Дело № 2-10/2021 (2-376/2020)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г. Лахденпохья Республика Карелия 12 января 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Тинькофф Банк» о взыскании задолженности по кредитному договору с наследников ФИО1 за счет наследственного имущества после смерти ФИО1,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «Тинькофф Банк» обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ между АО «Тинькофф Банк» и ФИО5 заключен договор кредитной карты № с лимитом задолженности № рублей. ДД.ММ.ГГГГ ответчик умер, к имуществу ФИО1 открыто наследственное дело №. Перед АО «Тинькофф Банк» осталось неисполненное обязательство – задолженность ФИО1 по договору кредитной карты.
Ссылаясь на положения ст.ст. 418, 1112, ч. 2 ст. 1152, ст. 1153, ст. 1175 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», истец просит взыскать за счет входящего в состав наследства имущества с наследников ФИО1 в пользу истца просроченную задолженность по договору кредитной карты в размере №.
Представитель истца в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Третьи лица – нотариус Лахденпохского нотариального округа Республики Карелия ФИО6 и представитель ОАО «Тинькофф Страхование» в судебном заседании отсутствовали, о времени, дате и месте извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заедании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Тинькофф Банк» и ФИО5 заключен договор кредитной карты №, по которой образовалась задолженность в общем размере № рублей.
Должник ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3 ст. 1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу, в целях сохранения которого к участию в деле привлекается исполнитель завещания или нотариус. В последнем случае суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 данного Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 6 постановления от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике пол делам о наследовании», суд отказывает в принятии искового заявления, предъявленного к умершему гражданину, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, поскольку нести ответственность за нарушение прав и законных интересов гражданина может только лицо, обладающее гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью. В случае, если гражданское дело по такому исковому заявлению было возбуждено, производство по делу подлежит прекращению в силу абзаца седьмого статьи 220 ГПК РФ с указанием на право истца на обращение с иском к принявшим наследство наследникам, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу (пункт 3 статьи 1175 ГК РФ).
Из вышеизложенного следует, что закон прямо допускает возможность предъявления кредитором своих требований и после смерти заемщика. При этом круг лиц, к которым могут быть предъявлены такие требования, зависит от истечения / не истечения установленного законом шестимесячного срока для принятия наследства. Если данный срок не истек, требования предъявляются к наследственному имуществу, после истечения срока - к принявшим наследство наследникам.
Согласно исковому заявлению требования истца заявлены к наследникам умершего заемщика ФИО1
Из материалов наследственного дела № в отношении умершего ФИО1, следует, что единственным наследником, принявшим наследство умершего, является его родной брат – ФИО2, который приобрел ответственность по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества.
Вместе с тем, в процессе судебного разбирательства установлено, что наследник ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 1 года назад, что подтверждается копией свидетельства о смерти.
Исковое заявление, согласно почтовому штампу, было направлено АО «Тинькофф Банк» в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 44 ГПК РФ процессуальное правопреемство допускается в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении.
В силу ст. 17 ГК РФ гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью.
Из вышеуказанных положений закона следует, что процессуальное правопреемство возможно в том случае, когда выбытие одной из сторон правоотношения произошло после предъявления искового заявления в суд, либо после вынесения судом решения по делу.
В данном случае требования истца заявлены к наследнику умершего заемщика ФИО1, который не может быть стороной по делу в связи с его смертью и прекращением в связи с этим его гражданской и гражданской процессуальной правоспособности. Процессуальное правопреемство в такой ситуации невозможно.
При этом истец не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим требованием к принявшим наследство ФИО2 наследникам.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Производство по делу по исковому заявлению акционерного общества «Тинькофф Банк» о взыскании задолженности по кредитному договору с наследников ФИО1 за счет наследственного имущества после смерти ФИО1 прекратить в связи со смертью ФИО2.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия в течение 15 дней через Лахденпохский районный суд Республики Карелия.
Судья Е.А. Сущевская