ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о возвращении уголовного дела прокурору
26 октября 2018 г. г. Уссурийск
Уссурийский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – судьи Суворова С.А., при секретаре – Дмитриевой С.С., с участием государственного обвинителя – помощника Уссурийского городского прокурора <данные изъяты> ФИО1, подсудимого – Чернова С.С., его защитника – адвоката Корнецкой И.Г. и потерпевшей ФИО, рассмотрев в предварительном слушании, в закрытом судебном заседании, в расположении военного суда уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Чернова Сергея Сергеевича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 119 УК РФ,
установил:
15 октября 2018 года, в Уссурийский гарнизонный военный суд от мирового судьи судебного участка № <адрес> края поступило уголовное дело в отношении Чернова по подсудности, поскольку в ходе его рассмотрения было установлено, что Чернов, во время совершения инкриминируемого ему деяния, являлся военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсковой части №.
Органами предварительного расследования Чернов С.С. обвиняется в том, что он в период с 2 часов до 2 часов 30 минут 1 июля 2018 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения по адресу: <адрес>, в ходе возникшей ссоры с потерпевшей ФИО, имея умысел на запугивание, - нанёс ей множество ударов кулаками по различным частям тела, а далее повалив на диван, стал душить высказав угрозу «Я тебя убью!», после чего, против воли потерпевшей отвёл её на балкон, где высказал угрозу «Скину с балкона!», при этом, угрозы Чернова были потерпевшей ФИО восприняты реально, т.е. в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 119 УК РФ.
В ходе предварительного слушания, на обсуждение сторон судьёй был поставлен вопрос о возвращении уголовного дела прокурору, для устранения препятствий рассмотрения его судом, выраженных в том, что обвинительный акт по настоящему уголовному делу составлен с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного обвинительного акта.
В судебном заседании помощник Уссурийского городского прокурора ФИО1, ссылаясь на отсутствие у городского прокурора, на момент утверждения обвинительного акта, сведений о том, что Чернов являлся военнослужащим, полагал действия указанного прокурора законными и возражал о возвращении уголовного дела прокурору.
Участвующие обвиняемый Чернов, защитник - адвокат Корнецкая и потерпевшая ФИО, каждый в отдельности, не возражали о возвращении уголовного дела прокурору по указанным выше основаниям.
Выслушав участников предварительного слушания, исследовав материалы уголовного дела, суд приходит к следующим выводам.
Факт прохождения Черновым военной службы по призыву с 1 декабря 2016 года, а также по контракту в период с 10 мая 2017 года по настоящее время, помимо показаний в суде самого Чернова, подтверждается исследованным в судебном заседании сообщением временно исполняющим обязанности командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 92, 93), соответственно, о назначении Чернова на должность в войсковую часть № и зачислении в списки личного состава указанной части.
Из материалов настоящего уголовного дела усматривается, что оно было возбуждено 12 июля 2018 года дознавателем <данные изъяты>, в связи с вышеуказанными событиями, по итогам которого был составлен обвинительный акт, утверждённый начальником <данные изъяты> и заместителем <данные изъяты>.
Согласно требованиям подпункта «в» пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ, в совокупности с положениями пункта 4,5 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 года № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета РФ», следствие по уголовным делам о преступлениях, совершённых военнослужащими, производится следователями военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
В соответствии с установленным в Российской Федерации порядком уголовного судопроизводства предшествующим рассмотрению дела в суде досудебное производство призвано служить целям полного и объективного судебного разбирательства по делу. В результате проводимых в ходе предварительного расследования следственных действий устанавливается и исследуется большинство доказательств по делу, причём отдельные следственные действия могут проводиться только в этой процессуальной стадии. Именно в досудебном производстве происходит формирование обвинения, которое впоследствии становится предметом судебного разбирательства и определяет его пределы (часть 1 статьи 252 УПК РФ).
С учётом содержания и значимости досудебного производства, уголовно-процессуальный закон гарантирует обвиняемому на стадии предварительного расследования право знать, в чём он обвиняется, пользоваться помощью защитника, пользоваться помощью переводчика бесплатно, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться по окончании дознания или предварительного следствия со всеми материалами уголовного дела и ряд других прав (статья 47 УПК РФ). Нарушение процессуальных прав обвиняемого в стадии предварительного расследования может лишить его эффективной судебной защиты.
В качестве гарантии процессуальных прав участников уголовного судопроизводства конституционные принципы правосудия предполагают неукоснительное соблюдение процедур уголовного преследования. Поэтому в случае выявления допущенных органами дознания или предварительного следствия процессуальных нарушений суд вправе, самостоятельно и независимо осуществляя правосудие, принимать в соответствии с уголовно-процессуальным законом меры по их устранению с целью восстановления нарушенных прав участников уголовного судопроизводства и создания условий для всестороннего и объективного рассмотрения дела по существу. Тем самым, лицам, участвующим в уголовном судопроизводстве, прежде всего обвиняемому, обеспечивается гарантированное ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту прав и свобод, а также другие права, закреплённые в статьях 47-49 Конституции РФ.
Таким образом, проанализировав положения действующего законодательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, нахожу, что допущенное нарушение правил подследственности по уголовному делу в отношении Чернова, безусловно является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, которое устранимым в судебном производстве быть не может, а поэтому, по смыслу уголовно-процессуального закона в его конституционном истолковании, право Чернова на судебную защиту, при таких обстоятельствах, в полном объёме обеспечено быть не может.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 237 УПК РФ, суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору, для устранения препятствий его рассмотрения судом, в том числе и в случае, когда обвинительный акт составлен с нарушением требований этого же Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного постановления.
Учитывая наличие существенных нарушений Уголовно-процессуального законодательства РФ, не устранимых в судебном производстве, исключающих возможность постановления законного и обоснованного приговора или иного решения и не связанных с восполнением неполноты произведённого расследования, считаю необходимым возвратить настоящее уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 237 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 236 и 237 УПК РФ,
постановил:
Уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Чернова Сергея Сергеевича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 119 УК РФ, в связи с составлением обвинительного акта с нарушением требований Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, - возвратить Уссурийскому городскому прокурору, для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Меру пресечения обвиняемому Чернову С.С. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, оставить без изменения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Тихоокеанский флотский военный суд через Уссурийский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня его вынесения.
Судья