Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1063/2017 ~ М-900/2017 от 18.04.2017

Дело № 2-1063/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2017 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Берхеевой А.В., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Димитровграда к Гатауллову Ш.И. о понуждении к приведению жилого дома в первоначальное состояние, встречному иску Гатауллова Ш.И. к Администрации г.Димитровграда о признании право собственности на объект незавершенного строительства,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Димитровграда обратилась с иском к Гатауллову Ш.И., в обосновании требований указала, что Гатауллов Ш.И. без оформления в установленном порядке разрешительной документации самовольно осуществил строительство здания на неотведенном для этих целей земельном участке по адресу: г.Димитровград, ул.*, *, не получил необходимые разрешения. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области, земельный участок с кадастровым номером * по адресу: г.Димитровград ул.*, * расположен в территориальной зоне Ж1-С «зона малоэтажной жилой застройки специального вида». Согласно ст.47 Правил на данном земельном участке разрешено строительство следующих объектов: существующая малоэтажная застройка (индивидуальные жилые дома), предпринимательство (существующие объекты), коммунальное обслуживание, приусадебный участок личного подсобного хозяйства. Строительство новых жилых домов не допускается.

Разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома по ул.*, * Администрацией города Димитровграда не выдавалось. Исходя из технического паспорта домовладения по состоянию на 14.08.2006, жилой дом - деревянный. В настоящее время дом выстроен из кирпича.

Земельный участок по ул.*, * полностью расположен в санитарно-защитной зоне предприятия ООО «Легенда», ООО «Элад». В градостроительном плане земельного участка место допустимого строительства не показано.

26.11.2015 №8552 местная религиозная организация «*» обратилась с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, который утвержден постановлением Администрации города от 21.12.2015 №4159.

07.12.2015 №01-23/7466 председателю местной религиозной организации «*» Гатауллову Ш.И. было выдвинуто требование о прекращении строительных работ, а также произвести работы по демонтажу ранее выполненного без разрешения на строительство. До настоящего времени Гатауллов Ш.И. не устранил нарушения в соответствии с законом и разрешением на строительство.

Просит обязать Гатауллова Ш.И. привести жилой дом на ул.*, * в первоначальное состояние в соответствии с Актом приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома от 15.09.2006, утвержденного постановлением Главы города от 19.09.2006 №2701.

Гатауллов Ш.И. обратился со встречным исковым заявлением, в котором указал, что с 15.12.2015 он является собственником земельного участка с кадастровым номером * по адресу г.Димитровград, ул.*, *. В кадастровом паспорте, а также в свидетельстве о регистрации права собственности обременение на земельный участок не зарегистрировано. Объектом права являются земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Жилой дом построен согласно проектной документации ООО «Декор-Проект» с учетом градостроительных норм и правил, не нарушая права и интересы третьих лиц.

Архитектура города Димитровграда отказывала в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что земельный участок находится в санитарно-защитной зоне. Однако как следует из сообщения ФМБА России жилой дом по адресу ул.*, * находится за пределами территории санитарно-защитной зоны.

Просит признать право собственности на незавершенный объект строительства (степень готовности 91%) - жилой дом, расположенный по адресу г.Димитровград, ул.*, д.*, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины 16900 руб.

В судебном заседании представитель Администрации города Димитровграда Шулимова О.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, пояснила, что в результате прокурорской проверки деятельности местной религиозной организации «*» в адрес Администрации города прокурором г.Димитровграда было направлено письмо, в котором он предложил Администрации обратиться в суд как уполномоченному органу, в связи с выявленным незаконным строительством дома по ул.*, *. Пояснила, что генеральный план города с внесением на него санитарно-охранных зон осуществлял питерский институт урбанистики. В распоряжение специалистов были предоставлены сведения о размещении объектов в городе, где находится жилая зона, опасные объекты, потом свели все воедино.

В судебном заседании представитель Гатауллова Ш.И. Мингачев Р.Р., действовавший на основании доверенности, возражал относительно удовлетворения заявленных исковых требований. Указал, что в соответствии с имеющимися документами старый дом снесен. Выстроен новый дом. Привести дом в первоначальное положение не представляется возможным. Кроме того, согласно ответа Межрегиональное управление №172 ФМБА России жилой дом будет находиться за пределами территории санитарно-защитной зоны ООО «Легенда», которая в соответствии с постановлением заместителя главного санитарного врача по г.Димитровграду Ульяновской области от 05.02.2014 №1 установлен в размере 12 метров от основания. Для промышленного объекта ООО «ЭЛАД» санитарно-защитная зона не устанавливалась.

По результатам проведенной судебной экспертизы незавершенный строительством дом соответствует строительным, градостроительным и противопожарным нормам. Собственник соседнего земельного участка не возражает относительно возведения и существования дома. Кроме того, именно собственник соседнего земельного участка нарушил градостроительные нормы, поскольку расположил принадлежащее ему здание с недостаточным выступом от межи.

Относительно противопожарных мероприятий пояснил, что еще на стадии разработки проекта дома в сам проект были заложены установка противопожарных устройств. В настоящее время имеется заключение о соответствии обеспечения противопожарных разрывов и зоны допустимого размещения объекта незавершенного строительства (индивидуальный жилой дом), составленный ООО «ПожТехЭкспертиза», где указаны все необходимые мероприятия. Заключен предварительный договор с ООО «Пожарное Дело» на оказание услуг по выполнению разработанных мероприятий.

Привлеченный к участию в деле прокурор г.Димитровграда в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом установлено, что Гатауллову Ш.И. на праве собственности с 15.12.2015 принадлежит земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: Ульяновская область г.Димитровград, ул.*, *, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке разрешенное использование земельного участка: для индивидуального жилищного строительства.

Сведения о том, что в отношении использования земельного участка установлены какие-либо ограничения, в ЕГРН отсутствуют.

Судом установлено, что ранее существовавший жилой дом, располагавшийся на земельном участке по адресу: г.Димитровград, ул.*, *, снесен. В настоящее время Гатаулловым Ш.И. на данном земельном участке возводится новый дом, который находится в стадии незавершенного строительства со степенью готовности -91%.

С учетом указанного, заявленные Администрацией города Димитровграда требования о приведении жилого дома по улице *, * в первоначальное состояние в соответствии с Актом приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома от 15 сентября 2006 утвержденной постановлением Главы города от 19.09.2006 №2701, не могут быть удовлетворены.

Как следует из материалов дела, Администрацией города Димитровграда разрешение на реконструкцию или новое строительство жилого дома Гатауллову Ш.И. не выдавалось.

В соответствии со ст.222 Гражданского Кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых "разрешений" или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно п.3 указанной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Как установлено судом ранее, разрешенное использование земельного участка расположенного в г.Димитровграде по ул.*, * - для индивидуального жилищного строительства.

Сведения о том, что в отношении использования земельного участка установлены какие-либо ограничения, в ЕГРН отсутствуют.

Согласно градостроительного плана земельного участка по ул.*, * утвержденного Постановлением Администрации города Димитровграда №4159 от 21.12.2015 весь земельный участок по ул.*, * расположен в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий.

С учетом указанного установлены специальные виды разрешенного использования земельного участка: существующая малоэтажная застройка (индивидуальные жилые дома), предпринимательство (существующие объекты), коммунальное обслуживание, приусадебный участок личного подсобного хозяйства.

Таким образом, судом установлено, что Администрация города Димитровграда ограничила право на использование земельного участка, указав, что весь земельный участок находится в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий: ООО «Легенда» и ООО «ЭЛАД», в связи с чем реконструкция существующих жилых домов, а также новое строительство запрещена.

Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.

Как следует из пояснений представителя Администрации города Димитровграда, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий отражены в генеральном плане города. Генеральный план города с нанесением на него санитарно-защитных зон был разработан питерским институтом урбанистики. В распоряжение специалистов института были предоставлены сведения о размещении объектов в городе, где находиться жилая зона, опасные объекты Санитарно-защитные зоны были установлены ориентировочно с учетом вида производства.

Как следует из ответа на запрос Межрегионального управления №172 Федерального медико-биологического агентства данного по запросу суда, для промышленного предприятия 3 класса опасности – ООО «Легенда» постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по городу Димитровграду Ульяновской области от 05.02.2014 №1 установлен размер санитарно-защитной зоны в границах 12-ти метров. На территории установленной санитарно-защитной зоны ООО «Легенда» размером 12 м не находятся территории с нормируемыми показателями качества среды обитания (в том числе жилые дома).

Для промышленного предприятия 3 класса опасности – ООО «ЭЛАД» санитарно-защитная зона не устанавливалась. Разработанный проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны ООО «ЭЛАД», где размер расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны составляет 35 метров от границы территории предприятия, не является основанием для установления окончательного размера СЗЗ ООО «ЭЛАД».

ООО «ЭЛАД» в Межрегиональное управление №172 ФМБА России по вопросам окончательного размера санитарно-защитной зоны не обращалось, соответствующие документы по обоснованию размера санитарно-защитной зоны не представлялись.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.2.1 - 2.1.1.1200 - 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Из п.3.1.Правил следует, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.

Согласно п.3.2 Правил в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

Из анализа норм действующего законодательства следует, что санитарные правила, приведенные в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 распространяются только на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта и т.д Для установления санитарно-защитной зоны объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания необходимо разработка проекта с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Санитарно-защитная зона – это зона ответственности собственника объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания. Владелец источника воздействия на среду обитания обязан проводить мероприятия на снижение вредного воздействия на граждан, пребывающих в санитарно-защитной зоне, а так же в случае установления невозможности проживания в указанной зоне предпринять меры к возможному переселению граждан.

Именно владелец источника воздействия на среду обитания граждан обязан провести мероприятия по определению степени воздействия вредных факторов от производства на населения, с учетом чего определить размер санитарно-защитной зоны.

Сведения об установлении санитарно-защитной зоне (зоне особыми условиями использования территорий) подлежат обязательного государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости на основании Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Ранее такая обязанность была предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"

Таким образом, судом установлено, что зафиксированные в генеральном плане города санитарно-защитные зоны промышленных предприятий не соответствуют их действительным размерам. Санитарно-защитная зона ООО «Легенда» составляет 12 м, а санитарно –защитная зона ООО «ЭЛАД» не установлена.

С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что Гатауллов Ш.И. имел право осуществить строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с разрешенным использование для индивидуального жилищного строительства. В отсутствии сведений об ограничении использования земельного участка в правоустанавливающих документах.

Судом по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта №145 от 08.06.2017 ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» незавершенное строительством одноэтажное строение с подвалом, при домовладении №* по ул.* в г.Димитровграде на время проведения исследования соответствовал градостроительным требованиям. Не соответствует противопожарным требованиям в части недостаточного противопожарного разрыва до соседнего строения №* по ул.* (7,80м. вместо 8,00м), при этом санитарные нормы соблюдены.

Исследуемое строение расположено на территории застройки частного сектора. У собственников домовладений, расположенных в этом районе порядок пользования сложился на протяжении длительного времени и согласно СНиП 2.07.01-89* примечания-2 п.2.12*, возможно по взаимному согласию собственников соседних домовладений – уменьшать расстояния от строений до межевых границ разделяющих земельные участки, либо устраивать их без отступа от границ.

Для устранения, выявленного при исследовании по первому вопросу несоответствия, необходимо оборудовать жилой дом №* по ул.* в г.Димитровграде, по окончании строительства, системой пожарного извещения и краном для внутреннего пожаротушения.

Собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г.Димитровград, ул.*, * является *, которая в письменном виде подтвердила, что согласна на уменьшение расстояния от строения до межевых границ.

В материалы дела представлены: заключение о соответствии обеспечения противопожарных разрывов и зоны допустимого размещения объекта незавершенного строительства (индивидуальный жилой дом) №6 от 14.06.2017, составленный ООО «ПожТехЭкспертиза», где указаны все необходимые противопожарные мероприятия и коммерческое предложение ООО «Пожарное Дело» на оказание услуг по выполнению разработанных мероприятий. Указанные документы содержат, в том числе, и указанные в заключении эксперта мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

С учетом того, что указанные мероприятия разработаны самостоятельно собственником объекта незавершенного строительства, и что их необходимо осуществить по завершению строительства, при разрешении требований о признании права собственности на объект незавершенного строительства, оснований для обязания их проведения в принудительном порядке не имеется.

Проверка принятия противопожарных мер и установка соответствующих устройств будет осуществляться при приемки завершенного строительством жилого дома.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и интересов других лиц и отсутствии угроз жизни и здоровью граждан, возведенным строением.

Таким образом, судом установлено, что незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.*, * находятся на земельном участке с разрешенным использованием для индивидуального жилищного дома, соответствуют строительным, градостроительным, противопожарным нормам и правилам, не нарушение прав и охраняемых законом интересов других лиц.

На основании изложенного, суд полагает возможным встречные исковые требования Гатауллова Ш.И. удовлетворить и признать за Гатаулловым Ш.И. право собственности на незавершенный строительством жилой дом с подвалом общей площадью 400,30 кв.м. в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 14 февраля 2017 года.

Гатауллов Ш.И. просит взыскать с ответчика Администрации города Димитровграда расходы по оплате государственной пошлины в размере 16900 руб.

Суд учитывая то обстоятельство, что Гатауллов Ш.И. заявляя требование о признании за ним права собственности на незавершенный строительством дом действовал исключительно в своих интересах, в связи с чем не находит оснований для возложения обязанности по возмещению ему понесенных расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации города Димитровграда к Гатауллову Ш.И. о понуждении к приведению жилого дома в первоначальное состояние, отказать.

Встречные исковые требования Гатауллова Ш.И. о признании права собственности на незавершенный строительством жилой дом удовлетворить частично.

Признать за Гатаулловым Ш.И. собственности на незавершенный строительством жилой дом с подвалом общей площадью 400,30 кв.м. в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 14 февраля 2017 года, расположенный по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.*, *.

Данное решение по вступлению в законную силу является основанием для государственной регистрации прав Гатауллова Ш.И. на указанные строения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Требования Гатауллова Ш.И. о взыскании расходов по оплате государственной пошлины оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 19 июня 2017 года.

Судья: А. В. Берхеева

2-1063/2017 ~ М-900/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
администрация г. Димитровград
Прокурор г.Димитровграда
Ответчики
Гатауллов Ш.И.
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Берхеева А. В.
Дело на странице суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
18.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2017Передача материалов судье
24.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2017Судебное заседание
16.05.2017Судебное заседание
07.06.2017Производство по делу возобновлено
15.06.2017Судебное заседание
19.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2017Дело оформлено
09.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее