Дело № 2а-548/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2018 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Т.В.Барановой,
при секретаре: М.В.Михалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цыганаш В.В. к администрации Деревянского сельского поселения о признании решения незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев,
у с т а н о в и л:
Цыганаш В.В. (административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Деревянского сельского поселения (далее - административный ответчик) ссылаясь на то, что письмом администрации Деревянского сельского поселения от хх.хх.хх г. ей отказано в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений. Полагая данный отказ незаконным и необоснованным, Цыганаш В.В. обратилась в суд с требованиями о признании решения администрации Деревянского сельского поселения об отказе в выдаче разрешения на право рубки древесно-кустарниковой растительности незаконным, об обязании администрации Деревянского сельского поселения выдать разрешение на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев на земельном участке с кадастровым номером №.
Административный истец в судебное заседание не явилась, уведомлялась о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель административного истца Литвинов Е.А., действующий на основании доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика, Лобаго О.А., действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку земельный участок, на котором административным истом планировалось осуществить рубку деревьев находится в территориальной зоне Р(5) - «Особо защитные леса и особо защитные участки леса», где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, проведение выборочных рубок на особо защитных участках лесов допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
Представители заинтересованных лиц администрации Прионежского муниципального района и Министерства имущественных и земельных отношений РК, в судебное заседание не явились, представили отзывы на административное исковое заявление, в которых просили рассмотреть административное дело в отсутствие своих представителей.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С настоящими требованиями Цыганаш В.В. обратилась в суд, поскольку полагает, что отказ администрации Деревянского сельского поселения в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений в целях организации проезда является незаконным и необоснованным.
Отказ администрации Деревянского сельского поселения в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений выражен в письме, подписанном главой Администрации Деревянского сельского поселения хх.хх.хх г.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. С настоящими требованиями Цыганаш В.В. обратилась в Прионежский районный суд хх.хх.хх г., в связи с чем административным истцом соблюден срок на обращение в суд.
Согласно пп. «а» п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности,соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия).
Часть 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) закрепляет, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Из вышеизложенных правовых норм следует, что по общему правилу вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, не относятся к вопросам местного значения сельского поселения. Указанные вопросы могут закрепляться за сельскими поселениями Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
При этом ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ была дополнена частями 3 и 4 с вышеизложенными содержаниями на основании Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ" О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ вступил в силу 05.07.2014 г.
До 05.07.2014 г. вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения относились к вопросам местного значения поселения, при этом законодателем не разделялись отдельно полномочия городских поселений и полномочия сельских поселений.
С 05.07.2014 г. законодателем разделены полномочия городских и сельских поселений, в частности, вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, отнесены к вопросам местного значения городского поселения. Указанные вопросы в исключительных случаях могут относиться к вопросам местного значения сельских поселений, если это предусмотрено Законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений. При отсутствии такого Закона субъекта Российской Федерации вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 22 декабря 2014 года N 1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» ( далее - Закон Республики Карелия от 22 декабря 2014 года N 1852-ЗРК) на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 8, 33.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из указанных положений, в Республике Карелия за сельскими поселениями не закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п. 19 ч. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в части охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов.
Пунктом 56 ст. 3 Закона Республики Карелия от 01 ноября 2004 N813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» установлено, что муниципальное образования - Деревянское сельское поселение наделено статусом сельского поселения.
Согласно ст. 2 Устава Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелии, принятого V сессией I созыва Совета Прионежского муниципального района от 22 декабря 2005 года, в состав Прионежского муниципального района входит Деревянское сельское поселение.
Статья 4 Устава муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелии в нарушении действующего федерального законодательства и законодательства Республики Карелия не закрепляет, что к вопросам местного значения Прионежского муниципального района относятся вопросы охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов муниципального района.
Вместе с тем п. 20 ст. 8 Устава муниципального образования «Деревянское сельское поселение», утвержденного 25 декабря 2013 года решением №6 5 сессии 3 созыва Совета поселения, при отсутствии соответствующего Закона Республики Карелии, закрепляет, что к вопросам местного значения Деревянского сельского поселения относятся вопросыиспользования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов Деревянского сельского поселения.
Согласно пп. 3 п. 19 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
Согласно ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ городские леса относятся к категории защитных лесов.
Из материалов дела усматривается, что хх.хх.хх г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелии (правообладатель) и Цыганаш В.В. (пользователь) заключено соглашение № «Об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной собственности». Согласно п. 1.1 указанного соглашения правообладатель предоставляет право ограниченного пользования земельным участком с кадастровым номером №. Площадь части земельного участка, предоставляемой в пользование, составляет ... кв. м. Учетный номер части земельного участка применительно к которой устанавливается сервитут № Целью установления сервитута является осуществление пользователем проезда к земельным участкам с кадастровыми номера №, №, №, которые принадлежат Цыганаш В.В. на праве собственности.
хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. административный истец обратилась в адрес административного ответчиками заявлениями о выдаче разрешения на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев на земельном участке с кадастровым номером № для организации проезда к своим земельным участкам.
Письмом Главы Деревянского сельского поселения от хх.хх.хх г. административному истцу отказано в выдаче разрешения на вырубку деревьев на земельном участке с кадастровым номером №, поскольку указанный земельный участок находится в территориальной зоне Р(4) «Особо защитные леса и особо защитные участки леса». Ссылаясь на положения ст. 102 Лесного кодекса РФ административный ответчик указал, что в защитных лесах и на особо защитных участках лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Организация автомобильного проезда данным целям не соответствует.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель населенных пунктов, расположен в территориальной зоне Р(4) особо защитные леса и особо защитные участки леса.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером №, в том числе и на его части с учетным номером №, на котором административным истцом испрашивалось разрешение на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев, расположен городской лес.
В силу вышеизложенных правовых норм администрация Деревянского сельского поселения не обладает полномочиями по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений, а, следовательно, не обладает полномочиями по разрешению вопросов о выдаче разрешения на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев в городских лесах.
В таком случае постановление администрации Деревянского сельского поселения от хх.хх.хх г. № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (вырубку) зеленых насаждений» не применяется к правоотношениям по выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений, находящихся в городском лесу.
Выдача разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений, расположенных в городских лесах относится к вопросам местного значения муниципального района, поскольку вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, являются вопросами местного значения муниципальных районов.
При этом в силу ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Согласно ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Указанный лесохозяйственный регламент администрацией Прионежского муниципального района к настоящему времени не разработан.
Таким образом, в силу вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу, что отказ администрации Деревянского сельского поселения в предоставлении Цыганаш В.В. разрешения на право рубки древесно-кустарниковой растительности является незаконным, поскольку в данном случае административный ответчик не уполномочен в силу норм действующего законодательства осуществлять полномочия по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений, а, следовательно, не может выдавать разрешения или отказывать в выдаче разрешений на вырубку зеленых насаждений, находящихся в городском лесу.
В силу отсутствия указанных полномочий правовые основания для обязании администрации Деревянского сельского поселения выдать разрешение на право рубки древесно-кустарниковой растительности и деревьев на участке № отсутствуют.
На основании пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1, согласно которому положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ), не подлежат применению при разрешении требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 указанного кодекса), а также положений ст. 111 КАС РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 300 руб.
Руководствуются ст.ст.175-182, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.10.2018 ░░░░.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...