Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-548/2018 ~ М-525/2018 от 03.09.2018

                                                                                                              Дело № 2а-548/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2018 года                                                                                        город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи:                                                                                Т.В.Барановой,

при секретаре:                                                                                                           М.В.Михалевой,       

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цыганаш В.В. к администрации Деревянского сельского поселения о признании решения незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев,

                                                         у с т а н о в и л:

Цыганаш В.В. (административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Деревянского сельского поселения (далее - административный ответчик) ссылаясь на то, что письмом администрации Деревянского сельского поселения от хх.хх.хх г. ей отказано в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений. Полагая данный отказ незаконным и необоснованным, Цыганаш В.В. обратилась в суд с требованиями о признании решения администрации Деревянского сельского поселения об отказе в выдаче разрешения на право рубки древесно-кустарниковой растительности незаконным, об обязании администрации Деревянского сельского поселения выдать разрешение на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев на земельном участке с кадастровым номером .

Административный истец в судебное заседание не явилась, уведомлялась о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель административного истца Литвинов Е.А., действующий на основании доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика, Лобаго О.А., действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку земельный участок, на котором административным истом планировалось осуществить рубку деревьев находится в территориальной зоне Р(5) - «Особо защитные леса и особо защитные участки леса», где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, проведение выборочных рубок на особо защитных участках лесов допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

Представители заинтересованных лиц администрации Прионежского муниципального района и Министерства имущественных и земельных отношений РК, в судебное заседание не явились, представили отзывы на административное исковое заявление, в которых просили рассмотреть административное дело в отсутствие своих представителей.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С настоящими требованиями Цыганаш В.В. обратилась в суд, поскольку полагает, что отказ администрации Деревянского сельского поселения в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений в целях организации проезда является незаконным и необоснованным.

Отказ администрации Деревянского сельского поселения в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений выражен в письме, подписанном главой Администрации Деревянского сельского поселения хх.хх.хх г.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. С настоящими требованиями Цыганаш В.В. обратилась в Прионежский районный суд хх.хх.хх г., в связи с чем административным истцом соблюден срок на обращение в суд.

Согласно пп. «а» п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности,соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия).

Часть 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) закрепляет, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Из вышеизложенных правовых норм следует, что по общему правилу вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, не относятся к вопросам местного значения сельского поселения. Указанные вопросы могут закрепляться за сельскими поселениями Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

При этом ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ была дополнена частями 3 и 4 с вышеизложенными содержаниями на основании Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ" О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ вступил в силу 05.07.2014 г.

До 05.07.2014 г. вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения относились к вопросам местного значения поселения, при этом законодателем не разделялись отдельно полномочия городских поселений и полномочия сельских поселений.

С 05.07.2014 г. законодателем разделены полномочия городских и сельских поселений, в частности, вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, отнесены к вопросам местного значения городского поселения. Указанные вопросы в исключительных случаях могут относиться к вопросам местного значения сельских поселений, если это предусмотрено Законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений. При отсутствии такого Закона субъекта Российской Федерации вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 22 декабря 2014 года N 1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» ( далее - Закон Республики Карелия от 22 декабря 2014 года N 1852-ЗРК) на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 33.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Исходя из указанных положений, в Республике Карелия за сельскими поселениями не закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п. 19 ч. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в части охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов.

Пунктом 56 ст. 3 Закона Республики Карелия от 01 ноября 2004 N813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» установлено, что муниципальное образования - Деревянское сельское поселение наделено статусом сельского поселения.

Согласно ст. 2 Устава Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелии, принятого V сессией I созыва Совета Прионежского муниципального района от 22 декабря 2005 года, в состав Прионежского муниципального района входит Деревянское сельское поселение.

Статья 4 Устава муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелии в нарушении действующего федерального законодательства и законодательства Республики Карелия не закрепляет, что к вопросам местного значения Прионежского муниципального района относятся вопросы охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов муниципального района.

Вместе с тем п. 20 ст. 8 Устава муниципального образования «Деревянское сельское поселение», утвержденного 25 декабря 2013 года решением №6 5 сессии 3 созыва Совета поселения, при отсутствии соответствующего Закона Республики Карелии, закрепляет, что к вопросам местного значения Деревянского сельского поселения относятся вопросыиспользования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов Деревянского сельского поселения.

Согласно пп. 3 п. 19 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

Согласно ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ городские леса относятся к категории защитных лесов.

Из материалов дела усматривается, что хх.хх.хх г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелии (правообладатель) и Цыганаш В.В. (пользователь) заключено соглашение «Об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной собственности». Согласно п. 1.1 указанного соглашения правообладатель предоставляет право ограниченного пользования земельным участком с кадастровым номером . Площадь части земельного участка, предоставляемой в пользование, составляет ... кв. м. Учетный номер части земельного участка применительно к которой устанавливается сервитут Целью установления сервитута является осуществление пользователем проезда к земельным участкам с кадастровыми номера , , , которые принадлежат Цыганаш В.В. на праве собственности.

хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. административный истец обратилась в адрес административного ответчиками заявлениями о выдаче разрешения на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев на земельном участке с кадастровым номером для организации проезда к своим земельным участкам.

Письмом Главы Деревянского сельского поселения от хх.хх.хх г. административному истцу отказано в выдаче разрешения на вырубку деревьев на земельном участке с кадастровым номером , поскольку указанный земельный участок находится в территориальной зоне Р(4) «Особо защитные леса и особо защитные участки леса». Ссылаясь на положения ст. 102 Лесного кодекса РФ административный ответчик указал, что в защитных лесах и на особо защитных участках лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Организация автомобильного проезда данным целям не соответствует.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель населенных пунктов, расположен в территориальной зоне Р(4) особо защитные леса и особо защитные участки леса.

Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером , в том числе и на его части с учетным номером , на котором административным истцом испрашивалось разрешение на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев, расположен городской лес.

В силу вышеизложенных правовых норм администрация Деревянского сельского поселения не обладает полномочиями по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений, а, следовательно, не обладает полномочиями по разрешению вопросов о выдаче разрешения на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев в городских лесах.

В таком случае постановление администрации Деревянского сельского поселения от хх.хх.хх г. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (вырубку) зеленых насаждений» не применяется к правоотношениям по выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений, находящихся в городском лесу.

Выдача разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений, расположенных в городских лесах относится к вопросам местного значения муниципального района, поскольку вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, являются вопросами местного значения муниципальных районов.

При этом в силу ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Согласно ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Указанный лесохозяйственный регламент администрацией Прионежского муниципального района к настоящему времени не разработан.

Таким образом, в силу вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу, что отказ администрации Деревянского сельского поселения в предоставлении Цыганаш В.В. разрешения на право рубки древесно-кустарниковой растительности является незаконным, поскольку в данном случае административный ответчик не уполномочен в силу норм действующего законодательства осуществлять полномочия по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений, а, следовательно, не может выдавать разрешения или отказывать в выдаче разрешений на вырубку зеленых насаждений, находящихся в городском лесу.

В силу отсутствия указанных полномочий правовые основания для обязании администрации Деревянского сельского поселения выдать разрешение на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев на участке отсутствуют.

На основании пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1, согласно которому положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ), не подлежат применению при разрешении требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 указанного кодекса), а также положений ст. 111 КАС РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 300 руб.

Руководствуются ст.ст.175-182, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Цыганаш В.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации Деревянского сельского поселения об отказе в выдаче разрешения на право рубки древесно-кустарниковой растительности.

В удовлетворении требования об обязании администрации Деревянского сельского поселения выдать разрешение на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев на участке отказать.

Взыскать с администрации Деревянского сельского поселения в пользу Цыганаш В.В. 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                              Т.В.Баранова

Мотивированное решение составлено 10.10.2018 года.     

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...     

2а-548/2018 ~ М-525/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Цыганаш Виктория Владимировна
Ответчики
Администрация Деревянского сельского поселения
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карели
администрация Прионежского муниципального района
Литвинов Егор Александрович
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Баранова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
03.09.2018Регистрация административного искового заявления
04.09.2018Передача материалов судье
05.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
05.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.09.2018Предварительное судебное заседание
01.10.2018Судебное заседание
03.10.2018Судебное заседание
10.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2018Дело оформлено
16.11.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее