Судья Рябцева А.И. Дело № 33-18147/2021
2-93/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июля 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Кузьминой А.В., Перовой М.В.,
по докладу судьи краевого суда Кузьминой А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Дьяченко И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой <ФИО>14, Умновой <ФИО>15 к администрации Тенгинского сельского поселения, Смык <ФИО>16, третье лицо: нотариус Нартова <ФИО>17 о восстановлении срока для вступления в наследство по апелляционной жалобе представителя Кузнецовой <ФИО>18. по доверенности Козлитина <ФИО>19. на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова <ФИО>20., Умнова <ФИО>21. обратились в суд с исковыми заявлениями к администрации Тенгинского сельского поселения, Смык <ФИО>22., третье лицо: нотариус Нартова <ФИО>23 о восстановлении срока для вступления в наследство после смерти матери Варавкиной <ФИО>24. В ходе рассмотрения исковых требований было удовлетворено ходатайство Умновой <ФИО>25. о признании ее третьим лицом, заявляющим самостоятельное требование. Объединено дело <№...> по исковому заявлению Кузнецовой <ФИО>26 к администрации Тенгинского сельского поселения, Смык <ФИО>27 Умновой <ФИО>28 третье лицо нотариус Нартова <ФИО>29 о восстановлении срока для вступления в наследство и гражданское дело <№...> по исковому заявлению Умновой <ФИО>30 к администрации Тенгинского сельского поселения, Смык <ФИО>31, Умновой <ФИО>32., третье лицо нотариус Нартова <ФИО>33 о зосстановлении срока для вступления в наследство.
Требования истца и третьего лица, заявляющего самостоятельное требование, мотивированы тем, что <Дата ...> года умерла Варавкина <ФИО>34, родная мать Умновой <ФИО>35, Кузнецовой <ФИО>36, и Смык <ФИО>37. Завещание Варавкиной <ФИО>38. не составлялось. В связи с чем после смерти Варавкиной <ФИО>39 имеет место наследование по закону. Истцы являются дочерьми умершей Варавкиной <ФИО>40. как наследники первой очереди, в соответствии с п.1, ст. 1142 ГК РФ.
Являясь наследниками по закону, они приняли наследство путем фактического принятия. При обращении с заявлением о вступлении в наследство они были введены в заблуждение нотариусом, что после смерти умершей отсутствовало наследство. В сентябре 2020 года им стало известно, что их сестра Смык <ФИО>41 обратилась в Туапсинский районный суд Краснодарского края с заявлением, из которого следует, что они являются наследниками по закону. Обратившись повторно к нотариусу, им стало известно, что после смерти Варавкиной <ФИО>42. открыто наследственное дело. В производстве нотариуса Туапсинского нотариального округа Нартовой <ФИО>43 29 апреля 2019 года имеется наследственное дело <№...> по наследованию имущества Варавкиной <ФИО>44., зарегистрированной на момент смерти по адресу: <Адрес...>.
В связи с чем, ими пропущен срок для принятия наследства, установленный ст. 1154 ГК РФ, который может быть восстановлен судом в соответствии со ст. 1155 ГК РФ. Считают, что они пропустили срок для принятия наследства по вине нотариуса.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2021 года в удовлетворении исковых заявлений Кузнецовой <ФИО>45, Умновой <ФИО>46 к администрации Тенгинского сельского поселения, Смык <ФИО>47, третье лицо: нотариус Нартова <ФИО>48 о восстановлении срока для вступления в наследство после смерти матери Варавкиной <ФИО>49 умершей <Дата ...> - отказано.
Не согласившись с данным решением представитель Кузнецовой <ФИО>50 по доверенности Козлитин <ФИО>51 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Кузнецова <ФИО>52., а также ее представитель Козлитин <ФИО>53 на доводах жалобу настаивали. Просили решение суда отменить, исковые требования – удовлетворить.
Представитель Смык <ФИО>54. по доверенности Кулик <ФИО>55 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом посредством направления судебных извещений. Данное извещение судебная коллегия считает заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание не известили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии Гражданским кодексом РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154 Кодекса), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии положениями пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", согласно разъяснениям которого требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя, но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не знал и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам.
Право восстановить наследнику срок принятия наследства предоставляется суду в случае, если наследник представит доказательства, что он не только не знал об открытии наследства - смерти наследодателя, но и не должен был знать об этом по объективным, независящим от него обстоятельствам. Другой уважительной причиной пропуска срока принятия наследства, влекущей возможность его восстановления судом, являются обстоятельства, связанные с личностью истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Варавкина <ФИО>56 умерла <Дата ...>, что подтверждается свидетельством о смерти <№...>
Как следует из материалов дела, Кузнецова <ФИО>57., Умнова <ФИО>58 Смык <ФИО>59 являются дочерьми умершей Варавкиной <ФИО>60.
Согласно копии наследственного дела представленного нотариусом Нартовой <ФИО>61 по запросу суда, Смык <ФИО>62 обратилась к нотариусу 29 апреля 2019 года с заявлением о принятии наследства оставшегося после смерти Варавкиной <ФИО>63 указав, что наследниками так же являются Умнова <ФИО>64 и Кузнецова <ФИО>65
02.10.2020 года от Смык <ФИО>66. нотариусу Туапсинского нотариального округа Краснодарского края Нартовой <ФИО>67 поступило заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Наследственное имущество состоит из: права на денежные средства, внесенные во вклады, хранящиеся в любых кредитных учреждениях, в том числе в ПАО «Сбербанк России» с причитающимися процентами и компенсациями. В тот же день ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону зарегистрированное в реестре <№...>
Разрешая спор суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истцом и заинтересованным лицом заявляющим самостоятельные требования не представлено объективных, достоверных и бесспорных доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для принятия наследства, в том числе и того, что они, зная о смерти матери, были лишены возможности обратиться с заявлением о принятии наследства в установленном порядке и сроки, реализовав свои наследственные права, что в установленный законом срок ими сделано не было.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции в силу нижеследующего.
Так, судом установлено, что 02.10.2020 года от Смык <ФИО>68 нотариусу Туапсинского нотариального округа Краснодарского края Нартовой <ФИО>69 поступило заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство по законуПри этом, в указанном заявлении в качестве иных наследников указаны Умнова <ФИО>70 и Кузнецова <ФИО>71 с указанием места жительства.
Согласно ст. 61 Основ законодательства РФ «О нотариате», нотариус, получивший сообщение об открывшемся наследстве, обязан известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно.
В материалах наследственного дела так же имеется копии извещений Умновой <ФИО>72 и Кузнецовой <ФИО>73 нотариусом Нартовой <ФИО>74 29.04.2019 года об открытии наследства после умершей Варавкиной <ФИО>75.
Вместе с тем, вопреки выводам суда первой инстанции, доказательств направления данных извещений в материалах дела не содержится.
Также судом не учтено, что на основании пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ признаётся, пока не казано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств г-н притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Материалами наследственного дела, а именно адресной справкой подтверждается, что наследодатель Варавкина <ФИО>76 на момент смерти была зарегистрирована в принадлежащем Кузнецовой <ФИО>77 и Умновой <ФИО>78 доме по адресу: <Адрес...> в связи с чем также заслуживают внимания доводы истца и третьего лица о фактическом принятии наследства в виде движимого имущества наследодателя, которое фактически было принято собственника дома, в котором наследодатель проживал.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в деле отсутствуют доказательства по исполнению нотариусом обязанности по извещению наследником об открытии наследства, а также с учетом того, что Умнова <ФИО>79 и Кузнецова <ФИО>80 совершили действия по фактическому принятию наследства судебная коллегия полагает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удволетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 февраля 2021 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые заявления Кузнецовой <ФИО>81 Умновой <ФИО>82. к администрации Тенгинского сельского поселения, Смык <ФИО>83 третье лицо: нотариус Нартова <ФИО>84 о восстановлении срока для вступления в наследство - удовлетворить.
Восстановить Кузнецовой <ФИО>85., Умновой <ФИО>86.срок для принятия наследства после смерти Варавкиной <ФИО>87., <Дата ...> года рождения, умершей <Дата ...> года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий: Е.И. Попова
Судьи: А.В. Кузьмина
М.В. Перова
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>