Дело № 2-962/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2017 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,
при секретаре Старцевой А.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Нытвенского района Канюковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному Бюджетному образовательному учреждению основная общеобразовательная школа № ст.Григорьевская и Муниципальному образованию «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Нытвенский районный суд с иском к МБОУ ООШ № ст.Григорьевская и МО «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района о возложении обязанности на МБОУ ООШ № ст.Григорьевская оборудовать здание по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2019, автономной системой оповещения в срок до 31.12.2021, физической охраной в срок до 01.03.2018; возложении обязанности на МО «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить МБОУ ООШ № ст.Григорьевская денежные средства на оборудование здания по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, также обеспечение физической охраной.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Нытвенского района по информации ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей. В ходе проверки установлено, что ООШ ст.Григорьевская является образовательным учреждением для несовершеннолетних, включенным в перечень объектов с массовым пребыванием людей, здание ООШ ст.Григорьевская, расположенное по адресу: <адрес>, не в полной мере обеспечено инженерно-техническими средствами и режимными мерами антитеррористической защищенности.
Согласно Уставу ООШ ст.Григорьевская, является образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район», главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения - Управление образования администрации Нытвенского муниципального района. ООШ ст.Григорьевская осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии. Установление системы видеонаблюдения, системы оповещения и организация физической охраны в образовательном учреждении является обязательными мероприятиями, выполнение которых необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников. В нарушение положений здание образовательного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а также не обеспечена его физическая охрана. Неисполнение указанных требований связано, в частности, с отсутствием достаточных финансовых средств у образовательного учреждения.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Канюкова Е.Н. исковые требования поддержала по доводам искового заявления, указав, что заявленные сроки для выполнения необходимых мероприятий являются обоснованными и разумными.
Представитель ответчика – МБОУ ООШ № ст.Григорьевская в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, представлены письменный отзыв по иску, где указано, что с исковыми требованиями не согласны, помещение ООШ не оборудовано системой видеонаблюдения. Денежные средства на установку системы в смету учреждения не заложены. Школа за выделением дополнительных средств не обращалась, т.к. в 2017 г. учреждению были дополнительно предоставлены средства на капитальный ремонт спортивного зала в размере 652 772 руб., текущий ремонт кровли здания школы и фундамента в размере 1 416 300,53 руб. По внутри школьным правилам установлен сигнал оповещения о тревоге «Три звонка», это служит сигналом для полной эвакуации из здания школы. Все работники проходят инструктаж 1 раз в полгода, с обучающими и работниками проводится тренировочная эвакуация 2 раза в учебном году. Объект охраняется сторожами с 20-00 до 8-00. С 8-00 до 20-00 находится вахтер, посторонние лица в здание не допускаются. Ближайшая охранная организация находится в г.Нытва. Учреждением заключен договор с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии». Со сроками не согласны, ввиду отсутствия собственных денежных средств.
Представитель ответчика Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, представлен письменный отзыв, где указано, что здание МБОУ ООШ № ст.Григорьевская не оборудовано системой видеонаблюдения, физическая охрана отсутствует, объект охраняется сторожами, автономной системы оповещения нет. В смете школы денежных средств на оборудование помещения физической охраной и автономной системой оповещения не предусмотрено, на территории поселения отсутствуют организации, оказывающие услуги физической охраны. Учреждение ежегодно формирует план финансово-хозяйственной деятельности. Считает, что требования прокурора в части сроков не обоснованы.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
П.4 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определяет противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
П. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31 -06-2009", утвержденные приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В соответствии с п.п. 30, 31, 32 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Пункты 24, 26 Требований предусматривают, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из исследованных в судебном заседании документов, установлено, что МБОУ ООШ № ст.Григорьевская является действующим образовательным учреждением, согласно Лицензии осуществляет образовательную деятельность, оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования (л.д. 11), т.е. является учреждением с массовым пребыванием людей.
Учредителем учреждения является муниципальное образование Нытвенский муниципальный район. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников во время образовательного процесса (л.д. 13-20). Следовательно, МБОУ ООШ № ст.Григорьевская обязано соблюдать и исполнять требования Федерального закона «Об образовании в РФ» и Федерального закона «О противодействии терроризму» с учетом Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов.
Прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест с массовым пребыванием людей. По результатам проверки установлено, что здание образовательного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, не обеспечена физическая охрана.
До настоящего времени образовательным учреждением выявленные нарушения не устранены.
Из сообщения администрации Нытвенского муниципального района от 28.02.2017 г. следует, что в МБОУ ООШ № ст.Григорьевская отсутствует наличие квалифицированной физической охраны, системы видеонаблюдения (план 2018 год), имеется канал для передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационный центр «Службы 112» (Договор с ФГКУ УВО ВНГ РФ по Пермскому краю № от 01.01.2017), нет автономной системы оповещения и управления (л.д. 5-7).
В перечень мест с массовым пребыванием людей в Нытвенском муниципальном районе, утвержденный распоряжением администрации района от 17.02.2016 №-р, входит в т.ч. МБОУ ООШ № ст.Григорьевская (л.д. 9).
В сообщении МБОУ ООШ № ст.Григорьевская от 22.03.2017 г. указано, что квалифицированной физической охраны нет, охрана производится сторожами и вахтером, системы видеонаблюдения нет, наличие канала для передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел отсутствует, тревожная кнопка имеется. Договор заключен с ФГКУ УВО ВНГ РФ по Пермскому краю № от 01.01.2017. Установка системы видеонаблюдения планируется на 2018 год. Отсутствие квалифицированной физической охраны объясняется отсутствием должностной единицы в штатном расписании учреждения (л.д. 10).
Представителем ответчика в обоснование доводов по возражениям представлена инструкция № Порядка действий при срочной эвакуации школы при возникновении ЧС, соглашение № о предоставлении субсидии на иные цели от 16.06.2017 г. (капитальный ремонт спортивного зала), кассовый план по расходам на 2017 год, гражданско-правовой договор на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала от 21.08.2017 г.
Из договора об оказании охранных услуг № от 01.01.2017 заключенного между МБОУ ООШ № ст.Григорьевская и ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю», следует, что последний обязуется оказывать охранные услуги на объекте. В п.1.2 данного договора содержится перечень услуг, оказываемых «Охраной», который не содержит такой услуги как обеспечение здание физической охраной.
Таким образом, наличие вахтера, сторожа, наличие заключенного договора с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю» не являются теми видами мероприятий антитеррористической защищенности, которые определены действующим законодательством, а могут лишь являться дополнительными мерами для комплексной безопасности граждан, пребывающих в данном учреждении.
На основании вышеизложенного, суд считает, что отсутствие системы видеонаблюдения, автономной системы оповещения и физической охраны способствует несанкционированному доступу в учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, воспитанников и работников, в том числе права на охрану жизни и здоровья.
В силу выше указанных норм МБОУ ООШ № ст.Григорьевская как образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, из приведенных выше норм закона следует, что они содержат императивные предписания в отношении всех образовательных учреждений.
Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию пo денежным обязательствам учреждений предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Главным распорядителем средств бюджета муниципального образования «Нытвенский муниципальный район» является Управление образования администрации Нытвенского муниципального района, которое не только обеспечивает содержание дошкольных образовательных учреждений Нытвенского района, но и осуществляет функции по обеспечению данных учреждений финансовыми средствами для исполнения ими своих функций и обязанностей.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования само по себе не является основанием для несоблюдения установленных правил в области безопасности, невыполнение требований по обеспечению безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Следовательно, обязанность по обеспечению МБОУ ООШ № ст.Григорьевская финансированием и выделением денежных для проведения необходимых мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической деятельности следует возложить на Управление образования администрации Нытвенского муниципального района в силу ст.210 ГК РФ как собственника имущества и распорядителя бюджетных средств, в виду недостаточности у МБОУ ООШ № ст.Григорьевская денежных средств.
Представителем ответчика не представлено доказательств того, что финансовое положение учреждения не позволяет в установленные сроки провести указанные мероприятия. Судом учтено, что ответчиком требования вышеуказанного законодательства не исполнялись надлежащим образом длительный период времени, а отсутствие таких мер безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации создает потенциальную угрозу для безопасности жизни и здоровья граждан, пребывающих в учреждении. Кроме того, ответчик не лишен права обратиться в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного требования прокурора Нытвенского района Пермского края суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с характером соответствующих требований суд устанавливает срок исполнения решения суда – до 01.03.2018 года по обеспечению физической охраной, до 01.09.2019 года по оборудованию системой видеонаблюдения, до 31.12.2021 года по оборудованию автономной системой оповещения.
Вопрос о продлении сроков исполнения решения суда в случае их недостаточности при возникновении исключительных обстоятельств, не связанных с недобросовестными действиями ответчиков в процессе принятия мер, направленных на оборудование здания учреждения системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения и обеспечение физической охраной, может быть разрешен на стадии исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № <адрес>
оборудовать здание по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2019, и автономной системой оповещения в срок до 31.12.2021 года;
обеспечить физическую охрану здания по адресу: <адрес> в срок до 01.03.2018 года.
Обязать Муниципальное образование «Нытвенский муниципальный район» в лице Управления образования администрации Нытвенского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению основная общеобразовательная школа № ст.Григорьевская денежные средства на оборудование здания по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, а также на обеспечение физической охраной.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Пищикова