Дело № 2-4056/2019
66RS0003-01-2019-001749-75
Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2019 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 30 июля 2019 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Лаптеве Е.А., с участием истца Волковой Т.С., ответчика Федосеева П.Б., представителей третьих лиц Голованова Е.Е. и Ленской М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волковой Татьяны Сергеевны к индивидуальному предпринимателю Федосееву Павлу Борисовичу о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Волкова Т.С. обратилась в суд с иском к ООО «Частное агентство занятости «Евраз» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, в обоснование которого указала, что в период с *** года работала в должности парикмахера-универсала в салоне красоты «Олимп» по адресу *** Собеседование о приеме на работу и оформление трудового договора, заключенного в первый рабочий день ***, осуществляла К которая представилась истцу управляющей салоном. В трудовом договоре работодателем указано ООО «Частное агентство занятости «Евраз». Экземпляр трудового договора истцу не выдавался. График работы составлен К но в течение февраля она неоднократно просила истца выйти в выходные дни, в итоге истец работала 6,10,11,13,15,16,19,21,25,26,28 февраля. Все дни кроме *** истец работала с 10 до 21 часов, *** с 17 до 21 часов. Минимальная оплата труда за день составляла 450 рублей. 28 февраля 2019 года К попросила истца выйти в выходной для истца день ***, истец отказалась, после чего К. сообщила, что салон больше не нуждается в услугах истца. Заработная плата не выплачена. Просит взыскать заработную плату за отработанные смены – за 10,5 смен х 450 рублей = 4725 рублей, а также компенсацию морального вреда 50000 рублей.
Определением от 14 мая 2019 года произведена замена ответчика ООО «Частное агентство занятости «Евраз» на надлежащего ИП Федосеева П.Б.
Истец Волкова Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, к работе допускала ее К полагает, что от имени ИП Федосеева П.Б. Чек за оказание услуг выдан ИП Федосеевым П.Б., реклама размещена также от его имени.
Ответчик ИП Федосеев П.Б. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что помещение на *** передал по договору аренды с ООО «Связь Плюс» от ***. Деятельность по оказанию услуг не ведет. Истца на работу не принимал. Крапивину Л.Н. не знает. Чек не относится к заявленному истцом периоду. Указание на чеке на него означает, что в помещении салона красоты имеется эквайринг ИП Федосеева П.Б. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица ООО «Частное агентство занятости «Евраз» Голованов Е.Е., действующий на основании доверенности, указал, что трудовой договор с истцом ООО «Частное агентство занятости «Евраз» не подписывало. В трудовых отношениях с истцом не состояло. Также не занималось кадрами для ИП Федосеева. Был заключен договор с ООО «Связь Плюс» на подбор кадров, но ни одного трудового договора заключено не было. Истец к ним не обращался.
Представитель третьего лица ООО «Связь Плюс» директор Ленская М.С. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что ООО «Связь Плюс» осуществляло деятельность в салоне красоты «Олимп», помещение арендовано у ИП Федосеева П.Б. Приемом на работу занималась лично Ленская М.С., собеседование с мастерами также проводилось ей. Истца не знает. На работу ее не принимала.
Заслушав истца, ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, каждое доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Исходя из руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 (п. 12), если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.
Из смысла приведенных норм права следует, что трудовое отношение всегда двустороннее, носит волевой характер, основано на добровольном согласии сторон. Трудовое отношение возникает между работником и работодателем. Трудовое отношение обладает рядом характерных признаков, которые позволяют отличить их от гражданско-правовых отношений. Одним из основных признаков трудового отношения, является личное выполнение за плату конкретной трудовой функции. Под трудовой функцией законодатель подразумевает работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы. Важным признаком является и то, что работник лично выполняет возложенную на него трудовую функцию, чего может не быть в гражданско-правовом отношении. Вступив в трудовое соглашение, работник выполняет свою трудовую функцию, подчиняясь внутреннему трудовому распорядку данной организации с выполнением установленной меры труда. В случае нарушения этой обязанности работник может понести дисциплинарную ответственность, чего нет в отношениях гражданско-правового характера. Трудовое отношение всегда носит возмездный характер. Выполняя работу, работник имеет право на выплату заработной платы. Оплата производится за непосредственный труд, затраченный работником. Заработная плата выплачивается по трудовому отношению ежемесячно, не ниже установленного государством минимального размера, а по гражданско-правовому договору - за конечный результат труда. Работодатель должен обеспечить работнику условия труда, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, индивидуальным трудовым договором.
Кроме того, согласно руководящим разъяснениям п. 17, 18, 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», к характерным признакам трудовых отношений в соответствии со статьями 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (Рекомендация № 198 о трудовом правоотношении, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда 15 июня 2006 года).
При разрешении вопроса, имелись ли между сторонами трудовые отношения, суд в силу статей 55, 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.
К таким доказательствам, в частности, могут быть отнесены письменные доказательства (например, оформленный пропуск на территорию работодателя; журнал регистрации прихода-ухода работников на работу; документы кадровой деятельности работодателя: графики работы (сменности), графики отпусков, документы о направлении работника в командировку, о возложении на работника обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, договор о полной материальной ответственности работника; расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника; документы хозяйственной деятельности работодателя: заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах, журнал посетителей, переписка сторон спора, в том числе по электронной почте; документы по охране труда, как то: журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда), свидетельские показания, аудио- и видеозаписи и другие.
При разрешении споров работников, с которыми не оформлен трудовой договор в письменной форме, судам исходя из положений статей 2, 67 Трудового кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что, если такой работник приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель - физическое лицо (являющийся индивидуальным предпринимателем и не являющийся индивидуальным предпринимателем) и работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям.
Истцом заявлено, что фактически она осуществляла трудовую деятельность в должности парикмахера-универсала с *** в салоне красоты «Олимп» по адресу ***. Собеседование о приеме на работу и оформление трудового договора, заключенного в первый рабочий день *** осуществляла Крапивина Л.Н., которая представилась истцу управляющей салоном. В трудовом договоре работодателем указано ООО «Частное агентство занятости «Евраз». Экземпляр трудового договора истцу не выдавался. График работы составлен К., но в течение февраля она неоднократно просила истца выйти в выходные дни, в итоге истец работала 6,10,11,13,15,16,19,21,25,26,28 февраля. Все дни кроме *** истец работала с 10 до 21 часов, *** с 17 до 21 часов. Минимальная оплата труда за день составляла 450 рублей.
В качестве доказательства возникновения трудовых отношений с ИП Федосеевым П.Б. истцом представлен чек № *** от ***, согласно которому оплачена услуга, получателем денежных средств является ИП Федосеев П.Б., ***.
Кроме того, согласно рекламе салона «Олимп», находящейся в свободном доступе в сети Интернет, указано, что услуги предоставляет ИП Федосеев П.Б. (ИНН 667000345010, ОГРНИП 318665800154348).
Допрошенный в качестве свидетеля Лодочников А.В. суду пояснил, что является постоянным клиентом истца, получает услугу там, где истец работает. 21 февраля 2019 года приехал в салон на ***, где работала истец, истец его подстригла, оплату произвел через сбербанк-онлайн на карту девушки, видимо администратора.
Однако согласно договору аренды № *** от ***, ИП Федосеев П.Б. предоставил по временное владение и пользование арендатору ООО «Связь Плюс» нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме по адресу *** помещение 8, площадью 60,6 кв.м для осуществления предпринимательской деятельности. Срок аренды 11 месяцев с ***.
Приложением 1 к договору аренды № *** от *** года является акт приема-передачи арендуемого имущества, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилое помещение с оборудованием общей площадью 60,6 кв.м. Оборудование передано по описи.
Дополнительным соглашением № 1 к договору аренды помещения и оборудования № *** от *** договор аренды № *** расторгнут с *** года.
Директором ООО «Связь Плюс» Ленской М.С. подтвержден факт оказания услуг с ноября 2018 года по *** в салоне красоты «Олимп».
Касаемо чека с указанием получателя денежных средств ИП Федосеев П.Б., то, во-первых, чек датирован *** и не свидетельствует об оказании услуг в салоне красоты «Олимп» ИП Федосеевым П.Б. в заявленный истцом период (февраль 2019 года). Из п. 3.2 договора аренды от *** года следует, что платежи в счет арендной платы арендатором осуществляются с учетом денежных средств, прошедших через эквайринг ИП Федосеева П.Б. (то есть терминал для приема к оплате платежных карт в качестве средств оплаты), что свидетельствует о том, что терминал ИП Федосеева П.Б. на май 2019 года мог находиться в салоне красоты «Олимп» в пользовании ООО «Связь Плюс».
Из выписки из Единого государственного реестр индивидуальных предпринимателей следует, что ИП Федосеев П.Б. не имеет такого вида деятельности как оказание парикмахерских услуг. Представленная истцом информация об ИП Федосееве П.Б. /л.д. 61/ не отвечает принципу достоверности доказательства, поскольку не содержит ссылки на соответствующий интернет-ресурс, с которого получена информация, не заверена.
Согласно справке ГУ – УПФР в Белоярском районе Свердловской области от ***, Федосеев П.Б. по состоянию на *** в Управление ПФР в Белоярском районе (межрайонное) сведения о застрахованных лицах по ф. СЗВ-М и ф. СЗВ-СТАЖ не представлял.
Представленная истцом реклама деятельности салона красоты также не отвечает принципу достоверности доказательства, поскольку не содержит ссылки на соответствующий интернет-ресурс, с которого получена информация, не заверена. Распечатка с сайта зарплата.ру не позволяет идентифицировать работодателя.
Таким образом, никаких доказательств тому, что между Волковой Т.С. и ИП Федосеевым П.Б. в феврале 2019 года возникли фактические трудовые отношения, не представлено. Истец Волкова Т.С. не доказала, что ИП Федосеев П.Б. является работодателем, что истец приступила к работе и выполняла ее с ведома или по поручению работодателя ИП Федосеева П.Б. или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, с учетом того, что в феврале 2019 года в салоне красоты «Олимп» деятельность осуществлялась ООО «Связь Плюс». Показания свидетеля не подтверждают и не опровергают наличие трудовых отношений с ИП Федосеевым П.Б. Переписка с абонентом «Людмила Олимп» в мессенджере также не может являться относимым доказательством для правоотношений с ответчиком.
Истец указывала на наличие иных доказательств (видеозапись), подтверждающих ее работу в салоне красоты «Олимп», однако о их наличии заявлено после проведения нескольких предварительных и нескольких судебных заседаний. Материал проверки КУСП, об истребовании которого заявляла истец, не относится к событиям февраля 2019 года, более того, копии материала проверки могли быть представлены истцом (заявителем по материалу) непосредственно к исковому заявлению. Истец же уклонилась от доказывания своей позиции, несмотря на неоднократные указания суда о необходимости доказывания своей правовой позиции.
Таким образом, поскольку не доказано наличие трудовых отношений между Волковой Т.С. и ИП Федосеевым П.Б., оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда к ИП Федосееву П.Б. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░