Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-873/2012 ~ М-547/2012 от 28.02.2012

РЕШЕНИЕ

По делу № 2-873/12

Именем Российской Федерации

18 апреля 2012г.

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

с участием прокурора Круцких В.Н.,

при секретаре Эсауловой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к Военному комиссариату Тамбовской области о признании бездействия незаконным, признании права на получение мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Тамбова обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Военному комиссариату Тамбовской области о признании бездействия незаконным, признании права на получение мер социальной поддержки.

В обоснование иска заявитель указал, что прокуратурой Ленинского района г.Тамбова проведена проверка по обращению вдов участников ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В результате проверки установлено, что согласно ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой настоящей статьи распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

В определении Конституционного суда РФ от 16 декабря 2008 года № 1085-0-П выявлен конституционно-правовой смысл части четвёртой статьи 14, согласно которому данная норма устанавливает в качестве оснований для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием. Конституционный суд указывает на то, что недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида - чернобыльца права на возмещение вреда, причинённого смертью кормильца.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 12 марта 2009 года установлено, что исходя из буквального толкования части 4 ст. 14 базового закона, право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров имеют члены семьи умершего инвалида - чернобыльца, на которого распространялась указанная мера социальной поддержки.

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 года № 751 «О внесении изменений в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, утверждённые постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907, согласно которым абзац второй пункта 1 Правил, после слов «не достигшим 14- летнего возраста» дополнен словами «а также гражданам, указанным в части 4 ст. 14 Закона».

Таким образом, право членов семей, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, входящей в объём возмещения вреда, возникает после смерти кормильца.

Между тем установлено, что Военным комиссариатом Тамбовской области не осуществляются выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретении продовольственных товаров членам семей, потерявших кормильцев из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, проживающим в г. Тамбове и Тамбовской области. Указанное обстоятельство является нарушением вышеназванного законодательства, оно повлекло нарушение прав и законных интересов членов семей чернобыльцев, потерявших кормильцев.

В судебном заседании представитель истца Круцких В.Н. поддержал исковые требования по изложенным выше основаниям. Он просил признать действия (бездействие) Военного комиссариата Тамбовской области, выразившееся в отказе в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, проживающим в г. Тамбове и Тамбовской области, незаконными.

Прокурор просил признать право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ч. 4 ст. 14, в том числе п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 (ежемесячная денежная компенсация на приобретении продовольственных товаров) за членами семей, потерявших кормильцев из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также за семьями умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, проживающими в г. Тамбове и Тамбовской области, с момента смерти кормильца.

Представитель ответчика Шевякова О.А. иск не признала и пояснила, что согласно ч. 4 статьи 14 базового закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 ч. 1 ст. 14 распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись указанные меры социальной поддержки.

В названной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Право иных членов семьи на приобретение льгот и компенсаций в пункте данной статьи не предусмотрено. Таким образом, право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров не распространялось на жен граждан, получающих социальную поддержку по данному Закону при их жизни, соответственно не распространяется и после смерти.

Кроме того, согласно ст. 4 закона меры социальной поддержки, предусмотренные базовым законом, предоставляются в порядке, определенном правительством РФ. В целях реализации базового закона принято постановление Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором определены, в том числе, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пункте 1 названных правил перечислены лица, которым гарантируется право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы.

Представитель ответчика также указала, что выплата спорной компенсации носит заявительный характер.

Третьи лица Дубровина Н.П., Савельева И.А., Ижнина О.Н. и Чехолина Е.В. поддержали исковые требования прокурора.

Савельева И.А. пояснила, что ВКТО обязан информировать получателей льгот об их наличии, что ответчик никогда не делал. Право членов семей умерших чернобыльцев подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 16.12.2008г. № 1085-О-П. Иного толкования базового закона быть не может.

Суд, заслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, считает возможным частично удовлетворить исковые требования.

Согласно статье42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данному праву корреспондирует конституционно-правовая обязанность государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных.

В результате экстраординарной по своим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Названные права были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым и обусловил возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (постановления от 1 декабря 1997года N18-П и от 19 июня 2002года N11-П).

В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.

Кроме того, согласно частичетвертой статьи14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991г. (с изменениями и дополнениями) меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами2, 3, 7, 8, 12-15 частипервой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статьемеры социальной поддержки.

Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007года N960-О-П).

В соответствие с п.13 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

В Определении Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2008г. N1085-О-П
"По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки ФИО1 частью четвертой статьи 14 и частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.

Этим же Определением Конституционного Суда РФ определено, что взаимосвязанные положения частичетвертой статьи14 и частичетвертой статьи15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991года N1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе сформулированных им ранее правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, по смыслу названного Определения социальная льгота в виде выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров (п.13 ст.14 базового закона) распространяется на членов семей умершего кормильца - чернобыльца в силу частичетвертой статьи14 базового закона.

Судом установлено, что ответчик не выплачивает членам семей, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в частичетвертой статьи14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (кроме детей до 14 лет) ежемесячную денежную выплату на приобретение продовольственных товаров.

На основании изложенного следует признать незаконным бездействие Военного комиссариата Тамбовской области, выразившееся в отказе в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров проживающим в г.Тамбове и Тамбовской области членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также членам семьи умерших инвалидов по вышеуказанному основанию.

Следует признать право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ч.4 ст.14, в том числе п.13 ч.1 ст.14 закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров) за проживающими в г.Тамбове и Тамбовской области членами семей, потерявшими кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также за членами семьи умерших инвалидов по вышеуказанному основанию, на которых распространялись названные меры социальной поддержки с 16 декабря 2008г. – даты вынесения Определения Конституционного Суда РФ от 16.12.2008г. № 1085-О-П, определившего конституционно-правовой смысл означенных норм закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Тамбова удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Военного комиссариата Тамбовской области, выразившееся в отказе в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров проживающим в г.Тамбове и Тамбовской области членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также членам семьи умерших инвалидов по вышеуказанному основанию.

Признать право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ч.4 ст.14, в том числе п.13 ч.1 ст.14 закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров) за проживающими в г.Тамбове и Тамбовской области членами семей, потерявшими кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также за членами семьи умерших инвалидов по вышеуказанному основанию, на которых распространялись названные меры социальной поддержки с 16 декабря 2008г.

В удовлетворении исковых требований о признании вышеуказанного права с момента смерти кормильцев отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ***

Судья:Изгарёва И.В.

ВЕРНО: судья

2-873/2012 ~ М-547/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Тамбова в интересах неопределнного круга лиц
Ответчики
ВКТО
Другие
Чехолина Екатерина Васильевна
Савельева Ирина Анатольевна
Дубровина Надежда Петровна
Ижнина Ольга Николаевна
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Изгарёва Ирина Васильевна
Дело на странице суда
sud24--tmb.sudrf.ru
28.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2012Передача материалов судье
29.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2012Судебное заседание
18.04.2012Судебное заседание
20.04.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.03.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Судебное заседание
15.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее