Дело № 5-155/2020
10MS0015-01-2020-002151-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Рыжкова Е.В., рассмотрев в помещении суда, расположенного по адресу: город Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 7 «А», Медвежьегорского района Республики Карелия 28 июля 2020 года, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Тарасова Геннадия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, являющегося главой Паданского сельского поселения,
Права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, разъяснены
УСТАНОВИЛ:
26.06.2020 и.о. прокурора Медвежьегорского района Карпиным А.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Паданского сельского поселения Тарасова Г.В. по ст. 17.7 КоАП РФ – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Основанием для возбуждения дела послужил тот, факт, что сообщение о принятых мерах и о результатах рассмотрения представления прокурора от 28.04.2020 № 07-14-2020 (вх. от 08.05.2020) поступило в прокуратуру по истечении месячного срока.
В судебном заседании Тарасов Г.В. и его представитель Анисимова И.С. пояснили, что фактически Тарасов Г.В. нарушил срок направления сведений о рассмотрении представления прокурора на 10 дней, но учитывая сложившуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку и принятые в связи с ней меры, определенные Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р, которые администрация Паданского сельского поселения неукоснительно исполняла, администрация работала в усеченном составе, сотрудники ходили на работу по графику, в связи с чем выполнить все мероприятия, указанные в предписании прокурора, в срок не представилось возможным. Кроме того, возраст Тарасова Г.В. превышает шестидесятилетний, т.е. он входил в группу риска по возрасту, но при этом продолжал исполнять свои должностные обязанности. Привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников, указанных в предписание прокурора, он как глава сельского поселения не счел необходимым.
Помощник прокурора Шишкин М.Н. в судебном заседании настаивал на привлечении Тарасова Г.В. к административной ответственности с назначением наказания.
Заслушав Тарасова Г.В., его представителя и помощника прокурора, оценив исследованные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Как следует из материалов дела и установлено судом, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности МКУК «Библиотечно-досуговый центр «Сегозерье», в связи с чем было вынесено представление прокурора от 28.04.2020 № 07-14-2020.
Из представления следует, что в нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», МКУК «Библиотечно-досуговый центр «Сегозерье» не приняты меры по предупреждению коррупции. В представлении изложено требование о его рассмотрении с участием прокурора и принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих (пункт 1); решении вопроса о проведении служебной проверки и привлечении к дисциплинарной ответственности директора МКУК «Библиотечно-досуговый центр «Сегозерье» ФИО6, а также иных должностных лиц виновных в допущении нарушения закона (пункт 2); сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру в установленный законом месячный срок с приложением копий приказов о наложении дисциплинарных взысканий (пункт 3).
Указанное представление поступило в адрес администрации Паданского сельского поселения 08.05.2020.
В установленный законом месячный срок в Медвежьегорскую районную прокуратуру не сообщено о результатах рассмотрения представления, представление было рассмотрено без участия прокуратуры района, ответ на указанное представление получен только 18.06.2020, т.е. с нарушением установленного срока на 10 дней.
По факту умышленного невыполнения изложенных в представлении от 28.04.2020 № 07-14-2020 требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, постановлением и.о. прокурора Медвежьегорского района от 26.06.2020 в отношении должностного лица - главы Паданского сельского поселения Тарасова Г.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Представление Медвежьегорского районного прокурора от 28.04.2020 № 07-14-2020 в числе прочих содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Между тем данное требование не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.
Частью первой статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в установленном законом порядке. Содержащееся в представлении прокурора Медвежьегорского района от 28.04.2020 № 07-14-2020 императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, невыполнение указанного требования представления прокурора необоснованно вменено должностному лицу – главе Паданского сельского поселения при возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Правомерность требований, изложенных в представлении от 28.04.2020 в части устранения нарушений требований законодательства о противодействии коррупции, рассмотрения представления с участием прокурора, уведомления прокурора о времени и месте его рассмотрения, а также результатах (пункты 1, 3 в части сообщения о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру в установленный законом месячный срок), сомнений не вызывает.
Неисполнение указанных пунктов главой Паданского сельского поселения Тарасовым Г.В. в установленный месячный срок подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (в ред. от 10.06.2010) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Судья принимает во внимание тот факт, что согласно распоряжению Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности; гражданам рекомендовано воздержаться от посещения общественных мест, обеспечить режим самоизоляции (в первую очередь лицам с хроническими заболеваниями, лицам старше 60 лет), кроме случаев выполнения трудовой функции и посещения общественных мест с целью решения вопросов жизнеобеспечения; органам местного самоуправления в Республике Карелия обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем установления режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Учитывая сложившуюся в период с марта по май 2020 эпидемиологическую обстановку в регионе и действующие на территории Республики Карелия ограничительные меры, а также объем подлежащих исполнению, указанных в предписании мер, судья считает возможным освободить Тарасова Г.В. от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы Паданского сельского поселения Тарасова Геннадия Васильевича, прекратить.
Освободить Тарасова Геннадия Васильевича от административной ответственности, вынести ему устное замечание.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 03.08.2020.
Судья - Е.В. Рыжкова