Исходя из положений п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.
Согласно Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п.3). После принятия решения о создании призывной комиссии ее председатель - глава местной администрации или иной представитель местной администрации совместно с начальником отдела (муниципального) составляет график работы призывной комиссии, на основании которого в отделе (муниципальном) разрабатываются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии (п.8). Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования (п. 13). Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения начальника отдела (муниципального) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану (п.14). Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований регламентированы пунктами 34, 35, 36 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с дата, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников.
Таким образом, при зачислении в запас необходимым условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста *** лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является установление факта непрохождения им военной службы без законных на то оснований после дата.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение требований о призыве граждан на военную службу ФИО1, подлежащему призыву на военную службу дата., сотрудником военного комиссариата направлялись повестки почтой дата., повторно- дата., в подтверждение чего в дело представлены корешки повесток.
Согласно списку граждан дата.р. Октябрьского района, подлежащих явке на медицинскую и призывную комиссию, от дата. ФИО1 на медицинскую комиссию не явился.
В осенний призыв дата. военным комиссариатом ФИО1 дата. направлялась повестка о явке для прохождения медицинской комиссии дата., на которую он также не явился.
В судебном заседании специалист Военного комиссариата Самарской области– *** ФИО4 пояснила суду, что ***.
Из материалов дела следует, что для оказания содействия во вручении повесток призывникам военный комиссариат обращался к органам полиции.
В своем ответе от дата. начальником ОП №... У МВД России по адрес разъяснено, что осуществление розыска лиц, не исполняющих воинскую обязанность, сотрудниками внутренних дел возможно только в рамках предоставленных полномочий и только в тех случаях, если гражданин совершил преступление, является подозреваемым или обвиняемым, скрылся от органов дознания, следствия или суда, либо пропал без вести. Таким образом, поручение военного комиссариата было оставлено без исполнения.
Между тем, доказательств наличия обстоятельств, исключающих возможность призыва на военную службу, с дата. до достижения *** возраста административным истцом не представлено, равно как не представлено доказательств принятия им каких-либо мер к подтверждению наличия законных оснований для освобождения его от исполнения воинской обязанности, установленной ст. 59 Конституции Российской Федерации.
В материалах личного дела ФИО1 отсутствуют доказательства наличия у него предусмотренных законом оснований для отсрочки от призыва на военную службу, либо для освобождения его от прохождения военной службы.
В свою очередь, сотрудниками отдела Военного комиссариата Октябрьского, Ленинского, Куйбышевского и Самарского районов г. Самары принимались меры по уведомлению административного истца о необходимости явиться в военкомат для прохождения медицинской комиссии, однако в указанное в повестках время ФИО1 в военный комиссариат не явился.
При таких обстоятельствах призывная комиссия при зачислении ФИО1 в запас правомерно признала его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы административного истца о неполучении им повесток о явке в военкомат, что, по его мнению, является уважительной причиной неявки для прохождения военной службы в установленные законом сроки, основанием для отмены оспариваемого решения призывной комиссии не является.
Обязанность призывника самостоятельно явиться в военкомат в указанных законом случаях не находится в зависимости от направления военкоматом повестки по установленным для этого законом основаниям.
В судебном заседании свидетель ФИО2 подтвердил, что ФИО1 постоянно проживает по месту жительства, на длительный срок никуда не отлучался, почтовые извещения жильцам дома доступны, перебоев с доставкой почты не имеется.
Таким образом, препятствий в получении извещений о явке в военкомат у административного истца также не имелось, о сроках призыва на военную службу ФИО1 было известно.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Поскольку решение призывной комиссии о зачислении ФИО1 в запас как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований, принято в соответствии с требованиями закона, суд не находит оснований для его отмены, в связи с чем, приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата.
Судья /подпись/ Е.А. Митина
Копия верна.
Судья: Секретарь: