Дело № 2а-24/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 января 2017 года г. Кемь, Республика Карелия
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Герасимовича И.Г. к Отделу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия, Центру лицензионно-разрешительной работы отдела Росгвардии по Республике Карелия и Министерству внутренних дел по Республике Карелия о признании принятого решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Герасимович И.Г. обратился в суд с иском к Отделу Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РК и Центру ЛРР отдела Росгвардии по РК по тем основаниям, что 30.09.2016 г. Министерством внутренних дел по Республики Карелия, центром лицензионно - разрешительной работы было принято решение на его заявление об отказе в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом. В связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 9, 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150 ФЗ «Об оружии», а именно непредставление им медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. С данным решением, не согласен, поскольку оно противоречит Федеральному закону "Об оружии" от 13.12.1996 № 150-ФЗ и Приказу МВД России от 26.04.2012 № 366 (ред. от 30.12.2014). "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему".
В настоящее время, он является владельцем одной единицы гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия и двух единиц огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом. Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием предоставлялось им в ноябре 2014 года. Полагает, что в соответствии с частями 15, 22 ст. 13 ФЗ «Об оружии» и пунктом 9.3. Приказа МВД России от 26.04.2012 № 366 (ред. от 30.12.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему", при обращении за выдачей лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, он не должен предоставлять медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Просил признать незаконным решение Центра ЛРР отдела Росгвардии по РК об отказе в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом.
Определением суда от 22 декабря 20016 года для участия в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство внутренних дел по РК.
В судебном заседании административный истец Герасимович И.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что сначала он обращался в МВД по вопросу выдачи лицензии на приобретение оружия, затем в Отдел Росгвардии. Медицинское заключение об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов не предоставлял. У него в апреле 2017 г. будет перерегистрация на одну единицу оружия, на которое выдано разрешение сроком на 5 лет, тогда он и предоставит указанное заключение. От него не вправе требовать это заключение при получении лицензии на приобретение оружия, так как он предоставлял медицинское заключение в 2014 году, а на тот момент не требовалось предоставлять химико-токсикологическое заключение. В соответствии с пунктом 9.3 Административного регламента МВД РФ ему необходимо предоставить только паспорт и заявление, медицинское заключение не требуется. Пункт 9.1.2 регламента – это общий случай, который для него не подходит. Медицинское заключение необходимо предоставлять только при первичном обращении.
Представитель административного ответчика – МВД по Республике Карелия по доверенности Барсук К.В. в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что в отношении владельцев огнестрельного оружия с нарезным стволом законодателем установлены повышенные требования. Сославшись на пункты 9.3, 9.3.2., 9.1.2 административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину РФ лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, утвержденного приказом МВД РФ от 26.04.2012 № 366, а также часть 20 статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» пояснил, что из представленных истцом документов видно, что при приобретении в 2014 году охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом административный истец представлял медицинское заключение, таким образом, требования закона и административного регламента истцом не оспаривались. В 2016 году медицинское заключение истцом представлено не было, документ 2014 г. утратил свое действие (часть 21 ст. 13 ФЗ «Об оружии», в связи с чем истцу было правомерно отказано в выдаче лицензии.
Представитель административного ответчика - Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. В ранее представленном суду отзыве представитель ответчика по доверенности Шахник С.Г. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что норма, предусматривающая необходимость предоставления владельцами гражданского оружия медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов введена в Федеральный закон "Об оружии" от 13.12.1996 № 150-ФЗ в июле 2015 года, и в 2014 году Герасимович И.Г. его не предоставлял, поэтому, хотя он и является лицом, ранее приобретавшим оружие, но названное медицинское заключение ни разу не предоставлял. Отсутствие названного медицинского заключения является прямым основанием для отказа в выдаче лицензии, поэтому решение об отказе в выдаче лицензии является законным.
Представитель административного ответчика - Центра лицензионно-разрешительной работы отдела Росгвардии по Республике Карелия, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков.
Суд, заслушав административного истца Герасимовича И.Г., изучив материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что административный истец Герасимович И.Г. в соответствии с представленными суду разрешениями (л.д. 7-9) является владельцем одной единицы гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия и двух единиц огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом. Медицинское заключение № 73 (л.д. 10) об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием было выдано административному истцу НУЗ «Узловая больница на ст. Кемь» ОАО «РЖД» 27.08.2014 года.
11 декабря 2015 года Герасимович И.Г. обратился в ОМВД России по Кемскому району с заявлением о выдаче лицензии на право приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом. После проведения проверочных мероприятий заявление и приложенные материалы были направлены в Центр лицензионно-разрешительной работы МВД по Республике Карелия, куда поступили 18.12.2015 г., 11 января 2016 года сотрудником ЦЛРР МВД по РК вынесен отказ в выдаче лицензии на основании ст. 9 и 13 ФЗ № 150 «Об оружии» в связи с непредставлением медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. После очередного, одного из многочисленных обращений и жалоб административного истца, 30 сентября 2016 года (л.д. 6) ему вновь было отказано в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом по тем же основаниям Врио начальника ЦЛРР МВД по РК Кормилицыным К.П. Изложенное подтверждается: заключениями проверок от 08.08.2016 г., от 29.02.2016 г., от 02.02.2016 г., а также ответами на обращения административного истца (л.д. 11, 23-34).
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемого действия (бездействия) возлагается на соответствующие орган и должностное лицо.
Административный истец Герасимович И.Г. полагает, что нарушены его права отказом в выдаче ему лицензии на приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом, поскольку от него в нарушение пункта 9.3 Административного регламента требуют предоставления медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Пунктом 9.3. Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину РФ лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, утвержденного приказом МВД РФ от 26.04.2012 № 366, предусмотрено, что заявитель, имеющий разрешение на хранение, хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом или хранение для получения лицензии представляет согласно пункта 9.3.2. при приобретении охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом - паспорт и заявление, а так же к заявлению прилагаются копии документов, указанных в абзаце четвертом подпункта 9.1.2 административного регламента.
В соответствии с положениями пункта 9.1.2. Административного регламента гражданин: для получения лицензии в целях приобретения охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, к заявлению должен приложить и медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Пунктом 10 Административного регламента установлено, что: в случае, если документы или их копии, указанные в пункте 9 Административного регламента, ранее представлялись заявителем в подразделение лицензионно-разрешительной работы, документы действительны и отраженные в них сведения не претерпели изменений, повторное представление таких документов или их копий не требуется.
В соответствии с частью 15 статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» для получения лицензии на приобретение оружия гражданин РФ, среди прочего, обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, представляются гражданами Российской Федерации, впервые приобретающими гражданское огнестрельное оружие.
Обязанность прохождения химико-токсикологических исследований и предоставления медицинского заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 части 20 ст. 13 ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, не представившим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Срок действия медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием для получения лицензии на приобретение оружия составляет один год со дня его выдачи (часть 21 ст. 13 ФЗ «Об оружии»).
Судом установлено, что медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием выдано административному истцу 27.08.2014 года, то есть годичный срок его действия на момент обращения Герасимовича И.Г. с заявлением о выдаче лицензии истек. Кроме того, административный истец ранее при получении лицензий на приобретение огнестрельного оружия не проходил химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и не представлял соответствующее заключение, так как эта обязанность была установлена в июле 2015 года. Владение оружием лицами, потребляющими наркотические вещества или психотропные вещества без назначения врача либо потребляющими новые потенциально опасные психоактивные вещества представляет особую опасность для окружающих. В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, поэтому при получении новой лицензии административный истец обязан был предоставить медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
На основании изложенного, учитывая приведенные нормы права, учитывая, что при обращении с заявлением для получения лицензии срок действия медицинского заключения об отсутствии у административного истца медицинских противопоказаний к владению оружием истек, и административный истец не предоставил медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, должностные лица МВД России по РК и Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РК отказали истцу в выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом правомерно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, поэтому суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, судом установлено, что Центр лицензионно-разрешительной работы Отдела Росгвардии по РК структурно входит в Отдел Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РК и не имеет статуса юридического лица, следовательно, является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Герасимовича И.Г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 20 января 2017 года.