24RS0042-01-2021-000038-52
Дело № 2-95/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Партизанское 27 мая 2021 года
Партизанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Кармадоновой Е.А.,
при секретаре Семеновой Н.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Партизанского района Красноярского края Гостюхиной О.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Партизанского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края об обязании поставить на учет памятники, а также земельные участки, расположенные под ними,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Партизанского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к администрации Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края, мотивировав свои требования тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки на предмет соблюдения законодательства о сохранении памятников, увековечивающих память погибших в годы Великой Отечественной и гражданской войн было установлено, что на территории Кожелакского сельсовета имеется памятник – обелиск погибшим участникам Великой Отечественной войны, а также объект культурного наследия регионального значения - Братская могила пяти партизан, расстрелянных 22 января 1919 года Колчаковским карательным отрядом. Данные объекты культурного наследия администрацией Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края на учет, в том числе как бесхозяйственные не поставлены. Выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия создают угрозу для сохранности объектов культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности. 11 марта 2020 года прокуратурой района главе Кожелакского сельсовета было внесено представление об устранении данных нарушений, однако каких-либо мер администрацией сельсовета не принято. В связи с чем, истец просит обязать администрацию Кожелакского сельсовета поставить на учет указанные памятники, а также земельные участки, расположенные под ними.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Гостюхина О.У. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила уточнить исковые требования, а именно, установлением срока до 31.12.2021 года.
Представитель ответчика – глава администрации Кожелакского сельсовета Партизанского района Козенко В.А., извещен надлежащим образом и своевременно о дате и времени рассмотрения дела, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица - администрации Партизанского района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, возражений по делу не представил, каких-либо ходатайств не заявлял.
Представитель третьего лица - Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, возражений по делу не представил, каких-либо ходатайств не заявлял.
С учетом обстоятельств дела, значимости заявленных исковых требований, в целях ненарушения права участников процесса на разумные сроки рассмотрения гражданского дела, по правилам ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, с учетом их надлежащего уведомления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Обращаясь с заявлением в суд прокурор действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
Разрешая исковые требования, суд при вынесении решения исходит из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ в соответствующем падеже) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В преамбуле названного Федерального закона отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Исходя из приведенных выше норм права, с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Красноярского края от 23.04.2009 № 8-3166 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Красноярского края», в силу прямого указания закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Кожелакского сельсовета имеется памятник – обелиск погибшим участникам Великой Отечественной войны, который на балансе администрации сельсовета не состоит, правоустанавливающие документы на него в администрации отсутствуют.
Кроме того, на территории данного сельсовета расположен объект культурного наследия регионального значения- Братская могила пяти партизан, расстрелянных 22 января 1919 года Колчаковским карательным отрядом.
Данные объекты культурного наследия администрацией Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края на учет, в том числе как бесхозяйственные не поставлены
Пунктом 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ регламентировано, что памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
11 марта 2020 года прокурором Партизанского района главе Кожелакского сельсовета Партизанского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства (л.д. 13-16).
Однако, до настоящего времени меры по устранению нарушений ответчиком приняты не были, что послужило основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд.
Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, в силу положений ч. 1 ст. 225 ГК РФ является бесхозяйной.
Отнесение спорного объекта к объектам культурного наследия, с учетом положений ст. 130 ГК РФ, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» является основанием для отнесения его к недвижимому имуществу.
Таким образом, объекты культурного наследия, в отношении которых имеется спор, обелиск погибшим участникам Великой Отечественной войны, а также объект культурного наследия регионального значения - Братская могила пяти партизан, расстрелянных 22 января 1919 года Колчаковским карательным отрядом, в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность не заявляет, фактически данные памятники с учетом приведенных выше норм права являются бесхозяйной недвижимой вещью.
Бесхозяйные недвижимые вещи согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 4 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (действовал до 1 января 2017 года) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Аналогичным образом определен порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества действующим с 01.01.2017 Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
С учетом приведенных выше обстоятельств, администрация Кожелакского сельсовета, на территории которого расположены указанные объекты культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки спорного объекта культурного наследия в силу его бесхозяйности на учет, с целью определения его дальнейшего собственника.
Обращение прокурора Партизанского района в суд с настоящим иском обусловлено особой ценностью объектов культурного наследия с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, необходимостью обеспечения охраны памятников истории, предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных факторов.
Согласно статье 44 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В порядке реализации указанных конституционных требований законодателем был принят Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (преамбула).
Эти задачи, как следует из содержания данного Федерального закона, достигаются за счет принятия мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, а также за счет последующего обеспечения сохранности этих объектов.
С учетом приведенных выше норм права, установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, уклонение органа местного самоуправления от обращения в регистрирующий орган с таким заявлением не может быть признано в данной сложившейся ситуации обоснованным, исковые требования прокурора <адрес> к администрации Кожелакского сельсовета <адрес> подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, суд считает установленный прокурором Партизанского района срок – до 31.12.2021 года разумным, обоснованным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Партизанского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края об обязании поставить на учет памятники, а также земельные участки, расположенные под ними, удовлетворить.
Обязать администрацию Кожелакского сельсовета Партизанского района Красноярского края поставить на учет памятники:
- обелиск погибшим участникам Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Красноярский край, Партизанский район, д. Кожелак, ул. Центральная, д. 28;
- Братскую могилу пяти партизан, расстрелянных 22 января 1919 года Колчаковским карательным отрядом, расположенную по адресу: Красноярский край, Партизанский район, д. Асафьевка, в 100 метрах к югу от ориентира ул. Красных партизан, д. 3, кв. 1.
Обязать поставить на учет земельные участки, расположенные под указанными памятниками, в срок 31.12.2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Партизанский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения 04.06.2021 года.
Председательствующий Кармадонова Е.А.