Решение по делу № 2-1078/2016 ~ М-794/2016 от 20.04.2016

Дело № 2-1078/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2016 года г. Советская Гавань

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Манушенковой Н.Б.

при секретаре Смирновой И.В.

с участием помощника Советско-Гаванского городского прокурора Щекурова Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора, поданного в интересах муниципального образования городское поселение «Рабочий поселок Лососина» и неопределенного круга лиц к Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края об оспаривании права собственности на земельный участок,

установил:

Советско-Гаванский городской прокурор обратился с исковым заявлением в интересах муниципального образования городского поселения «Рабочий поселок Лососина» и неопределенного круга лиц к Администрации Советско-Гаванского муниципального района о признании незаконным постановления Администрации Советско-Гаванского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении муниципальному образованию «Советско-Гаванский муниципальный район» в безвозмездное срочное пользование земельного участка» с кадастровым номером <данные изъяты> недействительным зарегистрированного права собственности Советско-Гаванского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес> в п.Лососина Советско-Гаванского района Хабаровского края и записи регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ . В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки установлено: в собственность Советско-Гаванского муниципального района оформлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес> в п.Лососина Советско-Гаванского района Хабаровского края. Право собственности за администрацией Советско-Гаванского муниципального района зарегистрировано на основании Постановления Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ . В нарушение ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Администрацией оформлено право собственности на земельные участки, на которых не имелось объектов муниципальной собственности района, объектов созданных с участием муниципального образования района, в порядке гражданского законодательства участки не приобретались, и федеральной собственности в собственность муниципального образования не передавались, законом <адрес> в собственность муниципального образования не передавались, в границах участков пруды и обводненные карьеры расположенных на территории двух поселений района не имеются. В пункте 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006г , предусмотрено представление правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастрового плана земельного участка, подтверждающего нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Администрацией не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка муниципальным землям по вышеуказанным основаниям. Ссылка на пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ несостоятельна, поскольку противоречит прямому содержанию указанной нормы и иным положениям земельного законодательства, так как из ее содержания не следует, что нахождение земель в границах поселений, которые входят в состав муниципального района, приводит к возникновению у этого муниципального района права собственности на такой земельный участок, собственность на который не разграничена, в собственность другим муниципальным образованием - поселением. Действия Администрации по оформлению в собственность Советско-Гаванского муниципального района земельного участка повлекли необоснованное отчуждение государственной собственности, нарушение прав городского поселения "Рабочий <адрес>" регламентированное ст.62 Бюджетного кодекса РФ на получение дохода в бюджет городского поселения от передачи в аренду земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов, а также лишили иных заинтересованных лиц, круг которых невозможно определить, возможности получить земельный участок в установленном законом порядке.

В судебном заседании помощник Советско-Гаванского городского прокурора Щекуров Д.С. поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Администрации Советско-Гаванского муниципального района, представитель Росреестра, третье лицо Петросян А.Ф. в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Судом установлено, что постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 16.10.2014г «О предоставлении муниципальному образованию «Советско-Гаванский муниципальный район» в безвозмездное срочное пользование земельного участка», муниципальному образованию «Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края» предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес> в п.Лососина Советско-Гаванского района Хабаровского края, для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

Право собственности Советско-Гаванского муниципального района на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Изучив исковое заявление и представленные документы, выслушав мнение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Статьей 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, какие земельные участки, в целях разграничения государственной собственности на землю, относятся к федеральной собственности, какие к собственности субъектов Российской Федерации, а какие к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

Так, согласно ч.3 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес> на момент его предоставления в безвозмездное срочное пользование муниципальному образованию "Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края" не был занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования, или созданных с участием муниципального образования; не был предоставлен муниципальному образованию; не относился к иным предусмотренным федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельным участкам или иным землям.

При этом, земельный участок не был признан находящимся в муниципальной собственности федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, в порядке гражданского законодательства участок не приобретался, из федеральной собственности в собственность муниципального образования не передавался, в том числе безвозмездно.Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок Администрацией Советско-Гаванского муниципального района передан в аренду Петросян А.Ф. для строительства индивидуального жилого дома, то есть еще до возникновения права собственности у органа местного самоуправления данный земельный участок передан в аренду физическому лицу.

Поскольку судом установлено, что оспариваемое постановление органа местного самоуправления принято с нарушением законодательства, оно должно быть признано незаконным и недействительным.

Согласно ст.60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем:

- признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч.1 ст.61 ЗК РФ, ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Таким образом, земельный участок подлежит возвращению в собственность государства, поскольку в силу п.2 ст.214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Судом также установлено, что при проведении государственной регистрации прав муниципальной собственности Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю не были учтены вышеуказанные нормы законодательства, а также нормы, регулирующие порядок государственной регистрации прав на спорный земельный участок в целях разграничения государственной собственности на землю.

В частности, в нарушение пунктов 2 и 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 404, принятого в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", администрацией в регистрирующий орган не были предоставлены:

- правоустанавливающие документы на земельный участок (иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу местного самоуправления), в случае если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу местного самоуправления;

- правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, в случае если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию.

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Таким образом, у должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю отсутствовали основания для государственной регистрации прав собственности Администрации на спорный земельный участок и внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации права собственности за муниципальным образованием "Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края", как следствие, зарегистрированное право собственности Советско-Гаванского муниципального района на спорный земельный участок следует признать недействительным.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Согласно ч.1 ст.17 Закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, указанное решение суда является основанием для внесения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░ <░░░░░><░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ).

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.05.2016░.

░░░░░               ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-1078/2016 ~ М-794/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Советско-Гаванский городской прокурор
Ответчики
Администрация Советско-Гаванского муниципального района
Другие
Администрация городского поселения "Рабочий поселок Лососина"
Управление Росреестра по Хабаровскому краю
Петросян Анжела Федоровна
Суд
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края
Судья
Манушенкова Наталья Борисовна
Дело на сайте суда
s-gavansky--hbr.sudrf.ru
20.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2016Передача материалов судье
22.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2016Судебное заседание
30.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2016Дело оформлено
17.07.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее