Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2021 ~ М-14/2021 от 26.01.2021

24RS0042-01-2021-000038-52

Дело № 2-95/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Партизанское                                                                                                 27 мая 2021 года

Партизанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Кармадоновой Е.А.,

при секретаре Семеновой Н.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Партизанского района Красноярского края Гостюхиной О.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Партизанского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края об обязании поставить на учет памятники, а также земельные участки, расположенные под ними,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Партизанского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к администрации Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края, мотивировав свои требования тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки на предмет соблюдения законодательства о сохранении памятников, увековечивающих память погибших в годы Великой Отечественной и гражданской войн было установлено, что на территории Кожелакского сельсовета имеется памятник – обелиск погибшим участникам Великой Отечественной войны, а также объект культурного наследия регионального значения - Братская могила пяти партизан, расстрелянных 22 января 1919 года Колчаковским карательным отрядом. Данные объекты культурного наследия администрацией Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края на учет, в том числе как бесхозяйственные не поставлены. Выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия создают угрозу для сохранности объектов культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности. 11 марта 2020 года прокуратурой района главе Кожелакского сельсовета было внесено представление об устранении данных нарушений, однако каких-либо мер администрацией сельсовета не принято. В связи с чем, истец просит обязать администрацию Кожелакского сельсовета поставить на учет указанные памятники, а также земельные участки, расположенные под ними.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Гостюхина О.У. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила уточнить исковые требования, а именно, установлением срока до 31.12.2021 года.

Представитель ответчика – глава администрации Кожелакского сельсовета Партизанского района Козенко В.А., извещен надлежащим образом и своевременно о дате и времени рассмотрения дела, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.

Представитель третьего лица - администрации Партизанского района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, возражений по делу не представил, каких-либо ходатайств не заявлял.

Представитель третьего лица - Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, возражений по делу не представил, каких-либо ходатайств не заявлял.

С учетом обстоятельств дела, значимости заявленных исковых требований, в целях ненарушения права участников процесса на разумные сроки рассмотрения гражданского дела, по правилам ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, с учетом их надлежащего уведомления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Обращаясь с заявлением в суд прокурор действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Разрешая исковые требования, суд при вынесении решения исходит из следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ в соответствующем падеже) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

В преамбуле названного Федерального закона отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Исходя из приведенных выше норм права, с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3166 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красноярского края», в силу прямого указания закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Кожелакского сельсовета имеется памятник – обелиск погибшим участникам Великой Отечественной войны, который на балансе администрации сельсовета не состоит, правоустанавливающие документы на него в администрации отсутствуют.

Кроме того, на территории данного сельсовета расположен объект культурного наследия регионального значения- Братская могила пяти партизан, расстрелянных 22 января 1919 года Колчаковским карательным отрядом.

Данные объекты культурного наследия администрацией Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края на учет, в том числе как бесхозяйственные не поставлены

Пунктом 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ регламентировано, что памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

11 марта 2020 года прокурором Партизанского района главе Кожелакского сельсовета Партизанского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства (л.д. 13-16).

Однако, до настоящего времени меры по устранению нарушений ответчиком приняты не были, что послужило основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд.

Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, в силу положений ч. 1 ст. 225 ГК РФ является бесхозяйной.

Отнесение спорного объекта к объектам культурного наследия, с учетом положений ст. 130 ГК РФ, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» является основанием для отнесения его к недвижимому имуществу.

Таким образом, объекты культурного наследия, в отношении которых имеется спор, обелиск погибшим участникам Великой Отечественной войны, а также объект культурного наследия регионального значения - Братская могила пяти партизан, расстрелянных 22 января 1919 года Колчаковским карательным отрядом, в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность не заявляет, фактически данные памятники с учетом приведенных выше норм права являются бесхозяйной недвижимой вещью.

Бесхозяйные недвижимые вещи согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 4 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (действовал до 1 января 2017 года) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Аналогичным образом определен порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества действующим с 01.01.2017 Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

С учетом приведенных выше обстоятельств, администрация Кожелакского сельсовета, на территории которого расположены указанные объекты культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки спорного объекта культурного наследия в силу его бесхозяйности на учет, с целью определения его дальнейшего собственника.

Обращение прокурора Партизанского района в суд с настоящим иском обусловлено особой ценностью объектов культурного наследия с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, необходимостью обеспечения охраны памятников истории, предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных факторов.

Согласно статье 44 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В порядке реализации указанных конституционных требований законодателем был принят Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (преамбула).

Эти задачи, как следует из содержания данного Федерального закона, достигаются за счет принятия мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, а также за счет последующего обеспечения сохранности этих объектов.

С учетом приведенных выше норм права, установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, уклонение органа местного самоуправления от обращения в регистрирующий орган с таким заявлением не может быть признано в данной сложившейся ситуации обоснованным, исковые требования прокурора <адрес> к администрации Кожелакского сельсовета <адрес> подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, суд считает установленный прокурором Партизанского района срок – до 31.12.2021 года разумным, обоснованным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Партизанского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края об обязании поставить на учет памятники, а также земельные участки, расположенные под ними, удовлетворить.

Обязать администрацию Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края поставить на учет памятники:

- обелиск погибшим участникам Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Красноярский край, Партизанский район, д. Кожелак, ул. Центральная, д. 28;

- Братскую могилу пяти партизан, расстрелянных 22 января 1919 года Колчаковским карательным отрядом, расположенную по адресу: Красноярский край, Партизанский район, д. Асафьевка, в 100 метрах к югу от ориентира ул. Красных партизан, д. 3, кв. 1.

Обязать поставить на учет земельные участки, расположенные под указанными памятниками, в срок 31.12.2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Партизанский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения 04.06.2021 года.

Председательствующий                                    Кармадонова Е.А.

2-95/2021 ~ М-14/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Партизанского района
Ответчики
Администрация Кожелакского сельского совета Партизанского района Красноярского края
Другие
Администрация Партизанского района
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края
Суд
Партизанский районный суд Красноярского края
Судья
Кармадонова Е.А.
Дело на странице суда
partiz--krk.sudrf.ru
26.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2021Подготовка дела (собеседование)
26.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.03.2021Предварительное судебное заседание
20.04.2021Предварительное судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
04.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2021Дело оформлено
07.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее