Дело № 12-344/16
РЕШЕНИЕ
по протесту на постановление
по делу об административном правонарушении
15 сентября 2016 года город Мурманск
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Лобанова О.Р., рассмотрев протест Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Карасева Д.В. на постановление заместителя руководителя Управления – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Санкт-Петербурга Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 21 июня 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении врио директора филиала «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка»,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Санкт-Петербурга Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 21 июня 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - врио директора филиала «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» Панчени Д.Н. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Мурманским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Карасевым Д.В. принесен протест на указанное постановление. В обоснование протеста указано, что должностное лицо административного органа не в полном объеме исследовал имеющиеся по делу доказательства, принял решение без учета всех имеющих значение обстоятельств и представленных доказательств, которым в том числе дал ненадлежащую оценку. Указывает на то обстоятельство, что акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» в лице филиала «35 Судоремонтный завод» осуществляет деятельность по выполнению государственного оборонного заказа, на основании заключенного контракта между Министерством обороны РФ и АО «ЦС Звездочка» № от 11.03.2015 на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов Северного флота, согласно перечню утвержденному Минобороны России на 2015 год и плановый период 2016-2017 г.г., в связи с чем АО «ЦС Звездочка» выполняет функции исполнителя. В соответствии с вышеуказанным контрактом от 25.05.2015 АО «ЦС Звездочка» привлекло к выполнению работ филиал «35 Судоремонтный завод» и заключило соглашение о разделе работ. При этом, в нарушение требований действующего законодательства о государственном оборонном заказе работы, установленные государственным контрактом №), соглашением о разделе работ № от 25.05.2015 не исполнены в срок до 25.12.2015. Согласно п.п.6.1, 6.4, 6.5 Положения о филиале «35 СРЗ» АО «ЦС Звездочка», руководство текущей деятельностью филиала осуществляет директор. Приказом № 3792 от 06.11 2015 Панченя Д.Н. переведен на должность временно исполняющего обязанности директора Филиала «35 СРЗ» АО «ЦС Звездочка». Поскольку должностным лицом директором филиала «35 СРЗ» АО «ЦС Звездочка» Панченей Д.Н. нарушены условия Государственного контракт № от 11.03.2015 по государственному оборонному заказу, касающихся сроков выполнения работ, то в действиях должностного лица усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, в связи с чем просит постановление от 21 июня 2016 года отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в административный орган.
В ходе рассмотрения протеста помощник Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Хармич Е.В. поддержала доводы протеста в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.
Представитель административного органа - Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации на рассмотрение протеста не явился, о времени и месте рассмотрения протеста прокурора извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 21 июня 2016 года оставить без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.
Защитник врио директора Филиала «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» Панчени Д.Н. – Платонова М.Н. в ходе рассмотрения протеста просила оставить обжалуемое постановление без изменения, а протест прокурора без удовлетворения по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
В соответствии с положениями статьей 30.6, 30.10 КоАП РФ при рассмотрении протеста проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объёме.
В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
По смыслу положений статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест прокурора на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление приносится в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 данного Кодекса, и рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 – 30.8 данного Кодекса.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО «ЦС «Звездочка» (исполнитель) заключен государственный контракт № от 11.03.2015 на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов Северного флота согласно перечню, утвержденному Министерством обороны России на 2015 и плановый период 2016-2017 гг. К данному договору составлен протокол согласования объемов работ, согласно пункту 173 которого требовалось выполнить ряд работ. Пункт 173 протокола согласования объемов работ, совпадает с пунктом 259 ведомости исполнения к соглашению.
Филиал «35 Судоремонтный завод» акционерного общества «Центр судоремонта Звездочка» учрежден и действует по законам Российской Федерации, в соответствии с Уставом АО «Центр Судоремонта и Положением о филиале «35 СРЗ» АО «ЦС Звездочка».
В целях надлежащего и полного исполнения условий государственного контракта от 25.05.2015, АО ЦС «Звездочка» привлекло к выполнению работ Филиал «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка», что подтверждено соглашением о разделе работ № от 25.05.2015, по условиям которого филиалом «35 СРЗ» выполняются работы по государственному контракту от 11.03.2015 в соответствии с ведомостью исполнения.
Пунктом 259 Ведомости исполнения предусмотрены работы по бытоустройству № 3,11,12. Закупка расходных материалов и имущества для восстановления помещений и оборудования бытоустройств л/с в объеме заявок-требований, доставка до заказа. Выполнение сопутствующих работ по резке материала в размер по указанию л/с для обеспечения загрузки в помещения по месту работ. Изготовление емкостей по эскизам личного состава. Срок по выполнению рассматриваемого этапа работы по пункту 259 Ведомости исполнения к Соглашению № от 25.05.2015 установлен с 20.02.2015 до 31.08.2015. Дополнительным соглашением № от 16.02.2016 к Соглашению № от 25.05.2015 внесены изменения в ведомость исполнения работ, в том числе в пункт 259, согласно которому срок выполнения работ п.259 установлен с 20.02.2015 по 25.12.2015. Однако в нарушение требований действующего законодательства о государственном оборонном заказе работы, установленные государственным контрактом, соглашением о разделе работ, пункт № 259 Ведомости исполнения к Соглашению о разделе работ в срок до 25.12.2015 не исполнены, приемо-сдаточный акт не оформлен.
По данному факту 26 мая 2016 года заместителем Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – врио директора филиала «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» Панчени Д.Н. за нарушение сроков исполнения работ по Соглашению о разделе работ № от 25.05.2015, которое направлено для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.
Постановлением № 4-14.55-472/78-12-16 заместителя руководителя Управления – начальником отдела контроля государственного оборонного заказа Санкт-Петербурга Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 21 июня 2016 года производство по делу об административном правонарушении, возбужденном заместителем Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО1 в отношении врио директора Филиала «35 СРЗ» АО «ЦС Звездочка» Панчени Д.Н. по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов о совершении Панченя Д.Н. указанного административного правонарушения прокурор ссылается на то обстоятельство, что Филиал при исполнении государственного контракта по государственному оборонному заказу выступает как обособленное подразделение исполнителя – АО «ЦС «Звездочка», а врио Филиала «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка», Панченя Д.Н. уполномочен на представление интересов АО «ЦС «Звездочка» и осуществление определенных действий в интересах юридического лица, в том числе, уполномочен на заключение, изменение и расторжение договоров с контрагентами по выполнению работ по государственному контракту (договору) по сервисному обслуживанию судов и кораблей по согласованию с должностными лицами Общества и в соответствии с требованиями Устава, то есть является должностным лицом исполнителя государственного контракта, в связи с чем в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, с выводами прокурора согласиться нельзя по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Объективная сторона правонарушения части 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в нарушении должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо в нарушении должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Субъектом указанного правонарушения является должностное лицо головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.
В соответствии с пунктами 4,7 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 159-ФЗ) исполнителем, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель), является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе, обязательства сторон и их ответственность.
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в редакции ФЗ от 29.06.2015 № 159-ФЗ) вступили в силу с 01 июля 2015 года и применяются с 1 сентября 2015 года в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны Российской Федерации, включая государственные контракты, которые заключены до 1 сентября 2015 года и расчеты по которым будут осуществляться Министерством обороны Российской Федерации после 1 сентября 2015 года.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что АО «ЦС «Звездочка» является головным исполнителем государственного оборонного заказа и несет ответственность за выполнение работ в рамках заключенного контракта, и на него распространяются требования Закона о государственном оборонном заказе, регулирующего отношения по осуществлению деятельности в сфере государственного оборонного заказа, в том числе, на основании государственного контракта.
В целях выполнения работ по Контракту между АО «ЦС Звездочка» и филиалом « 35 СРЗ» АО «ЦС Звездочка» заключено соглашение о разделе работ № от 25.05.2015.
Акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» осуществляет деятельность по выполнению государственного оборонного заказа (по ремонту, модернизации, переоборудованию на существующих площадях АПЛ, ПЛ, надводных кораблей и судов) по месту нахождения Филиала «35 СРЗ» АО ЦС «Звездочка» по адресу: город Мурманск, улица Адмирала Лобова, дом 100.
Филиал «35 СРЗ» АО ЦС «Звездочка» учрежден и действует в соответствии с Уставом АО «Центр судоремонта «Звездочка» и Положением о Филиале «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка».
Из пунктов 1.2, 2.1, 2.3, 3.2 Положения о филиале «35 СРЗ» № следует, что филиал является обособленным подразделением АО «ЦС «Звездочка», расположенным вне места нахождения Общества и осуществляющим его функции, в том числе, функции представительства (или часть их). Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени создавшего его Общества. Ответственность за деятельность филиала несет создавшее его Общество. Филиал осуществляет деятельность, в том числе, по выполнению государственного оборонного заказа.
Руководство деятельностью Филиала осуществляет директор, который действует на основании доверенности, выдаваемой и подписываемой генеральным директором Общества (пункт 6.1 Положения о филиале).
Установлено, что Панченя Д.Н. в период с 18 сентября 2012 года по 18 сентября 2015 года работал в должности заместителя директора филиала по производству – начальника производственно-диспетчерского отдела.
В соответствии с пунктами 2.7, 2.13, 2.16 Должностной инструкции заместителя директора филиала по производству – начальника производственно-диспетчерского отдела он осуществляет руководство всеми стадиями производственных процессов по ремонту кораблей, изготовлению готовых изделий, оказанию услуг, осуществляет контроль за выполнением планов цехами и работ контрагентами в соответствии с производственной программой; организовывает работу подчиненных подразделений по своевременному оформлению договоров с заказчиками и контрагентами с целью выполнения государственного оборонного заказа; координирует деятельность ОСК по организации приема кораблей в ремонт, выполнению ремонтных работ на кораблях в объеме принятых филиалом и в установленные сроки.
Приказом № от 06.11.2015 Панченя Д.Н. переведен на должность временно исполняющего обязанности директора филиала «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка».
Из материалов дела следует, что 25 мая 2015 года между АО «ЦС «Звездочка» и филиалом «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» заключено соглашение о разделе работ № в целях выполнения работ по контракту.
Пунктом 4 статьи 3 Закона «О государственном оборонном заказе» установлено, что исполнитель – лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе контрактом является договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.
Положениями пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, принимая во внимание, что филиал «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» не является юридическим лицом и никакие договоры (контракты) с головным исполнителем в рамках выполнения государственного оборонного заказа им не заключались, а соглашение о разделе работ от 25 мая 2015 года не является договором исходя из смысла положений статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о том, что соглашение о разделе работ № от 25.05.2015, заключенное между АО ЦС Звездочка и филиалом «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» о разделе работ, является внутренним документом, который подписан юридическим лицом для разграничения объема работ в рамках одного предприятия, и филиал не является исполнителем условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа в соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О государственном заказе», поскольку не является лицом, входящим в кооперацию головного исполнителя, в связи с чем врио директора Филиала «35 СРЗ» АО «ЦС Звездочка» Панченя Д.Н. не является должностным лицом исполнителя договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа и субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что вывод административного органа об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Панчени Д.Н. основан на материалах дела и верном толковании положений законодательства, в связи с чем суд не находит оснований для отмены постановления по изложенным прокурором доводам.
Каких-либо нарушений процессуальных требований административного кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.
Административный орган полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя руководителя Управления – начальника отдела контроля государственного оборонного заказа Санкт-Петербурга Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 21 июня 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - врио директора филиала «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» Панчени Д.Н. – оставить без изменения, протест Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Карасева Д.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья О.Р. Лобанова