судья Попадейкина С.Р. дело № 2-1613/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 марта 2018 г. Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ждановой Е.С.,
при секретаре Ковалевой Д.А.,
с участием представителя истца ООО «ЗТК» Мосиной А.Е., Жбанкова А.М.,
ответчика Лощининой Н.А., представителя ответчика Лощинина А.А.,
представителя третьего лица ООО «ЖКТР» Шестакова Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу ответчика Лощининой Нины Александровны на решение мирового судьи судебного участка №3 Томского судебного района Томской области от 27.11.2017 по гражданскому делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «Западная тепловая компания» к Лощининой Нине Александровне о взыскании задолженность по оплате за установку общедомового прибора учета,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Западная тепловая компания» (далее ООО «ЗТК») обратилось в суд с иском к Лощининой Н.А. ( с учетом уточнения предмета иска) о взыскании задолженности за установку общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) в размере 1 840,33 рублей, за период с 01.10.2014 по 30.06.2017, процентов в связи с предоставлением рассрочки в сумме 385,92 рублей за период с 01.10.2014 по 30.06.2017, расходов по оплате услуг представителя в размере 2 000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «ЗТК» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячей воды на территории п. Молодежный на основании договора аренды муниципального имущества. По своей правовой природе договор на оказание коммунальных услуг в силу ст. 426 ГК РФ является публичным договором. В соответствии с договором аренды и ст. 539 ГК РФ договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, т.е. с момента пользования абонентом услугой. Между ООО «ЗТК» и ответчиком заключены договоры на поставку тепловой энергии и горячей воды. Ответчик являются собственником жилого помещения № 54 в многоквартирном доме по адресу: Томская область, Томский район, п. Молодежный, д. 9. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об энергоснабжении» №261-ФЗ от 23.11.2009 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Собственники многоквартирного дома по адресу: Томская область, Томский район, п. Молодежный, 9, а также управляющая организация ООО «Жилищная компания Томского района» (ООО «ЖКТР), в установленный законом срок обязанность по установке ОДПУ не исполнили. Во исполнение обязанности, предусмотренной ч.9 ст.13 Закона об энергоснабжении, в марте 2014г. в многоквартирном доме по адресу: Томская область, Томский район, п. Молодежный, 9 установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Установку прибора учета осуществляло ООО «ЗТК» с использованием услуг подрядной организации ООО «ПКФ «ТОМЭКС» на основании договора подряда №2013-09/2 от 01.12.2013. В соответствии с локально-сметным расчетом стоимость работ по установке приборов учета составила 225 207,79 рублей. Факт приема ООО «ЗТК» от ООО «ПКФ «ТОМЭКС» работ по установке ОДПУ подтверждается актом о приемке выполненных работ №9/1 от 28.03.2014. По акту приема-передачи оборудования №9/1 от 29.03.2014 ООО «ЖКТР» приняла оборудование в полной комплектности. В соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» №261-ФЗ, п. 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства №491 от 13.08.2006 у ответчика возникла обязанность оплаты стоимости установки ОДПУ. Однако ответчик уклоняется от оплаты стоимости установки ОДПУ, вследствие чего образовалась задолженность за период с 01.10.2014 по 30.06.2017, а также задолженность по оплате процентов, начисленных в связи с предоставлением рассрочки в соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» № 261-ФЗ за период с 01.10.2014 по 30.06.2017.
Представитель истца Жбанков А.М. в суде первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме. Подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что расчет суммы за установку общедомового прибора учета произведен исходя из общей стоимости прибора учета с включением затрат, понесенных в связи с начислением платы за установку ОДПУ с рассрочкой на пять лет, ведением базы бухгалтерии, распечаткой квитанции сторонней организацией. По поводу доводов ответчика о недействительности агентского договора указал, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено доказательств о недействительности данного договора, ответчик стороной по договору не является, соответственно, не имеет оснований оспаривать действительность этого договора.
Представитель ответчика Лощинин А.А. с исковыми требованиями ООО "ЗТК» не согласился. Указал, что прибора учета до введения его в 2016 году в эксплуатацию, не было, счета за горячее водоснабжение выставлялись по нормативу с применением повышающего коэффициента, без учета показания ОДПУ, соответственно, установленный прибор учета был неисправен. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о введении прибора в эксплуатацию в течении двух месяцев с момента его установки в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергоснабжении». Если прибор установлен в марте 2014 года, с июня месяца расчет по отоплению должен производиться по показаниям прибора учета тепла, однако установленный в марте 2014 года ООО «ЗТК» общедомовой прибор учета не был введен в эксплуатацию на протяжении более двух лет. Обязанность по оплате за ОДПУ должна быть возложена на собственников многоквартирного дома с момента введения прибора учета в эксплуатацию, то есть с января 2017 года. Кроме того, установка прибора учета могла быть оплачена из средств собственников, внесенных на капитальный ремонт. Собственники многоквартирного дома не были проинформированы об установке общедомового прибора учета.
Представитель третьего лица ООО «ЖКТР» Шестаков Р.Ю. с исковыми требованиями согласился, пояснив, что требования ООО «ЗТК» о взыскании с Лощининой Н.А. задолженности за установку ОДПУ обоснованы.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц ООО «Комсервис+М», ПАО «Томскэнергосбыт».
Обжалуемым решением мирового судьи судебного участка № 3 Томского судебного района Томской области от 27.11.2017 исковые требования ООО «ЗТК» удовлетворены частично. С Лощининой Н.А. в пользу ООО «ЗТК» взыскана задолженность по оплате за установку общедомового прибора учета в размере 1 294,81 рублей, образовавшееся за период с 01 октября 2014 г. по 30 июня 2017 г., проценты в сумме 330,94 рублей, начисленные за период с 01 октября 2014 г. по 30 июня 2017 г., расходы по оплате услуг представителя 1 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины 400 рублей. В остальной части исковых требований ООО «ЗТК» отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Лощинина Н.А. просит решение мирового судьи отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает решение незаконным и необоснованным, подрывающим основы, как федерального жилищного законодательства, так и основы законодательства об энергосбережении. За период с 01.01.2014 по 31.12.2016 ООО «ЗТК» являясь ресурсоснабжающей организацией поселка, выставляло счета-квитанции исходя из нормативов потребления, включая повышенные нормативы с декабря 2015 по июнь 2016 года и повышающиеся коэффициенты с октября по декабрь 2016 года. таким образом ООО «ЗТК» указывала на то, что прибор учета отсутствует. Суд, вынося решение о взыскании денежных средств за установку прибора учета за период с октября 2014 г. по декабрь 2017 г., признал наличие прибора учета и действия ресурсоснабжающей организации по начислению оплаты за отопление в указанный период, по нормативам, правомерными. Бездействие по обязанности приступить к эксплуатации установленного и проверенного прибора учета, также признано судом законным. ООО «ЗТК» 01.12.2013, после вступления в силу «Правил коммерческого учета тепловой энергии», заключает договор подряда с ООО ПКФ «ТОМЭКС». Проектные работы по узлу учета, соответствующего действующему законодательству, ООО ПКФ «ТОМЭКС» не производит. Монтаж оборудования на основании старого проекта от 14.08.2014, выполненного ООО «ЭТИС-Сервис» и согласованного ООО «ЗТК» 30.08.2014, в котором не предусмотрены датчики учета давления теплоносителя, требуемые в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013. 28.03.2014 ООО «ПКФ «ТОМЭКС» завершил монтажные и пусконаладочные работы по установке оборудования для учета тепловой энергии. ООО «ЗТК» осуществив процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии, требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, приняло данное оборудование, что соответствует определению «ввода узла учета в эксплуатацию», изложенного в п.З. Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013. В соответствии с п.81(3),81(6) «Правил предоставления коммунальных услуг» утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 ООО «ЗТК» силами своих сотрудников коммунальных должно было оформить и подписать акт ввода в эксплуатацию, опломбировать прибор учета, но не сделало этого. Установлен трехлетний переходный период, позволяющий ООО «ЗТК» ввести оборудование, не соответствующее «Правилам», в эксплуатацию в срок с 29.11.2013 по 29.11.2016. В нарушение действующего законодательства ООО «ЗТК» не ввело, установленное проверенное ими же, оборудование в эксплуатацию. Таким образом, обязанность по оплате установки прибора учета не наступило, поскольку ООО «ЗТК» не выполнило работу в полном объеме - не ввело в эксплуатацию установленное оборудование, из-за чего установленное оборудование не стало прибором учета, каким его определяет Федеральное законодательство. 28.03.2014 по акту приема передачи оборудования ООО «ЗТК» передает, а ООО «ЖКТР» принимает именно оборудование, а не прибор учета. Все комплектующие, указанные в вышеназванных актах приема-передачи, в соответствии с проектной документацией подлежащие пломбировке, переданы не опломбированными. Согласно определения "неисправности средств измерении узла учета", изложенного в п.3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, нарушение уставленных пломб является критерием неисправности. Таким образом, переданное оборудование не являлось исправным прибором учета, работами по его установке – работами, произведенными в неполном объеме. Отсутствие прибора учета, в период с января 2014 года по декабрь 2016 года, также подтверждается самим ООО «ЗТК» путем выставления ответчику счетов-квитанций на оплату отопления по нормативам потребления коммунальных услуг, что, в соответствии с п.1 ст. 157 ЖК РФ, возможно лишь в случае отсутствия прибора учета. ООО «ЗТК» 27.12.2016 после истечения трехлетнего срока, предусмотренного п. 7. «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утв. Постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013, совместно с ООО «Комсервис+М», вводят в эксплуатацию оборудование, установленное в марте 2014года, в нарушение действующего законодательства. На основании вышеизложенного, прибора учета, измеряющего объем потребляемых коммунальных услуг для расчета размера платы за коммунальные услуги, в доме №9 п.Молодежного, в период с марта 2014 года по декабрь 2016 года не было, что подтверждается счетами квитанциями на оплату отопления по нормативам потребления коммунальных услуг выставляемыми ООО «ЗТК», в соответствии с п.1 ст. 157 ЖК РФ, в данный период. Таким образом, налицо незаконное бездействие ООО «ЗТК» по исполнению обязанностей, предусмотренных ФЗ-261 «Об энергосбережении» в части обеспечения с 01.07.2013 учета передаваемых и потребляемых энергетических ресурсов, предусмотренных п.1, ст. 13 закона, обязанностей по принудительному оснащению приборами учета, вплоть до самостоятельной эксплуатации данного ОДПУ, многоквартирных домов, в соответствии с п. 12. ст. 13 данного закона. Прибор учета тепловой энергии, соответствующий действующему законодательству, по состоянию на декабрь 2017 г., не установлен. Таким образом, обязанность по оплате невыполненных работ по установке прибора учета, соответствующего действующему законодательству, не наступила по настоящее время. Акт ввода ОДПУ в эксплуатацию не был представлен ни управляющей организации, ни собственникам помещений. Факт работы общедомового прибора учета, с момента принятия его 28.03.2014. ООО «ЗТК» и до 27.12.2016, подтверждается показаниями вычислителя данного ОДПУ, отраженными ООО «ЗТК» совместно с ООО «Комсервис+М» в акте допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя от 27.12.2016. Таким образом, прибор учета был не только подключен к электрической сети, но и все это время работал, осуществляя, измерения в соответствии с техническими характеристиками. Обязательства по оплате расходов ООО «ЗТК», при таком варианте, возникли у собственников помещений после передачи ОДПУ управляющей организации - ООО «ЖКТР», то есть с 29.03.2014. Из представленных ООО «ЗТК» суду документов не известно, как оно рассчитывалось с государством и контрагентами, по показаниям ОДПУ или по нормативам, исходя из количества денежных средств, полученных от собственников, но, выставление счетов-квитанций за отопление собственникам помещений по нормативам, в данном случае - это незаконное деяние против собственников помещений, квалифицируемое статьей 159 УК РФ как мошенничество. Счета-квитанции за отопление, выставляемые ООО «ЗТК» собственникам помещений по нормативам потребления - незаконны, и подлежат перерасчету на основании показаний прибора учета. Судом первой инстанции на основании подзаконных актов установлено, что общедомовой прибор учета в доме №9 п.Молодежный установленный ООО «ЗТК» 28.03.2014, установлен надлежащим образом, что противоречит п.1 ст.157 ЖК РФ, поскольку ООО «ЗТК» в период с марта 2014 года по декабрь 2016 года, счета-квитанции на оплату отопления начислялись по нормативам потребления, что допустимо только при отсутствии прибора учета. ООО «ЗТК» по начислению платежей, в соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ, по нормативам и игнорирование противозаконных действий ООО «ЗТК», считает неправомерным. Выводы суда первой инстанции о том, что она (Лощинина Н.А.) является надлежащим ответчиком по делу и что работы по установке ОДПУ не являются работами по капитальному ремонту тепловых сетей, считает неправомерными. Выводы суда первой инстанции о правомерном включении в стоимость работ по установке ОДПУ расходов на привлечение ООО «Консалтинговая компания», также считает неправомерными поскольку УК ООО «ЖКТР» не исполнила в установленный срок обязанности по оснащению дома №9 п.Молодежный прибором учета используемых энергетических ресурсов, обеспечило допуск ООО «ЗТК» к месту установки прибора учета используемых энергетических ресурсов, которое и должно было оплатить расходы ООО «ЗТК» на установку этого прибора учета. По документам, представляемыми истцом 28.03.2014 был установлен прибор учета, и у ответчика появилась обязанность оплаты работ по его установке. Если ООО «ЗТК», на основании п. 12 ст. 13 ФЗ-261 «Об энергосбережении», установило прибор учета, то у ответчика возникает обязанность по оплате установки ОДПУ, но в то же время, начисление ООО «ЗТК» оплаты за отопление по нормативам потребления, в соответствии с п.1 ст. 157 ЖК РФ, незаконно и является мошенничеством, а несоблюдение обязанности, предусмотренной п.1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении», об учете с применением приборов учета передаваемых и потребляемых энергетических ресурсов - незаконным бездействие. По документам, представляемыми ответчиком - счета-квитанции, подтверждающие начисление оплаты по нормативам, если ООО «ЗТК» законно, в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ, начисляет оплату за отопление по нормативам потребления, то согласно этой же статьи - прибора учета нет, а на лицо незаконное бездействие ООО «ЗТК» в части обязанности установки прибора учета, в соответствии с п. 12. ст. 13 ФЗ-261 «Об энергосбережении», и обязанности учета, предусмотренного п. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении», с применением приборов учета передаваемых и потребляемых энергетических ресурсов. Таким образом, считает, что обязанности ответчика по оплате установки несуществующего прибора учета, федеральным законодательством не предусмотрено.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «ЗТК» Мосина А.Е., действующая по доверенности, считает решение суда законным, апелляционную жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Собственниками по адресу п. Молодежный, 9 в сентябре 2007 года был избран способ управления через управляющую компанию - ООО «Жилищную Компанию Томского района», а затем ООО «Комсервис+М». Таким образом, собственники делегировали свои полномочия данным лицам. Во исполнение обязанности, предусмотренной ч. 9 ст. 13 Закона об энергоснабжении, в марте 2014 года в многоквартирном доме по адресу: п. Молодежный, 9 ООО «ЗТК» установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. По акту приема-передачи оборудования № 9 от 29.03.2014 ООО «ЖКТР» приняла оборудование в полной комплектности. С момента передачи ОДПУ ООО ЖКТР прибор вошел в состав общедомового имущества, бремя содержания которого несут собственники лично или через управляющую компанию или иную избранную ими форму управления. В соответствии с п.п. 61-63 Постановления Правительства № 1034 смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации; представитель потребителя; представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Комиссия создается владельцем узла учета. Таким образом, обязанность ввода в эксплуатацию прибора учета было возложена собственниками на ООО ЖКТР, а с момента выбора ООО «Комсервис+М» - на это лицо. ООО «ЗТК» могло приступить к эксплуатации ОДПУ только после ввода его в эксплуатации ответственным лицом. Однако установленный ОДПУ не был введен в эксплуатацию собственником, соответственно не передавал показания. Таким образом, ООО «ЗТК» полностью исполнило обязанности, предусмотренные ст. 13 ФЗ-261 «Об энергосбережении», однако приступить к эксплуатации ОДПУ, а также производить начисление по показаниям ОДПУ ООО «ЗТК» возможности не имело. Система теплоснабжения дома №9 по адресу п. Молодежный является закрытой, поэтому ОДПУ ВКТ-7, установленный по указанному адресу, полностью соответствует по комплектности всем установленным законом техническим характеристикам. Кроме того, в домах № 7, 8, 9, 12, 16, 18, 39, 43 п. Молодежный установлены и введены в эксплуатацию аналогичные ОДПУ - ВКТ-7, что подтверждается актами допуска в эксплуатацию. Таким образом, установленные ООО «ЗТК» ОДПУ в марте 2014г. подлежали вводу в эксплуатацию и использованию для организации коммерческого учета тепловой энергии. Актом от 27.12.2016 ОДПУ по адресу: п. Молодежный, 9 допущен в эксплуатацию и действует по настоящее время. Таким образом, установленный в марте 2014 г. ОДПУ полностью соответствовал техническим нормативам и действующему на момент установки законодательству РФ. В соответствии с п. 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства № 491 от 13.08.2006, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома ОДПУ используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с действующим законодательством был установлен ОДПУ, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов. Лощинина Н.А. является собственником жилого помещения по адресу: Томская область, Томский район, п. Молодежный, д. 9, кв. 54. В соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» №261-ФЗ, п. 38 Правил у ответчика возникла обязанность оплаты стоимости установки ОДПУ. Однако ответчик уклонился от оплаты стоимости установки ОДПУ, вследствие чего образовалась задолженность. Согласно акту приема-передачи от 28.03.2014 ООО «ПКФ ТОМЭКС» произвело установку и передачу ООО «ЗТК» ОДПУ по адресу п. Молодежный, 9 в соответствии с рабочим проектом узла учета тепловой энергии, разработанном ООО «Этис-Сервис». Актом внеплановой проверки Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 13.05.2014 в отношении ООО «ЗТК» установлено, что жилой дом по адресу п. Молодежный, 9 находится в управлении ООО «Жилищная Компания Томского района». ООО «ЗТК» признано единственным участником открытого аукциона на заключение договора аренды муниципального имущества в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства сельского поселения. Организатор аукциона заключил договор по лоту №1 с ООО «ЗТК» №2-А от 30.04.2013. Решением УФАС по Томской области от 06.08.2014 № АУ/5111 по делу №02-10/66-14 факт установки ОДПУ признан соответствующим действующему законодательству, нарушения абз. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 ФЗ «О защите конкуренции» не выявлено. Таким образом, у собственников жилых помещений по адресу: п. Молодежный, 9 возникла обязанность перед ООО «ЗТК» по оплате задолженности за установку ОДПУ. Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Однако для оплаты установки ОДПУ со средств капитального ремонта необходимо представить в УК соответствующее решение собрания собственников. В соответствии с п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании средств фонда капитального ремонта. В нарушение указанных норм ответчиком не представлено доказательств проведения общего собрания собственников по вопросу оплаты установки ОДПУ за счет средств капитального ремонта. Таким образом, ООО «УК ЖКТР» не имела права распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете фонда. Кроме того, суд не в праве разрешать указанные вопросы. Данные вопросы выходят за рамки рассматриваемого дела и судом первой инстанции установлено, что установка ОДПУ не относится к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта. Что касается правомерности заключения договора между ООО «ЗТК» и ООО «Томская Консалтинговая Компания», то ответчик Лощинина Н.А. не является стороной агентского договора между ООО «ЗТК» и ООО «ТКК». Таким образом, ответчик не вправе оспаривать указанный договор.
Представитель ответчика Лощинин А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал полностью.
Представитель истца ООО «ЗТК» Жбанков А.М. просил оставить решение мирового судьи без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
По смыслу ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на оказание коммунальных услуг по своей правовой природе является публичным договором.
Когда абонентом по договору снабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, т. е. с момента пользования абонентом услугой (ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как верно установлено судом первой инстанции, ООО «ЗТК» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей тепловую энергию собственникам и пользователям дома №9 п. Молодежный Томского района Томской области. Так, на основании п. 2.2 Устава ООО «ЗТК» основным видом деятельности Общества является оказание коммунальных услуг: производство пара и горячей воды (тепловой энергии), поставка тепловой энергии потребителям, иные виды деятельности, не запрещенные законодательством. Согласно договоров аренды № 2-А от 30 апреля 2013г. и № 1-А от 14 марта 2014 г, заключенных между Администрацией сельского поселения и ООО «ЗТК», истцу передано во временное владение и пользование муниципальное имущество в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального имущества (согласно приложения) для оказания коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) потребителям на территории сельского поселения.
В силу приведенных положений закона, отсутствие письменного договора у абонента не влияет на фактически сложившиеся договорные отношения, ст. 540 ГК РФ прямо указывает на наличие заключенного договора, а потому суд приходит к выводу, что между ООО «ЗТК» и собственниками названого дома, вопреки доводам апеллянта, сложились договорные отношения, поскольку Лощинина Н.А. является собственником квартиры №54, расположенной по адресу: п. Молодежный, дома 9, Томского района, Томской области.
Решением общего собрания собственников помещений жилого дома по адресу: п. Молодежный, дом 9, выбран способ управления многоквартирным жилым домом.
В спорный период управление домом осуществляло ООО «Жилищная компания Томского района».
Согласно ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объем потребленной электроэнергии определяется исходя из показаний ОДПУ, индивидуальных, общих (квартирных), комнатных ПУ (п. 3.1). Объем электроэнергии, израсходованной на ОДН, рассчитывается и предъявляется к оплате гарантирующим поставщиком в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п. 3.5).
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, предусмотрена обязанность лица, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23.11.2009 (далее Закон об энергосбережении) производимые, предаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Закона «Об энергосбережении»).
С 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9 ст. 13 Закона «Об энергосбережении»).
Частью 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении) установлено, что до 1 июля 2013г. (в отношении объектов, предусмотренных ч.ч. 5,6 ст. 13, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) ресурсоснабжающие организации, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 ст. 13 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5-6.1 ст.13, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с несением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты исходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В силу п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирным доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Таким образом, Законом прямо предусмотрена обязанность установки в многоквартирных домах приборов учета потребляемой тепловой энергии. А потому, в случае, если общедомовой прибор учета тепловой энергии не установлен собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома, данная обязанность возлагается на ООО «ЗТК», с предоставлением права последнему взыскать стоимость установки прибора учета с собственников, что правильно установлено, вопреки доводам ответчиков, судом первой инстанции.
Согласно п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013, ввод в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
В силу п. 53 вышеуказанных Правил, для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета (далее - комиссия) в следующем составе: а) представитель владельца источника тепловой энергии; б) представитель смежной теплосетевой организации; в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования.
Информирование собственников жилого дома №9 п. Молодежный о необходимости установки ОДПУ осуществлялось через официальный сайт ООО «ЗТК».
Вместе с тем, предусмотренная законом обязанность ни собственниками, ни управляющей компанией ООО «Жилищная компания Томского района», не исполнена.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается ответчиками, ООО «ЗТК» по адресу: п.Молодежный, д.9, с использованием услуг подрядной организации ООО «ПКФ «Томэкс», установлен общедомовой прибор учета. Ответчик является собственником жилого помещения, расположенного в указанном многоквартирном жилом доме.
В связи с чем, ООО «ЗТК» истцу выставлена соответствующая квитанция, удовлетворяющая вышеприведенным требованиям закона о рассрочке платежа.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о взыскании с ответчиков денежных средств в указанный период соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению.
Ссылка стороны ответчика на то, что данные требования не соответствовали требованиям закона, суд не может признать, поскольку достоверных и достаточных доказательств указанному не представлено.
Утверждение апеллянта о том, что судья необоснованно взыскал денежные средства, поскольку данные расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, не обоснованны, так как из представленных материалов дела, договор на управление многоквартирным домом был заключен с ООО «Жилищная компания Томского района», и соответственно платежи по содержанию и капитальному ремонту оплачивались собственниками управляющей компании. Тогда как лицом, установившим домовой прибор учета являлась ресурсоснабжающая организация – ООО «Западная тепловая компания».
Довод жалобы о том, что с собственников жилых помещений, заключивших договор на управление домом, в нарушение требований закона взысканы денежные средства, основан на неверном толковании норм права, предусматривающих обязанность собственников жилых помещений оплачивать содержание жилого помещения, в том числе и общее имущество многоквартирного дома. Как верно установлено судом первой инстанции, договорные отношения возникли между собственниками многоквартирного дома и ООО «ЗТК», доказательств наличия договорных отношений между ООО «ЗТК» и ООО «ЖКТР» сторонами не представлено. В связи с чем, факт передачи технической или иной документации от ООО «ЖКТР» к ООО «Комсервис+М» при разрешении данного спора правового значения не имеет.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически повторяют доводы представленные ответчиком в письменных возражениях на исковые требования, между тем судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст. 329 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка №3 Томского судебного района Томской области от 27.11.2017 по гражданскому делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «Западная тепловая компания» к Лощининой Нине Александровне о взыскании задолженность по оплате за установку общедомового прибора учета, процентов оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Лощининой Нины Александровны - без удовлетворения.
Судья Е.С. Жданова
.
.
.
.