Дело №2-86/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Щелково 11 апреля 2022 года.
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Кулагиной И.Ю.,
при помощнике судьи Румянцевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коршуновой ФИО7 к Администрации городского округа Щелково о признании незаконным решения, обязании восстановить нарушенное право,
УСТАНОВИЛ:
Коршунова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Щелково о признании незаконным решения, обязании восстановить нарушенное право.
Определением Щелковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства Российской Федерации (л.д.131-132).
В обоснование иска истец указала, что Коршуновой М.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ представителем истца через региональный портал предоставления государственных и муниципальных услуг ( далее по тексту РПГУ) подано заявление на оказание органом местного самоуправления платной услуги по «Образованию земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» с присвоением номера заявлению №
ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете представителя заявителя на портале РПГУ появилась информация об отказе в предоставлении государственной услуги.
Согласно Решению администрации городского округа Щелково об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для отказа указано следующее: земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии со ст.27 ЗК РФ. При этом разъяснено, что согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> № планируемый к перераспределению земельный участок имеет наложения на земли государственного лесного фонда: пересечение с иными лесничествами. В решении дополнительно сообщается, что при формировании земельного участка согласно приложенной схеме расположения на кадастровом плане территории, возможно нарушение прав третьих лиц, а именно затруднен въезд на земельный участок с кадастровым номером № С указанным решением истец не согласен. Просит суд:
-признать недействительным решение Администрации городского округа <адрес> №№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении государственной услуги перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»;
-обязать администрацию городского округа <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2149 кв.м. с условным номером № и направить это решение с приложением указанной схемы и согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в адрес Коршуновой ФИО8;
-взыскать с Администрации городского округа <адрес> в пользу Коршуновой ФИО9 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Веселова Ж.А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Кузьменко О.А. против удовлетворения исковых требований возражала, представленный в материалы дела отзыв поддержала, просила в иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Хомченко Н.М. против удовлетворения исковых требований возражал, просил в иске отказать.
В судебное заседание третьи лица Министерства обороны Российской Федерации, Управления Россреестра по Московской области не явились, извещены.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела письменные доказательства по делу по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 11 Земельного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно части 4 статьи 3.3 указанного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение соглашения о перераспределении земель и земельных участков и на выдачу разрешения на использование земель в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1,3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если перераспределение таких земель или земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; а также в случаях перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных, в частности, для индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Такое перераспределение осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно части 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 названного Кодекса.
При этом пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает ограниченный перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, в т.ч.:
заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием,
проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 1750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> ( л.д.66-68).
ДД.ММ.ГГГГ представителем истца через региональный портал предоставления государственных и муниципальных услуг ( далее по тексту РПГУ) подано заявление на оказание органом местного самоуправления платной услуги по «Образованию земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» с присвоением номера заявлению №Р№ К указанному обращению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.60).
Во исполнение требований статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственным полномочиями <адрес> в области земельных отношений» Администрация городского округа Щелково направила на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес> документы по обращению Коршуновой М.А.
Согласно пункту 46 Сводного заключения Министерства имущественных отношений <адрес> по согласованию проектов отрицательных решений №-О от ДД.ММ.ГГГГ Коршуновой М.А. рекомендовано отказать в предоставлении Государственной услуги.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация городского округа Щелково отказала Коршуновой М.А. в предоставлении государственной услуги в перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности в связи с тем, что согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> №№ планируемый к перераспределению земельный участок имеет пересечение с иными лесничествами.
Согласно части 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В силу подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требования, предусмотренного пунктом 7 статьи 11.9 Кодекса, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Кроме того, согласно пункту 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на 10 процентов.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником земельного участка площадью 1750 кв.м., испрашиваемая истцом для перераспределения площадь земельного участка составляет 399 кв.м., что превышает допустимую площадь для перераспределения более чем на 10 процентов.
Для установления юридически значимых обстоятельств, определением Щелковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Из представленного в материалы дела заключения эксперта ( л.д.156-176) следует, что согласно проведенному исследованию, земельный участок, предполагаемый к перераспределению, полностью расположен в функциональной зоне «Ж-2» предусматривающей предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Так же, при проведении экспертизы, экспертом выявлено пересечение с зоной Приаэродромной территорией аэродрома Чкаловский, при этом эксперт отмечает, что расположение в данной зоне не является ограничением земельного участка в оборотоспособности. Пересечений земельного участка с иными функциональными зонами экспертом не выявлено, земельный участок не имеет пересечений с землями лесного фонда, а так же иными лесничествами.
Указанные обстоятельства подтверждены экспертом в ходе судебного разбирательства. Дополнительно эксперт пояснил, что при проведении экспертизы установлено возможное нарушение прав сторонних пользователей земельным участком с кадастровым номером №, а именно будет затруднен въезд на земельный участок.
При таких обстоятельствах, учитывая, несмотря на то, что пересечение испрашиваемого земельного участка с иными лесничествами экспертом не установлено, но имеется пересечение с <адрес>, принимая во внимание, что площадь перераспределяемого земельного участка превышает 10 процентов, и данным перераспределением нарушаются права третьих лиц, а именно будет затруднен въезд на земельный участок с кадастровым номером №, суд приходит к выводу о наличии препятствий для перераспределения спорного земельного участка и об отсутствие оснований для такого перераспределения, в связи с чем, суд полагает отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка законным, обоснованным, требования о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги подлежащими отклонению.
Требования об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и взыскание судебных расходов являются производными от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано, при таких обстоятельствах, подлежат отклонению и производные требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Коршуновой ФИО10 о признании недействительным решение Администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении государственной услуги перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» отказать.
В удовлетворении исковых требований Коршуновой ФИО11 об обязании администрации городского округа <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2149 кв.м. с условным номером № и направить это решение с приложением указанной схемы и согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в адрес Коршуновой ФИО12 отказать.
В удовлетворении исковых требований Коршуновой ФИО13 о взыскании судебных расходов оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий:
Судья И.Ю.Кулагина.