Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-21768/2021 от 09.07.2021

Судья: Чертков М. Е.                       дело № 33-21661/2021УИД 50RS0029-01-2020-005625-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Савоскиной И.И.,

    судей Рыбкина М.И., Тюшляевой Н.В.,

при помощнике судьи Седове Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2021 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 24 марта 2021 года по делу по иску Министерства социального развития Московской области к Васильеву В. Н. о взыскании денежных средств,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

УСТАНОВИЛА:

Министерство социального развития Московской области обратилось в суд с иском к Васильеву В.Н. о взыскании в доход бюджета Московской области денежных средств в сумме 130 000 руб. 24 коп., указав, что с февраля 2012 г. Васильев В.Н. являлся получателем мер социальной поддержки – ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг по категории - «Многодетная семья» в соответствии Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и Порядком, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008 № 1235/52 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области» (действующего на дату назначения меры социальной поддержки). С февраля 2012 года по <данные изъяты> на расчетный счет Васильева В.Н. ежемесячно перечислялись компенсационные выплаты за жилое помещение по адресу: <данные изъяты>. Начисления были прекращены с 01.06.2016 года после проверки в апреле 2020 года сведений о снятии с регистрации по месту жительства по указанному адресу с 17.05.2016. Таким образом, с июня 2016 года по март 2020 года Васильев В.Н. незаконно получил и воспользовался ЕДК в размере 130 000 рублей. 21.04.2020 Васильеву В.Н. направлено уведомление о прекращении с 01.06.2016 года выплаты компенсации, а также было предложено вернуть переплату в размере 130 000 рублей 24 копейки по квитанции, приложенной к уведомлению. Однако, до настоящего времени денежные средства в размере 130 000 рублей 24 копейки в бюджет Московской области не поступили.

В судебном заседании ответчик Васильев В.Н. возражал по заявленным исковым требованиям.

Решением Наро-Фоминского городского суда от 24 марта 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Стороны в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены.

На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон, учитывая их надлежащее уведомление и не представление сведений о наличии уважительных причин их не явки в судебное заседание.

Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Васильеву В.Н. на основании заявления выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг, назначенная на период с 01.02.2012 г. по 12.01.2024 г., по адресу: <данные изъяты> как многодетной семье.

21.04.2020 года Министерством социального развития Московской области в лице Наро-Фоминского Управления социальной защиты населения принято решение о прекращении с 01.06.2016 г. Васильеву В.Н. предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты> по причине снятия получателя с регистрационного учета по месту жительства в <данные изъяты>, о чем ответчику было направлено уведомление, в котором указано на необходимость вернуть переплату за период с 01.06.2016 г. по 31.03.2020 г. в сумме 130 000 руб. 24 коп.

Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик продолжает проживать и быть зарегистрированным в Московской области, право на льготу им не утрачено, семья не снималась с учета как многодетная.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее – Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ).

Согласно статье 1 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ действие настоящего Закона распространяется, в том числе на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19, статьи 20.12.

Основные термины и понятия, применяемые в Законе Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ, приведены в его статье 2, согласно которой:

меры социальной поддержки семьи и детей – меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей;

компенсация - денежное возмещение произведенных расходов;

многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.

Главой 2 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей.

Так, частью 4 статьи 4 Закона Московской области от 12.01.2006                    № 1/2006-ОЗ предусмотрена частичная компенсация оплаты коммунальных услуг многодетным семьям.

Ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) предоставляется многодетным семьям (абзац 1 статьи 15 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ).

На момент установления Васильеву В.Н. меры социальной поддержки в виде ежемесячная денежной компенсации оплаты коммунальных услуг действовал Порядок предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденный Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2008                        № 1235/52 (далее – Порядок от 30.12.2008 № 1235/52).

Согласно пункту 11 Порядка от 30.12.2008 № 1235/52 получатели обязаны в течение месяца с даты наступления обстоятельств, влияющих на получение компенсации (перемена места жительства, возникновение права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другому основанию, изменение состава семьи и др.), информировать территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг о наступлении таких обстоятельств.

В случае если получатель компенсации своевременно не представил в территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, то необоснованно полученные или полученные не в полном объеме суммы компенсации учитываются при последующих выплатах компенсации, а при утрате права на получение компенсации суммы компенсации подлежат возврату в добровольном порядке либо взыскиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017                 № 1082/46 признан утратившим силу Порядок от 30.12.2008 № 1235/52 и утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области (далее – Порядок от 19.12.2017 № 1082/46).

В соответствии с пунктом 26 Порядка от 19.12.2017 № 1082/46 получатель обязан в течение месяца с даты наступления обстоятельств, влияющих на получение компенсации, информировать территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр по месту ее назначения о наступлении таких обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся:

перемена места жительства в Московской области;

возникновение права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другому основанию;

изменение состава семьи.

В случае если получатель компенсации своевременно не представил в территориальное подразделение Министерства или многофункциональный центр документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в пункте 26 настоящего Порядка, то необоснованно полученные или полученные не в полном объеме суммы компенсации учитываются при последующих выплатах компенсации, а при утрате права на получение компенсации суммы компенсации подлежат возврату в добровольном порядке либо взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 27 Порядка от 19.12.2017 № 1082/46).

Из анализа приведенных норм Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ, Порядка от 30.12.2008 № 1235/52 и Порядка от 19.12.2017               № 1082/46 следует, что в случае если получатель компенсации оплаты коммунальных услуг своевременно не представил сведения о наступлении обстоятельств, влияющих на получение компенсации, в частности о перемене места жительства в Московской области, то полученные после наступления указанных обстоятельств (в настоящем случае – после перемены места жительства в Московской области) суммы компенсации не истребуются у получается, а учитываются при последующих выплатах компенсации.

Суммы компенсации подлежат возврату в добровольном порядке либо взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в случае, если получатель утратил право на получение компенсации.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривалось истцом, Васильев В.Н. с членами своей семьи 17.05.2016 г. переменил место жительства в Московской области, встав на регистрационный учет по месту жительства по адресу: <данные изъяты>

При этом Васильев В.Н. не утратил право на получение компенсации, что истцом не оспаривалось.

Таким образом, в силу прямого указания пункта 11 Порядка от 30.12.2008 № 1235/52 и пунктов 26, 27 Порядка от 19.12.2017 № 1082/46 заявленная истцом ко взысканию сумма компенсации, выплаченной за период с 01.06.2016 г. по 31.03.2020 г. в размере 130 000 руб. 24 коп., не подлежит взысканию с ответчика, поскольку последний не утратил право на ее получение; данная сумма компенсации подлежит учету при последующих выплатах компенсации.

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для взыскания с ответчика суммы выплаченной с 01.06.2016 г. по 31.03.2020 г. компенсации является правильным.

Довод апелляционной жалобы Министерства социального развития Московской области о том, что после перемены места жительства в Московской области Васильев В.Н. не обращался с заявлением о выплате компенсации по новому месту жительства, является несостоятельным, поскольку Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ, Порядком от 30.12.2008 № 1235/52 и Порядком от 19.12.2017 № 1082/46 данное обстоятельство не предусмотрено в качестве основания для взыскания выплаченной после перемены места жительства суммы компенсации с получателя, который не утратил право на ее получение.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами суда, отраженными в судебном решении, в связи с чем судебной коллегией отклоняются по изложенным выше основаниям, поскольку являются субъективным мнением автора жалобы.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от              24 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.

        Председательствующий

Судьи

33-21768/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гурин А.А.
Ответчики
ГУ ГУ ПФР № м6 по г. Москве и МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
19.07.2021[Гр.] Судебное заседание
09.08.2021[Гр.] Передано в экспедицию
06.08.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее