Дело № 2-87/2012г. <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2012 года город Петрозаводск
Петрозаводский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Долженкова А.В., при секретаре Айгельдиной Е.В., с участием заявителя Ловякина Ю.А., представителя командиров войсковых частей <данные изъяты> и <данные изъяты> Конобеевой В.А., помощника военного прокурора Петрозаводского гарнизона Обруча В.П., в открытом судебном заседании, в помещении суда рассмотрел гражданское дело по заявлению <данные изъяты> Ловякина Ю.А. об оспаривании приказа командира войсковой части <данные изъяты> № 85 от 31 октября 2011 года в части увольнении с военной службы, а так же действий командира войсковой части <данные изъяты>, связанных с представлением заявителя к увольнению, -
У С Т А Н О В И Л:
Ловякин Ю.А. в своем заявлении и объяснениях в суде, просит признать незаконным приказ командира войсковой части <данные изъяты> № 85 от 31 октября 2011 года в части его увольнения с военной службы в связи с тем, что с ним на момент его увольнения не был заключен договор социального найма на распределенную квартиру, а так же потому, что он своего согласия на увольнение без договора социального найма не давал, а так же в связи с тем, что указанное должностное лицо с 5 октября 2011 года не имело полномочий по изданию данного приказа. Кроме того, заявитель просит признать незаконными действия командира войсковой части <данные изъяты>, связанные с его представлением к увольнению, поскольку при отсутствии у него договора социального найма оснований к представлению у командира части не имелось.
Представитель командиров войсковых частей <данные изъяты> и <данные изъяты> - Конобеева В.А. требования заявителя не признала и просила отказать ему в удовлетворении заявленных требований, поскольку никаких препятствий для проживания в распределенной квартире у заявителя не имеется, командование каких-либо прав заявителя при увольнении с военной службы не нарушило. Кроме того, командир войсковой части <данные изъяты> представив заявителя к увольнению, каких-либо его прав не нарушил, поскольку заявитель обеспечен жилым помещением и подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья.
Помощник военного прокурора Петрозаводского гарнизона Обруч В.П. в своем заключении просил отказать заявителю в удовлетворении требований, поскольку на момент увольнения с военной службы жилым помещением он был обеспечен и нуждающимся в жилье не являлся, признан <данные изъяты>, а поэтому подлежал увольнению с военной службы. Кроме того, заявитель приказом министра обороны РФ исключен из списков части на основании обжалуемого приказа, что свидетельствует о его законности.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение помощника военного прокурора, исследовав материалы, имеющиеся в деле, военный суд приходит к выводу, что заявление Ловякина Ю.А. удовлетворению не подлежит.
К такому выводу суд приходит по следующим основаниям:
Ловякин Ю.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>, находясь в распоряжении командира войсковой части, что подтверждается копией удостоверения личности заявителя, справкой войсковой части <данные изъяты> № 1036 от 14.06.2012г.
Из листа беседы от 30 сентября 2011 года, проведенной с заявителем, усматривается, что Ловякину Ю.А. распределена <данные изъяты> квартира по адресу <адрес> <адрес>. При этом в указанном листе беседы заявитель указал, что не согласен с увольнением до заключения с ним договора социального найма на распределенную квартиру.
Как пояснила судебном заседании представитель ответчика, заявителю на состав семьи четыре человека в марте 2009 года решением жилищной комиссии была распределена указанная квартира, при этом с указанным решением он был согласен, его не оспаривал.
Из представления об увольнении от 30 сентября 2011 года видно, что <данные изъяты> Ловякин Ю.А. представлен к увольнению с военной службы в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе.
При этом, в судебном заседании каких-либо нарушений процедуры увольнения заявителя с военной службы не установлено.
Согласно приказу командира войсковой части <данные изъяты> № 85 от 31 октября 2011 года, заявитель уволен с военной службы <данные изъяты>, при этом как пояснил заявитель, он с данным приказом ознакомлен 9 апреля 2012 года, о чем свидетельствует его роспись на обороте приказа.
Согласно акту от 10 июня 2009 года и разрешению от 30 октября 2009 года, закончено строительство и разрешен ввод в эксплуатацию многоквартирного секционного дома, расположенного в <адрес>.
Как видно из справки начальника ФГУ «Петрозаводская КЭЧ района» от 09 ноября 2011 года № 1374, заселение дома по <адрес>, где распределена квартира заявителю, произведено по договорам краткосрочного найма жилых помещений с оплатой проживания и коммунальных услуг. Дом соответствует санитарно-техническим нормам и требованиям, введен в эксплуатацию. Заключение договоров краткосрочного найма является временной мерой, связанной с техническим вопросом оформления документов для передачи дома на баланс администрации г. Петрозаводска, что не препятствует проживанию в нем.
Согласно договору краткосрочного найма жилого помещения от 23 декабря 2010 года № 67, Ловякиным Ю.А. на состав семьи из четырех человек принята в пользование <данные изъяты> комнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м.
Как пояснил в суде заявитель, препятствий для его вселения в указанную квартиру не имеется, кроме отсутствия договора социального найма на нее. Кроме того, он проживает в данной квартире и оплачивает коммунальные услуги за данную квартиру по предоставляемым квитанциям.
Как усматривается из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 23 декабря 2010 года заявитель в указанных списках не состоял.
В силу требований п. 5 ст. 3 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Таким образом, военный суд считает установленным, что поскольку <данные изъяты> Ловякин Ю.А. на момент увольнения с военной службы обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, каких-либо препятствий для вселения в указанную квартиру и проживания в ней у него не имеется, на момент увольнения нуждающимся в улучшении жилищных условий признан не был, а поэтому оснований для отмены приказа командира войсковой части <данные изъяты> № 85 от 31.10.2011г., в части увольнения заявителя с военной службы, не имеется.
Обстоятельство же, что дом не передан на баланс администрации города, и с заявителем заключен только краткосрочный договор найма жилого помещения, военный суд признает временной мерой, связанной с техническим вопросом оформления документов, что в свою очередь не может свидетельствовать о необеспеченности заявителя жилым помещением на момент увольнения с военной службы. Тем более, что фактически жилое помещение находится в пользовании заявителя. Кроме того, краткосрочный договор найма жилого помещения предусмотрен Приложением 3 к указаниям начальника Службы расквартирования и обустройства от 25 апреля 2007 года № 155\4\707. При этом каких-либо препятствий для последующего заключения с заявителем договора социального найма не имеется, а данный вопрос в компетенцию командования не входит, которое полностью выполнило свое обязательство по обеспечению заявителя жильем.
Что же касается обстоятельства, что с 5 октября 2011 года командир войсковой части <данные изъяты> не имел полномочий по увольнению заявителя с военной службы ввиду издания Министром обороны РФ приказа № 1818 от 5.10.2011г., то военный суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998г. увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, увольнение с военной службы производится, в частности не являющихся высшими офицерами и полковниками (капитанами 1 ранга) - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Из п.п. 1-3 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы видно, что назначение офицеров на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, осуществляется указами Президента Российской Федерации.
Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга.
Полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на не предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи воинские должности устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Согласно приказу Министра обороны РФ № 1818 от 5.10.2011г., проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации.
При этом, указанным приказом отменен приказ Министра обороны РФ № 410 от 11.12.2004г. «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий".
Как видно из телеграммы командующего войсками <данные изъяты> военного округа № 31/10/104 от 23.01.2012г., с 16 января 2012 года установлен иной порядок издания приказов по личному составу, а именно приказы, в частности, по увольнению военнослужащих с военной службы издаются только министром обороны.
Указанные обстоятельства подтвердила и представитель командира войсковой части <данные изъяты> Конобеева В.А., указав, что командир части до 16.01.2012г. действовал в рамках приказа № 410, поскольку иных приказов и указаний в часть не поступало. Более того, как пояснила Конобеева В.А., приказ министра обороны № 1818 официально опубликован не был и в министерстве юстиции не зарегистрирован.
Согласно выписке из приказа министра обороны РФ № 1369 от 09.06.2012г., <данные изъяты> Ловякин Ю.А. исключен из списков личного состава войсковой части <данные изъяты> с 30 июня 2012 года.
Как видно из названного выше приказа, основанием для его издания послужил приказ командира войсковой части <данные изъяты> от 31.10.2011г. № 85 об увольнении заявителя с военной службы, который министром обороны, не смотря на имеющиеся у него полномочия, не отменен.
При этом, в соответствии с п. п. 8 п. 10 Раздела 3 Положения о министерстве обороны РФ (утверждено указом президента РФ № 1082 от 16.08.2004г.) министр обороны наделен полномочиями по отмене правовых актов органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил, противоречащих федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Минобороны России.
Таким образом, военный суд приходит к выводу, что поскольку министр обороны РФ издал приказ № 1369 от 09.06.2012г. об исключении заявителя из списков части на основании обжалуемого приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 30.10.2011г. № 85, не признав его незаконным в рамках предоставленных ему полномочий, следовательно каких-либо оснований для его отмены не имеется.
Более того, издание министром обороны РФ приказа об исключении из списков части заявителя подтверждает факт отсутствия в войсковой части <данные изъяты> на 30.10.2011г. приказа № 1818 и как следствие обоснованное руководство командиром части приказом № 410 министра обороны РФ от 11.12.2004г.
Что же касается действий командира войсковой части <данные изъяты>, связанных с представлением заявителя к увольнению, то поскольку приказ командира войсковой части <данные изъяты> об увольнении с военной службы заявителя, изданный на основании оспариваемого представления, признан судом законным и обоснованным, следовательно, оснований для признания незаконным и необоснованным представления командира войсковой части <данные изъяты> от 30.09.2012г., составленного в соответствии с приказом министра обороны № 350 от 30.09.2002г., не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 и 258 ГПК РФ, военный суд, -
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> № 85 ░░ 30.10.2011░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░