Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-46/2017 от 07.08.2017

№ 5–46/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2017 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

7 сентября 2017 года г. Нижний Тагил, ул. К. Маркса, 3а

Судья Пригородного районного суда Свердловской области Мулькова Е.В., при секретаре судебного заседания Альферович З.А., с участием заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухина Р.В., защитников Вуккерта В.А., Колесниковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский», <...>

установил:

ООО «Агрокомплекс «Горноуральский», основным видом деятельности которого является разведение свиней в п<адрес>, в нарушение положений ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляет деятельность, не связанную, с извлечением прибыли – собирает, транспортирует и размещает отходы III – IV класса опасности, без специального разрешения (лицензии).

Правонарушение обнаружено 08.06.2017 при проведении выездной проверки Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой, что послужило основанием для возбуждения постановлением и.о. Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокуратура Слепухина Р.В. от 26.07.2017 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлении его в суд.

В судебном заседании прокурор поддержал свое постановление, полагая, что общество подлежит привлечению к ответственности, поскольку без специального разрешения (лицензии) собирает, транспортирует до навозохранилища, где размещает твердую и жидкую фракцию навоза свиней. Лицензирование такой деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба окружающей среде, возможность нанесения которого связана с опасностью отходов производства. Общество получает прибыл от разведения свиней, производства мяса и пищевых продуктов. Обстоятельств использования навоза свиней в основной деятельности общества в ходе прокурорской проверки не установлено.

Защитники ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» просили о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что вся деятельность общества направлена на получение прибыли, поэтому сбор, транспортировка и размещение отходов от содержания свиней является частью технологического процесса, а не отдельным видом деятельности. Такая деятельность не требует специального разрешения (лицензии). Ссылаясь на разъяснения Минприроды России, опубликованные 24.05.2016, и сложившуюся судебную практику при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагают, что у общества отсутствует обязанность по лицензированию рассматриваемой деятельности.

Заслушав прокурора, защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из устава ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» (л.д. 19–36) и сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 37–48) основным видом деятельности общества, направленной на получение прибыли, является разведение свиней.

В процессе деятельности общества образуется навоз свиней, который в свежем виде, имеет III класс опасности по степени воздействия на окружающую среду, в перепревшем – IV класс, что подтверждается паспортами отходов (л.д. 49, 50), письмами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральном округу от 19.06.2015 № 02-01-30/4682/№ 02-01-30/4683 (л.д. 51). Указанные отходы производства хранятся в навозохранилище, расположенном на земельном участке с кадастровым номером площадью <...> га в <адрес>. При вместимости объекта размещения отходов в 136 000 тн, по состоянию на 31.12.2016 накоплено отходов – 64 341 тн (л.д. 52–53).

В ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок государственного управления, а объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии. При квалификации данного правонарушения следует учитывать, что в ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность предусмотрена за осуществление деятельности, не носящей коммерческого характера. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений данного Федерального закона.

В п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено обязательное лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 утверждено положение «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

Согласно п. 2 указанного положения лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), находящейся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400).

По мнению Минприроды России, изложенному в опубликованном 24.05.2016 разъяснении, юридические лица вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае использования навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

Как следует из решения Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора от 12.05.2017 № 02-02-2017 о проведении проверки ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» (л.д. 13), акта проверки юридического лица от 26.05.2017 (л.д. 14), свидетельств о регистрации коммерческой организации, о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 17, 18), устава ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» (л.д. 19–36), сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ (л.д. 37 – 47), паспортов отходов I – IV классов опасности (л.д. 49, 50), писем Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральном округу от 19.06.2015 № 02-01-30/4682/№ 02-01-30/4683 (л.д. 51), характеристики объекта размещения отходов (л.д. 52), служебной записки заместителя начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу (л.д. 54), у ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» образуются отходы производства в виде навоза, отнесенные к III и IV классу опасности, которые в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов осуществляет такую деятельность, то есть самостоятельно осуществляет сбор, доставку до объекта размещения отходов – навозохранилища, а также хранение отходов производства III и IV класса опасности.

Доказательств использования указанных отходов в дальнейшей производственной деятельности ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» в качестве органического удобрения в ходе прокурорской проверки юридическим лицом не представлено, как не представлено таких доказательств и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в суде.

Следовательно, своими действиями общество допустило нарушение п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как видно из материалов прокурорской проверки, обществом не принимались меры к лицензированию своей деятельности не носящей коммерческого характера по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства I - IV классов опасности. При этом обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.

При указанных судом обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности осуществления ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), обязательного (обязательной) в силу закона, поэтому в его действиях усматривается административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное правонарушение, в соответствии с данным кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения, судом не установлено, в связи с чем оснований для снижения размера штрафа не имеется.

Учитывая отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность общества, суд считает возможным наложить на ООО «Агрокомплекс «Горноуральский» наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Горноуральский» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 (ста семидесяти тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 указанного кодекса по следующим реквизитам:

получатель платежа: УФК МФ РФ по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области);

ИНН 6658033077, КПП 667801001;

ОКТМО 65701000001;

КБК 41511690010016000140 – денежные взыскания (штрафы), взыскиваемые с лиц, виновных в совершении административных правонарушений;

счет 40101810500000010010 в Уральском ГУ Банка России, Екатеринбург, БИК 046577001

Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа необходимо направить в Пригородный районный Свердловской области по адресу: г. Нижний Тагил Свердловской области, ул. Карла Маркса, 3а.

На постановление в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления может быть подана жалоба или принесен протест в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области.

Судья подпись

5-46/2017

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
ООО "Агрокомплекс Горноуральский"
Судья
Мулькова Евгения Викторовна
07.08.2017 Передача дела судье
09.08.2017 Подготовка дела к рассмотрению
05.09.2017 Рассмотрение дела по существу
26.09.2017 Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
27.09.2017 Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
02.10.2017 Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
12.12.2017 Вступление постановления (определения) в законную силу
25.12.2017 Обращено к исполнению
Судебный акт #1 (Постановление)