63RS0043-01-2022-003151-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2022 года город Самара
Красноглинский районный суд г. Самары в составе председательствующего Волкова М.В.,
при секретаре судебного заседания Громовой А.А.,
с участием представителя истца Гришина А.В. – <данные изъяты>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1874/2022 по иску Гришина А. В. к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Гришин А.В. обратился в Красноглинский районный суд г. Самары с названным иском, мотивировав свои требования тем, что с 2002 является членом СТ «Железнодорожник», в котором ему предоставлен в пользование земельный участок площадью 588 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, под садоводство. Споров по границе земельного участка со смежными землепользователями не имеется, он оплачивает членские взносы. Истец обратился в департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в собственность указанного земельного участка, предоставив все необходимые документы, но распоряжением от <дата> № № ему отказано, что обусловило его обращение с иском в суд.
В связи с чем, Гришин А.В. просит суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 588 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов под садоводство в координатах указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Представители администрации г.о. Самара, департамента градостроительства г.о. Самара, Управления Росреестра по Самарской области, ОАО «РЖД», СНТ "Железнодорожник" в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Представители администрации г.о. Самара, департамента градостроительства г.о. Самара в письменных отзывах просили суд оставить иск без удовлетворения, рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменном отзыве председатель СНТ "Железнодорожник" просил суд удовлетворить иск Гришина А.В.
В силу ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения явившихся в судебное заседание участников процесса, не возражавших относительно продолжения рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца Гришина А.В. – <данные изъяты> по доверенности от <дата> в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их, дала объяснения по своему содержанию соответствующие доводам иска.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит иск Гришина А.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.п. 2.7, 2.8 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137 – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 31.12.2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
В случае, предусмотренном п.2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Совета Министров СССР от 24.02.1949 года №807 «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» Советы Министров республик, края (области), исполкомы и горисполкомы были обязаны принять совместно с профсоюзными организациями необходимые меры по оказанию рабочим и служащим помощи в коллективном и индивидуальном огородничестве; выявить и отвести до 01.04.1949 года под огороды рабочих и служащих свободные земли городов, поселков, госземфонда, в полосах отвода железных и шоссейных дорог, а также свободные земли предприятий, учреждений, организаций (п.1).
Отводимые рабочим и служащим земельные участки под сады закрепляются за ними в бессрочное пользование (п.6).
Согласно телеграмме РАЙПРОФ СО ЖУ разрешено использовать свободные земли в полосе отвода Красноглинской ветки на перегоне <данные изъяты> км под садовые участки работникам Куйбышевского узла без права застройки, границы установить не ближе 20 м пути, передачу оформить актом.
На основании решения Куйбышевского гор. исполкома от <дата> № управлению ж.д. им. Куйбышева отведены участки земли под расширение полосы отчуждения и утвержден проект границ полосы отчуждения железной дороги им. Куйбышева на участке <данные изъяты> с внесением геослужбой города поправок на общей площади 276.64 га.
Решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся от <дата> № управлению железной дороги им. В.В.Куйбышева отведен участок земли общей площадью 862.98 га под расширение полосы отвода железной дороге <адрес> в пределах городских земель, согласно представленного проекта.
Решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от <дата> № зарегистрирован типовой устав садоводческого товарищества рабочих и служащих <данные изъяты> отделения и управления Куйбышевской железной дороги под названием «Железнодорожник».
Вышеуказанные решения были приняты в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что земельный участок для коллективного садоводства был отведен в установленном законом порядке Куйбышевской железной дороге, а в последующем во вторичное пользование передан РАЙПРОФСОЖУ Куйбышевской железной дороги при котором создано СТ «Железнодорожник». Перечисленные выше решения никем не оспорены и недействительным не признаны.
Таким образом, судом установлено, что СТ «Железнодорожник», было создано до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ.
Судом установлено, что Гришин А.В. с 2002 является членом СТ «<адрес> что подтверждается договором о предоставлении в пользование земельного участка от <дата> №, членской книжкой садовода, заключениями правления товарищества от <дата>, от <дата>, справкой председателя правления от <дата>, списком членов товарищества.
Из материалов дела следует, что СТ «Железнодорожник» обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о согласовании плана – схемы границ территории товарищества, в том числе массива № ж.д. платформа <адрес> в <адрес>.
<дата> пакет документов по данному заявлению передан в администрацию г.о. Самара. Однако до настоящего времени план – схема территории СТ «Железнодорожник» <адрес> не согласован, что усматривается из распоряжения департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> № № и письма департамента от <дата> № №
Земельный участок по адресу: <адрес> в заявленных координатах находится в пределах границ товарищества согласно плану – схеме СТ «Железнодорожник» массив №, что усматривается из перечисленных выше доказательств, следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от <дата>, составленной кадастровым инженером <данные изъяты>
По объяснениям представителя истца и показаниям свидетелей <данные изъяты>., <данные изъяты> границы земельного участка определены на местности забором 15 и более лет, спор по границам земельного участка отсутствует, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка, заверенным кадастровым инженером <данные изъяты>
Как следует из экспертного заключения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии» по Самарской области от <дата> земельный участок истца в уточненных границах границы других земельных участков учтенных в ЕГРН не пересекает.
Из информации, представленной Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от <дата> № земельный участок к землям лесного фонда не относится, находится вне береговой полосы, вне прибрежной защитной полосы, вне водоохраной зоны водных объектов
В соответствии с представленной Департаментом градостроительства г.о. Самара выпиской из ИСОГД г.о. Самара от <дата> № земельный участок № расположен в общественно-деловой зоне районного значения (Ц-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61, вне охранных зон инженерных коммуникаций, в санитарно-защитной зоне железной дороги и 100 м, в охранной зоне транспорта, приаэродромной территории, вне границ красных линий, находится на территории г.о. Самара и относится к Красноглинскому внутригородскому району.
Вместе с тем согласно протоколу № заседания рабочей комиссии по землеустройству и землепользованию Самарского отделения Куйбышевской железной дороги по г.Самара Самарской области от <дата>, рассмотрев материалы инвентаризации полосы отвода по г.Самара Самарской области, выполненной <данные изъяты> ширина полосы отвода по четной и нечетной сторонам по 25 метров. Исключена часть дачного массива. Подписан акт согласования корректировки границы полосы отвода Куйбышевской железной дороги в границах г.Самара Самарской области по материалам инвентаризации, выполненной <данные изъяты>
В соответствии с письмами ОАО «РЖД» от <дата>, от <дата> земельный участок истца расположен вне полосы отвода железной дороги.
В соответствии с ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61 объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Согласно материалам дела земельный участок предоставлен задолго до введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, а потому современное территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории, не могут умалять право истца на землю по фактическому землепользованию сложившемуся задолго до введение в действие Правил застройки и землепользования.
Границы земельного участка определены на местности 15 и более лет, земельный участок имеет ограждение, предоставлен задолго до введения в действие Карты правового зонирования. В материалы дела не представлены доказательства наличия на земельном участке территории общего пользования.
В связи с чем, правила землепользования и застройки истцом не нарушены.
Бездействие уполномоченных органов в рамках процедуры согласования утвержденного плана – схемы территории СНТ «Железнодорожник», массив 29 не должно умалять земельные права истца в отношении земельного участка, подтвержденные совокупностью представленных в дело доказательств, поскольку он не может повлиять на процедуру согласования, длящуюся более 7 лет.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Доказательства изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, установление федеральным законом запрета на приватизацию данного земельного участка или его резервирования для государственных или муниципальных нужд Администрацией г.о. Самара не представлены. Иные основания ограничивающие право истца на бесплатное получение в собственность спорного земельного участка отсутствуют.
Земельный участок, испрашиваемый истцом Гришиным А.В., соответствует всем трем условиям, указанным в п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № – ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Из материалов дела следует, что истец пытался оформить право собственности на спорный земельный участок во внесудебном порядке. Гришин А.В. обращался в департамент градостроительства г.о. Самары с заявлением о предоставлении ему в собственность спорного участка. К заявлению истец приложил все необходимые документы. Однако распоряжением от <дата> № № ему отказано без учета положений п.4 ст.10.4 Закона Самарской области от 11.03.2005 года №94-ГД «О земле» согласно которому предоставление в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, которыми не могут быть соблюдены условия, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии со статьями 39.3, 39.5 и 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.7 – 2.10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, требования истца основаны на законе, подтверждаются представленными в дело доказательствами, совокупность которых является достаточной для удовлетворения иска по указанным основаниям.
На основании вышеуказанного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Гришина А. В. к администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Гришиным А. В., паспорт серии <данные изъяты> №, право собственности на земельный участок площадью 588 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> относящийся к землям населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для ведения садоводства, в следующих координатах:
Номер точки |
X |
Y |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Волков
Мотивированное решение суда составлено 28.10.2022 года.