Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-233/2017 от 13.04.2017

Судья: Анненкова Т.С.                                      № 21-233

РЕШЕНИЕ

05 мая 2017 года                                  город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Шишкиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника государственного казенного учреждения Саратовской области «Саратовское областное лесничество» Шадрина Н.Н. на решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 03 апреля 2017 года и постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 16 февраля 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении государственного казенного учреждения Саратовской области «Саратовское областное лесничество»,

установил:

постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области (далее - ГИТ в Саратовской области) от 16 февраля 2017 года № 7-84-17-ОБ/6060/3/6, оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 03 апреля 2017 года, государственное казенное учреждение Саратовской области «Саратовское областное лесничество» (далее - ГКУ «Саратовское областное лесничество» и казенное предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 31000 рублей.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, начальник ГКУ «Саратовское областное лесничество» Шадрин Н.Н. просит отменить состоявшиеся по делу постановление и решение, ссылаясь на малозначительность административного правонарушения.

Защитник ГКУ «Саратовское областное лесничество» Лаврентьев А.А. в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Просил учесть процессуальные нарушения, касающиеся надлежащего извещения законного представителя юридического лица, допущенные ГИТ в Саратовской области при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела.

Законный представитель ГКУ «Саратовское областное лесничество», должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились; должностное лицо ГИТ в Саратовской области просило рассмотреть дело в его отсутствие, не соглашаясь при этом с доводами жалобы. Иные лица ходатайств об отложении судебного заседания не суду направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность постановления в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав защитника Лаврентьева А.А., исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в период с 07 февраля 2017 года по 09 февраля 2017 года в ГКУ «Саратовское областное лесничество» проведена внеплановая документарная проверка юридического лица.

Согласно акту проверки от 09 февраля 2017 года государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ГИТ в Саратовской области выявлено нарушение трудового законодательства, в частности требований статьи 193 ТК РФ, поскольку до применения к работнику ФИО6 дисциплинарного взыскания в виде выговора (приказ от 27 декабря 2016 года № 02-02/320) от него не были затребованы письменные объяснения.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГКУ «Саратовское областное лесничество» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суда исходил из того, что наличие в действиях ГКУ «Саратовское областное лесничество» состава вменяемого административного правонарушения, его вина подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, находящихся в материалах дела, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности, каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

С данным выводом нельзя согласиться ввиду следующего.

В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

Содержание протокола об административном правонарушении и порядок его составления регламентирован в статье 28.2 КоАП РФ, системное толкование положений которой позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. Данному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. В отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.По правилам статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Место нахождение юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от
24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Частью 1 статьи 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом ГИТ в Саратовской области 10 февраля 2017 года в отсутствие законного представителя ГКУ «Саратовское областное лесничество» и с участием защитника учреждения Лаврентьева А.А.

Вместе с тем извещение защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, во всяком случае, не освобождает должностных лиц ГИТ в Саратовской области, в производстве которых находилось дело, от обязанности известить законного представителя учреждения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, создать условия для реализации установленных законом гарантий защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Из представленных ГИТ в Саратовской области материалов дела об административном правонарушении усматривается наличие извещения, направленного в адрес юридического лица факсимильной связью 09 февраля 2016 года, о явке законного представителя юридического лица к 14 часам 10 февраля 2017 года в ГИТ в Саратовской области для ознакомления с актом проверки, его подписания, представления объяснений, замечаний по составлению протокола, разъяснение о том, что в случае неявки протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ будет составлен в отсутствие законного представителя ГКУ «Саратовское областное лесничество».

Таким образом, применительно к соблюдению должностным лицом ГИТ в Саратовской области положений статьи 25.15 КоАП РФ следует отметить, что представленные в материалы дела об административном правонарушении сведения о направлении уведомлений факсимильной связью нельзя расценить в качестве надлежащего извещения, поскольку достоверные данные, фиксирующие вручение извещений адресату, в отчетах об отправлении факса не содержатся, отсутствуют также сведения о телефонных номерах отправителя и получателя указанного извещения в сведениях, которые бесспорно подтверждали бы направление и получение факса.

Исходя из положений приведенных выше норм, законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, безусловно должен быть извещен о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, его рассмотрении.

Также из постановления государственного инспектора труда (по правовым вопросам) ГИТ в Саратовской области от 16 февраля 2017 года следует, что дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, с участием защитника Лаврентьева А.А. При этом сведения о направлении извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по адресу места нахождения ГКУ «Саратовское областное лесничество» в материалах дела отсутствует. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении было только вручено защитнику Лаврентьеву А.А.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностным лицом и судьей районного суда допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ служит основанием к отмене вынесенных по делу актов с возвращением дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело об административном правонарушении. При этом принимаю во внимание, что срок давности казенного предприятия к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, за совершение вменяемого ему административного правонарушения не истек.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 16 февраля 2017 года, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 03 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении государственного казенного учреждения Саратовской области «Саратовское областное лесничество» отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Государственную инспекцию труда в Саратовской области на новое рассмотрение.

Судья                                         М.В. Литвинова

21-233/2017

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ГКУ СО "Саратовское областное лесничество"
Другие
Шардин Н.Н.
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Литвинова М.В.
Статьи

ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--sar.sudrf.ru
13.04.2017Материалы переданы в производство судье
05.05.2017Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее