РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2015 года гор. Спасск-Дальний
Спасск-Дальний гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего судьи Калиниченко А.А.,
при секретаре судебного заседания Фурсиной В.И.,
с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО2, представителя командира войсковой части № <данные изъяты> ФИО3, а также помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона <данные изъяты> Ахмедова А.М., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев материалы гражданского дела по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий командиров войсковых частей №, №, руководителя Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» и начальника филиала № Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», связанных с увольнением с военной службы до обеспечения жилым помещением по избранному постоянному месту жительства, взыскании в счет компенсации причиненного морального вреда 50 000 рублей, возмещении судебных расходов, -
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель ФИО1, проходивший военную службу по контракту в войсковой части №, приказом командира войсковой части № от 06 марта 2015 года № (по личному составу) уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с организационно-штатными мероприятиями. Не соглашаясь с решением командира войсковой части № об увольнении с военной службы до обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, представитель заявителя ФИО2, действующий на основании надлежащей доверенности, обратился в суд с заявлением, в котором просит признать названный приказ этого должностного лица - незаконным. Кроме того, представитель заявителя просит взыскать с филиала № Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее - филиал № ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>») в качестве компенсации морального вреда 50 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
В ходе досудебной подготовки дела к участию в качестве заинтересованного лиц были привлечены командир войсковой части № и руководитель Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>»).
Будучи надлежаще уведомленными о месте и времени рассмотрения гражданского дела, командир войсковой части №, руководитель
ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» и начальник филиала №
ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» в суд не прибыли, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, что не препятствует военному суду рассмотреть заявление ФИО1 без их участия на основании ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель Просвирнин, поддержав заявленные требования, и ходатайствуя об их удовлетворении, каждый в отдельности, пояснил, что ФИО1, проживая вместе с супругой и двумя дочерьми, в служебном жилом помещении общей площадью 47,1 квадратных метров, которая ниже учетной норме в данном населенном пункте (12,5 квадратных метра на одного человека) и признанный нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства, был уволен с военной службы. К командованию воинской части с рапортом об улучшении жилищных условий по месту службы ФИО1 не обращался. Отказ от предложенного жилого помещения с превышением 5,24 квадратных метров, а в последствие и от жилищной субсидии, не является основанием для увольнения с военной службы, поскольку доплата за превышение общей площади жилого помещения производится с согласия военнослужащего, а у ФИО1 нет для этого денежных средств. ФИО1 изъявил желание реализовать свое право на жилье путем получения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, размер жилищной субсидии не позволяет приобрести квартиру. Компенсацию морального вреда заявитель связывает с увольнением его с военной службы без обеспечения жилым помещением, в результате которого он перенес эмоциональный стресс и нравственные страдания.
Представитель командира войсковой части № ФИО3, действующий на основании надлежащей доверенности, требования заявителя не признал, пояснив, что заявитель, зачисленный в распоряжение командира воинской части в связи с необеспечением жильем отказался от предложенного ему жилого помещения и от жилищной субсидии, в связи с чем оснований для оставления его на военной службе не имеется. С рапортом об улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы ФИО1 не обращался. С 30 апреля нынешнего года заявитель исключен из списков личного состава воинской части.
Представители руководителя ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» ФИО4 и начальника филиала № «УФО МО РФ по <адрес>» ФИО5, действующие на основании надлежащих доверенностей, требования заявителя не признали, попросив рассмотреть данное дело без их участия, и представили в суд посредством факсимильной связи свои возражения, исследованные в ходе судебного заседания, согласно которым они просили отказать в удовлетворении требований, заявленных ФИО1.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, а также выслушав заключение помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона <данные изъяты> Ахмедова А.М. о необходимости удовлетворения требований заявителя, военный суд считает требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части № от 06 марта 2015 года № (по личному составу) ФИО1, проходивший военную службу по контракту, и имеющий общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 27 лет, был уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с имеющимися в личном деле ФИО1 послужным списком, листами беседы, выпиской из приказа командира войсковой части № от 30 ноября 2010 года № (по строевой части) и рапортами, 08 октября 2010 года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с заявителем была проведена беседа, в ходе которой он просил уволить его с военной службы по указанному основанию после обеспечения государственным жилищным сертификатом или жилой площадью по избранному месту жительства; с 01 декабря 2010 года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий он зачислен в распоряжение командира войсковой части №; в ходе бесед, проведенных с ФИО1 13 августа 2013 года, 28 августа 2014 года и 16 января 2015 года, а также в рапортах от 13 августа 2013 года и от 16 января 2015 года, он также просил не увольнять его с военной службы до обеспечения жилым помещением.
Как следует из договора найма служебного жилого помещения от
12 февраля 2010 года №, постановления администрации муниципального образования <адрес> от 24 мая 2003 года
№, справки от 20 апреля 2015 года №, по месту прохождения военной службы заявитель проживает в служебной квартире, общей площадью 47,1 квадратных метров, вместе с супругой и двумя дочерями.
Решением Думы <адрес> от 27 сентября 2005 года № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в <адрес>» установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 12,5 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно извещению о распределении жилого помещения от 12 ноября 2014 года № территориального отдела № Федерального государственного казенного учреждения «Восточного регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и корешка № к этому извещению, рапорта от 03 декабря 2014 года, протокола беседы по обеспечению жилым помещением посредством предоставления жилищной субсидии от 22 декабря 2014 года, ФИО1 на состав семьи в количестве 4 человек с нормой предоставления жилого помещения до 32,86 квадратных метров (с учетом имеющейся собственности 48,14 квадратных метров) распределено жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 38,10 квадратных метров, при этом, заявитель, отказался за счет собственных средств компенсировать затраты за превышение на 5,24 квадратных метра общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения, в размере 194 341 рубль 12 копеек в связи с отсутствием денежных средств, также он отказался от получения жилищной субсидии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15, абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункту 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положения) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Из перечисленных правовых норм следует, что не могут быть уволены с военной службы без их согласия лишь военнослужащие, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, военнослужащие, обеспеченные жильём по установленным нормам, избравшие при увольнении с военной службы иное место для постоянного проживания и принятые на учёт нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства, обеспечиваются такими жилыми помещениями в ином порядке, от реализации которого не зависит возможность увольнения этих военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением.
В пунктах 1 и 3 статьи 15.1 этого же Закона установлено, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Предусмотренное абзацем четвертым пункта 16 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих на предоставление жилого помещения в собственность общей площадью, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, может быть реализовано только с их согласия, поскольку в этом случае военнослужащие производят оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, за счет собственных средств.
Пунктом 19 статьи 15 названного Закона определено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Таким образом, Министерством обороны Российской Федерации в силу невозможности предоставления жилого помещения военнослужащему, установленным порядком признанному нуждающимся в жилом помещении и изъявившему желание быть им обеспеченным в избранном месте жительства, полагающейся жилой площадью, допускается ее превышение, оплата которой производится за счет средств военнослужащего с его согласия. В случае отказа военнослужащего от предложенного жилого помещения, предоставляется жилищная субсидия.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года № 1455 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации - ФГКУ «Востокрегионжилье», по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе и «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
Исходя из положений Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации служебных жилых помещений, утвержденной указанным приказом Министр обороны Российской Федерации, установление нуждаемости военнослужащего в жилье носит заявительный характер.
Основываясь на анализе вышеизложенных правовых норм, суд приходит к выводу, что при ухудшении жилищных условий военнослужащего по месту службы, а именно когда его обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, и он предпринял меры для установления его нуждаемости в жилье по месту службы и сообщил об этом командованию, то его нельзя увольнять с военной службы сначала до принятия решения о его нуждаемости по месту дислокации части. Непринятие мер к установлению факта его нуждаемости в жилье по месту службы не может свидетельствовать о незаконности его увольнения с военной службы при оставлении в списке нуждающихся в жилом помещении по избранному месту службы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 3733 утверждён Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно которому полномочиями по увольнению военнослужащих с военной службы, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно, наделены командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации им равные и выше.
Таким образом, командир войсковой части № имел все основания на издание приказа об увольнении ФИО1 с военной службы.
При таких обстоятельствах, поскольку Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации права на обеспечение жильем заявителя, подлежащего увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и состоящего с 2010 года в распоряжении командования воинской части в связи с необеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, предприняло меры к обеспечению его жилым помещением, а ФИО1 злоупотребляя своим правом, гарантированным пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», отказался от предложенного ему жилого помещения с допустимым превышением размера общей площади и впоследствии от жилищной субсидии,суд приходит к выводу, что препятствий для его увольнения с военной службы отсутствовали и оспариваемый заявителем приказ командира войсковой части № не нарушает его право на обеспечение жильём, в связи с чем суд находит решение названного должностного лица принятым в соответствии с законом, в пределах полномочий данного должностного лица, и не нарушающим какие-либо права, а также свободы этого гражданина.
Не влияет на принимаемое судом решения доводы заявителя и его представителя о том, что по месту прохождения военной службы ФИО1 обеспечен жилым помещением ниже учетной нормы в данном населенном пункте и поэтому ФИО1 не может быть уволен с военной службы, поскольку с вопросом об улучшении жилищных условий он не обращался.
При таких данных ссылка заявителя и его представителя на то, что ФИО1 уволен с военной службы без его согласия и до получения жилья, суд признает несостоятельной.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о возмещении ему компенсации морального вреда, суд исходит из того, что оснований этой компенсации, предусмотренных статьёй 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, в ходе судебного разбирательства не установлено.
На основании п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в удовлетворении требований заявителя, не подлежат удовлетворению его требование о взыскании в его пользу судебных расходов, понесенных по делу в виде оплаты государственной пошлины.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военный суд, -
Р Е Ш И Л:
░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №, №, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 50 000░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ 22 ░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░
░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░