Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-336/2020 ~ М-238/2020 от 26.03.2020

Дело № 2-336/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гагарин                                              « 20 » мая 2020 года

Гагаринский районный суд Смоленской области, в составе:

председательствующего                           Ерченко Л.Ю.

при секретаре                                                      Михалевой В.А.,

с участием прокурора                                         Ищенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области об обязании совершить определенные действия,

установил:

Гагаринский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области об обязании последней привести в соответствие с требованиями п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: г. Гагарин, пер. Студенческий, д. 7а (по реестру № 25), а именно: основание площадки забетонировать или заасфальтировать, ограничить по периметру бордюром и зелеными насаждениями (кустарником), оборудовать твердым покрытием подъездной путь автотранспорта и обязании содержать данную площадку за счет средств бюджета.

В обоснование иска указано, что орган местного самоуправления, то есть Администрация МО «Гагаринский район» Смоленской области, в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления», ст. 36 ЖК РФ устранилась от своих обязанностей по содержанию и обустройству включенной в реестр муниципальной собственности площадки накопления твердых коммунальных отходов, что порождает многочисленные жалобы жильцов данного микрорайона, на которые ответчик не реагирует.

В судебном заседании прокурор Ищенко Н.В., заявленные требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области – Тюрина О.С., действуя на основании доверенности, иск не признала, указав, что обязанность обустроить такую площадку лежит на управляющей организации. Зная специфику формирования бюджета, сроки перечисления денежных средств, в случае удовлетворения иска просила установить срок исполнения решения суда в полном объеме не позднее декабря 2020 года.

Представитель третьего лица – ООО «Стройизоляция» - Горячева А.С., сослалась на то, что в силу Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на органах местного самоуправления. Земельный участок, на котором расположена площадка твердых коммунальных отходов, находится на муниципальной земле и является собственностью МО «Гагаринское городского поселение» Гагаринского района Смоленской области.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 155 ЖК РФ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к числу коммунальных услуг.

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Требования к местам (площадкам) накопления отходов, в том числе ТКО, определены в ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления по охране окружающей среды предполагает сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В этой связи отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 42-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия и способы· сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания предусматриваться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в соответствии с которыми накопление ТКО допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно­эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемеологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы, связанные с созданием и содержанием мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случает, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Место (площадка) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенная по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, пер. Студенческий, д. 7а, находится на земельном участке, который является муниципальной собственностью. Таким образом, в силу положений статьи 36 ЖК РФ, пункта 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, земельный участок с расположенными на нём местом (площадкой) накопления твёрдых коммунальных отходов, не является общим имуществом не только собственников помещений дома № г по пер. Студенческий в г. Гагарин, но собственников помещений других многоквартирных домов, расположенных в этом районе г. Гагарин. На этом же основании в отношении места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке, принадлежащем органам местного самоуправления, не применимы положения пункта 26 (1) «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290. Пунктом в) статьи 15 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, однозначно определено, что «В состав услуг и работ по содержанию общего имущества не входит уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Следовательно, оборудование и содержание контейнерных площадок должен осуществлять собственник земельного участка - орган местного самоуправления, т.е. Администрация муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области. Данный вывод подтверждается положениями статьи 132 Конституции РФ, в соответствии с которой «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью», и положениями статьи 210 ГК РФ, в соответствии с которой «собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества».

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли. При этом возложение обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании Федерального закона, либо на основании договора.

Постановлением Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области от 31 декабря 2019 № 2130 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования Гагаринского городского поселения Смоленской области, в соответствии с которым собственником мест (площадок) накопления ТКО является МО Гагаринское городское поселение.

Администрация МО «Гагаринский район» Смоленской области по сути признает необходимость надлежащего обустройства существующей и включенной в реестр мест (площадок) накопления твердых отходов, что следует из реестра, однако никаких активных мер к обустройству спорного объекта не принимает (л.д. 22-40).

В силу положений ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» (в редакции от 26.07.2019) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Поскольку включенная в Реестр спорная площадка накопления твердых отходов не отвечает требованиям, предъявляемым к ее содержанию, а также п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая, что исполнение принятого решения в части обустройства контейнерной площадки требует значительных временных затрат, суд полагает возможным отсрочить исполнение решения до 31 декабря 2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области в срок не позднее, чем до 31 декабря 2020 года:

- привести в соответствие с требованиями п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, пер. Студенческий, д. 7а (по реестру № 25), а именно: основание площадки забетонировать или заасфальтировать, ограничить по периметру бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками), оборудовать твердым покрытием подъездной путь для автотранспорта.

Обязать Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области содержать данную площадку за счет средств местного бюджета.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через данный суд.

Председательствующий                                                                     Л.Ю. Ерченко

2-336/2020 ~ М-238/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гагаринская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МО "Гагаринский район" Смоленской области
Другие
ООО "Стройизоляция"
Суд
Гагаринский районный суд Смоленской области
Судья
Ерченко Любовь Юрьевна
Дело на странице суда
gagarin--sml.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2020Дело оформлено
30.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее