Дело № 2а-1190/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июля 2019 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретаре Антоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Прохорову В.Н. о прекращении права на управление транспортными средствами,
установил:
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Прохорову В.Н. о прекращении права на управление транспортными средствами.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой Железнодорожного района проведена проверка исполнения требований законодательства лицами, состоящими на учете в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» с диагнозами «<данные изъяты>», в ходе которой было установлено, что Прохоров В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на диспансерном учете в указанном медицинском учреждении с диагнозом: «<данные изъяты>». При этом ДД.ММ.ГГГГ Прохорову В.Н. было выдано водительское удостоверение категории «№.
Руководствуясь п.1 ст.1065 ГК РФ, положениями ч. 1 статьи 24, статьями 25, 26 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, ч.1 ст.28 данного Закона, ст.45 Закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 года № 3-ФЗ, Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.04.1993г. №377 «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», п. 48 Приложения № 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», указывает, что наличие у административного ответчика водительского удостоверения и права управления транспортными средствами создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу. В связи с чем прокурор обратился в суд с данным административным иском и просит суд: прекратить у административного ответчика право на управление транспортными средствами.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
В силу ст. ст. 150, 152 КАС РФ, учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены и не представили ходатайств об отложении, суд считает возможным рассматривать дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч.4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает возможность ограничения федеральным законом прав и свободы человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьями 25, 26 Закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением. Право управления транспортными средствами может быть предоставлено гражданам, достигшим установленного возраста и не имеющим ограничений к водительской деятельности. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Согласно ч.1 ст.28 данного Закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения, определяются Правительством РФ.
Согласно п.1 ст.45 Закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 года № 3-ФЗ, в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.04.1993г. №377 «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», лица, страдающие заболеванием «наркомания», «алкоголизм» не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, а именно – управлять транспортными средствами.
В силу п. 48 Приложения № 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний: алкоголизм, токсикомания, наркомания
Согласно Перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 лицам, страдающим психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по F10 - F16, 18, 19), противопоказано управлять транспортными средствами – до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В силу п.5 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 12 Приложения №2 к Приказу Минздрава России от 30.12.2015 №1034н Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ установлено, что решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости»; не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями»; если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
По сведениям УГИБДД УМВД России по <адрес>, карточки водителя ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано водительское удостоверение категории «№.
По сведениям ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» Прохоров В.Н. состоит на диспансерном учете с ДД.ММ.ГГГГ, диагноз «<данные изъяты>.».
ДД.ММ.ГГГГ снят с диспансерного наблюдения в связи с отсутствием сведений. Не может быть допущен к управлению транспортными средствами.
Таким образом, подтвержденной длительной ремиссии Прохоров В.Н. не имеет.
В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований. При этом суд исходит из того, что значение имеет не установление судом фактов употребления либо неупотребления наркотических средств административным ответчиком на момент рассмотрения дела, а наличие стойкой ремиссии, которая должна быть объективно подтверждена результатами диспансерного наблюдения в течение 3 лет за состоянием здоровья, при наличии указанного диагноза.
Наличие водительского удостоверения и права управления транспортными средствами у административного ответчика создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
Согласно п.п.1,2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998г. №711, государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В силу п.п. «х» п. 11 названного Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по созданию, обеспечению функционирования и ведению в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с чем данное решение суда является основанием для внесения в базу данных УГИБДД УМВД России по Ульяновской области сведений о прекращении у Прохорова В.Н. права на управление транспортными средствами.
В силу статьи 104 КАС РФ, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
Прекратить у Прохорова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, право на управление транспортными средствами, возникшее на основании водительского удостоверения категории «№, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Решение является основанием для внесения в базу данных УГИБДД УМВД России по Ульяновской области сведений о прекращении у Прохорова В.Н. права на управление транспортными средствами.
Взыскать с Прохорова В.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Сычёва