РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Кувшинове В.Н. с участием прокурора Дороховой В.В., ответчицы Ненилиной И.А., представителя ответчика Дедова И.Л. и представителя третьего лица Бурлаковой В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к Главе Петрозаводского городского округа и Ненилиной И.А. о расторжении дополнительного соглашения к трудовому договору,
установил:
Прокурор г.Петрозаводска в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (РФ) обратился в суд с иском о расторжении дополнительного соглашения № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному с Ненилиной И.А. по должности муниципальной службы <данные изъяты>. Обращение мотивировано ссылкой на наличие между ответчиками трудовых отношений, связанных с прохождением Ненилиной И.А. с ДД.ММ.ГГГГ муниципальной службы в должности <данные изъяты>, а затем с состоявшим ДД.ММ.ГГГГ её назначением на указанную вышестоящую должность в нарушение п. 28 ст. 19 Устава Петрозаводского городского округа.
В судебном заседании прокурор, а также представитель Петрозаводского городского Совета заявленные требования и положенный в их основу приведенный довод поддержали. Сторона ответчиков, возражая против иска, высказалась о соответствии процедуры перевода Ненилиной И.А. предписаниям действующего законодательства.
Заслушав участвующих в деле лиц и исследовав письменные материалы, суд считает, что заявление прокурора, являясь обоснованным, подлежит удовлетворению.
ДД.ММ.ГГГГ между главой Петрозаводского городского округа Ширшиной Г.И. и Ненилиной И.А. заключен трудовой договор № о назначении Ненилиной И.А. на должность муниципальной службы <данные изъяты>. В последующем к указанному трудовому договору между теми же лицами заключено дополнительное соглашение №, по которому Ненилина И.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена <данные изъяты>. Наряду с последним документом о таком назначении состоялось соответствующее распоряжение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Между тем это назначение произведено главой Петрозаводского городского округа без согласования кандидатуры Ненилиной И.А. с Петрозаводским городским Советом, то есть в нарушение положений п. 28 ст. 19 Устава Петрозаводского городского округа.
Так, согласно с ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Пунктом же 28 ст. 19 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета относится согласование назначения кандидатур на должности заместителей главы администрации Петрозаводского городского округа. Причем, это положение Устава отвечает требованиям ст.ст. 12 Конституции РФ, 17, 34 и 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Глава Петрозаводского городского округа, осуществляя свои полномочия, должен соблюдать требования Устава округа, в том числе в силу п. 28 его ст. 19 и п.п. 12, 26 ст. 33 при назначении заместителей главы администрации Петрозаводского городского округа согласовывать их кандидатуры с Петрозаводским городским Советом, что касательно Ненилиной И.А., как указано, сделано не было. Данное обстоятельство признается достаточным для оценки требований прокурора законными, а с учетом их игнорирования ответчиками – принятия испрошенного судебного решения в целях защиты неопределенного круга лиц. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77, абз. 7 ст. 84 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных данным кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
Положения федеральных законов, регламентирующие прохождение муниципальной службы, не содержат прямого указания на невозможность продолжения работы муниципального служащего по должности заместителя главы администрации муниципального образования вследствие несогласования его кандидатуры при назначении на должность с представительным органом местного самоуправления. Однако ч. 3 ст. 67 Трудового кодекса РФ устанавливает, что при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам.
Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ определяя, что основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом, указывает, что это положение не исключает предоставление органам местного самоуправления в соответствии с законом полномочий для выполнения конкретных задач. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности этих органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ (ч. 3 ст. 34). При этом, полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (ч. 11 ст. 35), структура и порядок формирования органов местного самоуправления – уставом муниципального образования (пункт 4 части 1 статьи 44). Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, отнесено на федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты (ст. 42). Наконец, Федеральным законом «О муниципальной службе в РФ» уставу муниципального образования придан статус нормативного правового акта, составляющего правовую основу муниципальной службы (ч. 1 ст. 3), должность муниципальной службы образуется согласно уставу муниципального образования (ч. 1 ст. 6), а поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных этим Федеральным законом (ч. 6 ст. 16).
Как следствие, очевиден вывод, что порядок назначения на муниципальную должность определяется не только непосредственными предписаниями уровня федерального закона, но и положениями принимаемых в соответствии с ними законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Поэтому заключение дополнительного соглашения № в нарушение положений Устава Петрозаводского городского округа без согласования с представительным органом, то есть без учета мнения населения Петрозаводского городского округа, интересы которого представляет Петрозаводский городской Совет, противоречит основополагающим принципам организации местного самоуправления в РФ, в том числе лигитимности обретения власти и обязательного учета волеизъявления народа.
Имеется также в виду, что в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесен контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Местная администрация, являясь в силу ч. 1 ст. 37 данного закона исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения, подконтрольна представительному органу муниципального образования.
При таких обстоятельствах Ненилина И.А., как лицо, замещающее главную (ст. 2 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия») муниципальную должность, в установленном порядке не наделена публично-властными полномочиями по решению вопросов местного значения и вопросам по реализации переданных государственных полномочий, обязательных для неопределенного круга лиц, что исключает возможность дальнейшего её пребывания в этой должности. Более того, назначение Ненилиной И.А. на должность <данные изъяты> следует рассматривать как нарушение ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», которой запрещено устанавливать преимущества при поступлении на муниципальную службу и при её прохождении, не связанные с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора г.Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к Главе Петрозаводского городского округа и Ненилиной И.А. о расторжении дополнительного соглашения к трудовому договору удовлетворить.
Обязать Главу Петрозаводского городского округа расторгнуть дополнительное соглашение № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному с Ненилиной И.А. по должности муниципальной службы <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
Судья
К.Л.Мамонов