РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1035/2020 по иску Исаева И.А. к МП г.о. Самара «Жилсервис» о защите прав потребителей,
Установил:
Исаев С.А. обратился в суд с иском с учетом уточнения к МП г.о. Самара «Жилсервис» об обязании МП г.о. Самара «Жилсервис» осуществить мытье окон, уборку паутины со стен, потолков и труб в подъезде дома расположенного по адресу: <адрес>, осуществить текущий неотложный ремонт водосточных труб дома по адресу: <адрес>, взыскании сумму компенсации причиненного морального вреда в размере 10000 рублей и штраф в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу истца, ссылаясь на то, что истец является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН. Предоставление коммунальных услуг собственникам квартир и помещений в вышеуказанном доме, техническое обслуживание дома и ремонт общего имущества дома осуществляет МП «Жилсервис». Истец, как собственник вышеуказанной квартиры, оплачивает текущие коммунальные платежи, взносы на техническое обслуживание и содержание дома, взносы на текущий ремонт, согласно размерам сумм указанным в квитанциях на оплату, направляемых ему от ответчика. В частности истец оплачивает ответчику денежные средства за услуги - «Содержание общего имущества» и «Текущий ремонт общего имущества». Как указано выше, содержание и текущий ремонт общего имущества дома входит в обязанность ответчика, который ежемесячно собирает плату, но не всегда оказывает данные услуги. Подъезд содержится в плохом состоянии, нуждается в косметическом ремонте. Истец неоднократно обращался к ответчику для устранения недостатков по содержанию и текущему ремонту, но никаких мер не принято. В течение длительного времени не было уборки подъезда, в том числе ежемесячной влажной уборки подъезда. Факт не проведения уборки подтверждается актами, составленными жильцами дома. На требование к ответчику произвести уборку подъезда и последующие претензии, истец ответа не получил. В связи с чем, истец был вынужден обратиться с настоящим иском в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ключников О.А. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Лебедь Е.О., действующая по доверенности, уточненные исковые требования не признала, предоставил отзыв на иск, в котором просил в исковых требованиях отказать.
Представитель третьего лица ГЖИ Самарской области, третье лицо Ясина С.Б. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (применительно к настоящему спору - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Судом установлено, что Исаев С.А. является собственником <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН Управления Росреестра по Самарской области.
МП г.о. Самара «Жилсервис» является обслуживающей организацией по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту (л.д. 124-130).
При этом, в муниципальный тариф за содержание жилья, который применяется ответчиком пори расчете размера платы за свои услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, заложено обязательное выполнение определённых работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту решения – Правила содержания общего имущества).
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) - подпункт «а».
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт «а»); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт «б»); г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт «г») (пункт 10 Правил содержания общего имущества).
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества определено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт «г»).
В соответствии с п. 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц (п. 3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В силу п. 23 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», к числу минимальных услуг и работ отнесены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон.
Таким образом, обязанность управляющей организации предоставлять услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора.
По утверждению истца, ответчик в нарушение норм жилищного законодательства, Правил содержания общего имущества, не производит ежемесячную влажную уборку, текущий ремонт, подъезд содержится в плохом состоянии, нуждается в косметическом ремонте.
Возражения представителя ответчика основаны на том, что истец не предоставил надлежащих доказательств факта оказания некачественных услуг, а именно оформленных в установленном порядке актов ненадлежащего качества. Кроме того, для принятия решения о проведении работ по текущему ремонту общего имущества собственников МКД необходим протокол общего собрания собственников.
Разрешая вопрос о распределении бремени доказывания факта некачественного оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, суд приходит к следующему.
По смыслу п. 10 ст. 156 ЖК РФ в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, производится изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В соответствии с названной нормой такое изменение платы определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с п. 15 данных Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ.
Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом порядок составления акта, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, предусматривает указание в акте нарушения параметров качества, время и дату начала непредставления услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества, а также то, что акт должен быть подписан потребителем и исполнителем услуг.
На отношения между управляющими организациями и гражданами – потребителями оказываемых им платных услуг распространяется Закон «О защите прав потребителей».
При этом указанный Закон, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих исполнителя от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства относит на исполнителя услуг (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 6 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей»).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность доказать факт оказания услуг по уборке общих помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> надлежащее качество этих услуг лежит на ответчике по делу – МП г.о. Самара «Жилсервис».
Кроме того, представленные обеими сторонами акты (л.д. 24, 174, 175, 176) однозначно свидетельствуют о том, что между потребителем и исполнителем существует спор относительно факта нарушения качества оказываемой услуги.
Из материалов дела также следует, что истец многократно обращался к Государственной жилищной инспекции Самарской области (л.д. 11, 14, 19, 60), администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара (л.д. 12), а также к МП г.о. Самара «Жилсервис» (л.д. 15,16,18,22) с заявлениями о проведении обследования дома, текущего ремонта, уборки, а также просил провести проверку и составить соответствующий акт.
Согласно ответам Государственной жилищной инспекции Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки №, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в отношении г.о. Самара «Жилсервис», выявлено: нарушение правил уборки лестничных клеток в подъезде <адрес>; отсутствие остекления (частично) на лестничной клетке третьего этажа; неисправность кровельного покрытия жилого <адрес>; неисправность пожарной лестницы со стороны двора (частичное отсутствие перекладин); ненадлежащее содержание общего имущества (нарушение окрасочного слоя, штукатурного слоя в подъезде <адрес>). В связи с этим жилищной инспекцией в отношении МП г.о. Самара «Жилсервис» выданы предписания на устранение и принятие мер по выявленным нарушениям, в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). По вопросу неудовлетворительного содержания общего имущества жилого <адрес>, г.о. Самара, в части отсутствия дезинфекции мест общего пользования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в доме по вышеуказанному адресу управляющей организаций МП г.о. Самара «Жилсервис» не проводятся мероприятия по дезинфекции мест общего пользования. В связи с этим инспекцией в отношении МП г.о. Самара «Жилсервис» будет составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.6.1 («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения») КоАП РФ, материалы дела будут направлены на рассмотрение в Самарский районный суд г. Самары (л.д. 17,21).
По вопросу неисправности кровельного покрытия сообщено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» жилищной инспекцией в 2020 году проверка не может быть проведена. Вместе с тем, инспекцией в связи с наличием признаков нарушений обязательных требований, МП г.о. Самара «Жилсервис» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в части ненадлежащего содержания общего имущества (кровельного покрытия) многоквартирного <адрес> (л.д. 20).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» органам исполнительной власти поручено в 2020 году приостановить назначение проверок. Вместе с тем, инспекцией в связи с наличием признаков нарушений обязательных требований, МП г.о. Самара «Жилсервис» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в части отсутствия уборки мест общего пользования в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу. По вопросу отсутствия дезинфекции сообщаем следующее.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в <адрес> управляющей организаций МП г.о. Самара «Жилсервис» не проводятся мероприятия по дезинфекции мест общего пользования. В связи с этим инспекцией в отношении МП г.о. Самара «Жилсервис» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.6.1 («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения») КоАП РФ, материалы дела направлены на рассмотрение в Самарский районный суд г. Самары. Многоквартирный <адрес> включен жилищной инспекцией в перечень домов, подлежащих мониторингу с целью установления фактического проведения дезинфекции мест общего пользования многоквартирных домов организациями, ответственными за содержание общего имущества многоквартирных домов (л.д. 23).
Согласно ответу Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, произведены работы по укреплению металлических листов кровли силами МП г.о. Самара «Жилсервис».
Из изложенного следует, что истец неоднократно предпринимал попытки инициировать проведение текущего ремонта жилого дома, а также мероприятия по дезинфекции мест общего пользования.
Сведений о том, что ответчиком по делу в свою очередь предпринимались действия, предписанные Правилами предоставления коммунальных услуг в случае возникновения спора с потребителем, в материалы дела не представлено.
Оценивая доводы ответчика и представленные им доказательства, суд приходит к следующему.
Из пояснений представителя ответчика, следует, что согласно договору на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту, уборка общего пользования осуществляется раз в год. Уборка по данному адресу была произведена дважды в 2020г. Для определения количества уборочных дней должно быть определено общим собранием при условии определения источника финансирования этих работ. Текущий ремонт осуществляется в соответствии с протоколом текущего ремонта, с делением таких работ. Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и исправностей общего имущества или его отдельных элементов. Так как денежные средства на текущий ремонт образуются в связи с оплатой за ЖКУ всеми жителями дома, решение об объеме текущего ремонта не может быть принято единолично одним из жителей.
Представителю ответчика судом неоднократно предлагалось представить в материалы дела копии документов, подтверждающих факт выполнения лицами, осуществляющими работы по уборке общих помещений соответствующих работ: договоры, акты приемки и бухгалтерские документы.
Ответчиком в материалы дела представлены копии актов выполненных работ за апрель, май, июль, август 2020 года, составленных МП г.о. Самара «Жилсервис», из которых следует, что ответчиком выполнены работы по обработке подъезда.
Между тем, актом выездной встречи Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состояние подъезда удовлетворительное. Мусор на всех этаж отсутствует. Требуется уборка подоконников, межрамного пространства. На стеклах рам паутина, требуется мытье. На потолке паутина. На трубах, расположенных на лестничных площадках – пыль. Санитарная обработка проведена ДД.ММ.ГГГГ на 1 этаже (тамбур) требуется замена стекла. На 4 этаже (выход на чердак) лестница завалена личными вещами <адрес>. Входная дверь в подъезд – паутина. Данные обстоятельства, подтверждаются фотоматериалами.
В соответствии с п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда №170 (далее Правила №170) организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Из п. 2.7.7 Правил №170 следует, что для оперативного устранения крупных повреждений, отказов, аварий конструкций и инженерного оборудования жилых зданий, сетей и объектов, обеспечения нормального функционирования и восстановления жилищного фонда создаются аварийно-ремонтные службы (АРС).
Аварийная служба осуществляет, в том числе устранение аварийных повреждений систем водопровода, отопления и канализации, находящихся в собственности или на обслуживании жилищных организаций, обслуживаемых аварийной службой (п. 2.7.8 Правил №170).
Согласно приложению №2 к Правилам обслуживающая организация должна обеспечивать исправное состояние системы организованного водоотвода, предельный срок выполнения ремонта по устранению неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей оборудования при повреждении системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов и пр., расстройство их креплений) составляет 5 суток.
При аварийном состоянии конструкций должны быть приняты меры по обеспечению безопасности людей.
Согласно заключению специалиста ООО «Юридическое бюро М. Плеханова» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления Исаева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование с выездом и осмотром состояния водосточных труб <адрес>. В ходе осмотра установлено, что участок водосточной трубы на уровне <адрес> разрушен и требует аварийного ремонта. Стена детской комнаты <адрес> во время дождя и в период таяния снега с крыши намокает снаружи, в результате чего ею теряется теплосопротивление. Происходит заплесневение части стены, располагающейся над проемом окна и рядом с ним. Вода во время дождя или в результате таянья снега в местах разрыва водосточной трубы затекает в швы кирпичной кладки, способствуя их активному разрушению, что в дальнейшем забирает у стены теплозащитные свойства и ведет к перемещению изолинии точки росы на плоскость стены внутри квартиры. В межсезонье влага не успевает испариться и замерзает, вызывая морозное пучение в строительных материалах, вследствие чего происходит отслоение штукатурного слоя, расслоение кирпичной кладки фасадных стен в местах обильного попадания на них сточных вод в местах разрыва труб. За счет разбрызгивания воды, стекающей с крыши, в местах разрыва водосточных труб наблюдается обильный рост водорослей, вследствие чего участки фасадной стены приобрели серо-зеленый цвет. На фасадной стене рядом со входом в дом водосточная труба не достает до уровня земли более, чем на 1 метр, в результате чего наблюдается особенно активное разрушение данного участка фасадной стены. Необходим аварийный ремонт 1) участка водосточной трубы на уровне <адрес> (3 этаж) путем скрепления оторвавшихся звеньев трубы; 2) монтаж дополнительных звеньев водосточных труб взамен оторвавшихся на уровне 1 метра от земли рядом с входом в подъезд дома.
Оснований подвергать сомнению данные, полученные компетентными органами Администрацией Самарского внутригородского района г.о. Самара, ГЖИ Самарской области по результатам обследования жилого дома, а также заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее подробное описание проведенного исследования, представленные фотоматериалы, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика осуществить мытье окон, уборку паутины со стен, потолков и труб в подъезде, осуществить текущий неотложный ремонт водосточных труб дома обоснованны и подлежат удовлетворению исходя из того, что ответчиком ненадлежащим образом осуществляются работы по содержанию жилого дома, выполнение которых в обязательном порядке предусмотрено вышеуказанными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, а также Правилами №170.
На основании ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» истец предъявляет ответчику требование о взыскании компенсации морального вреда.
При наличии вины причинителя вреда потребителю, сам потребитель освобожден от необходимости доказывания в суде факта своих физических или нравственных страданий.
В соответствии с п. 45 постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 года № 17 при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителей.
Таким образом, при вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены права потребителя (истца), в связи с чем суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом установленных обстоятельств дела, исходя из требований статьи 1101 ГК РФ, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение морального вреда 1 000 рублей.
В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд
взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Штраф взыскивается в пользу потребителя.
Размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при взыскании штрафа. Поскольку суд пришел к выводу о нарушении ответчиком прав истца, как потребителя и взыскал компенсацию морального вреда, то, следовательно, в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50% от присужденной суммы, то есть, в размере 500 рублей (1000 рублей х 50%).
На основании ст. 103 ГПК РФ с МП г.о. Самара «Жилсервис» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Исаева С.А. к МП г.о. Самара «Жилсервис» о защите прав потребителей, - удовлетворить частично.
Обязать МП г.о. Самара «Жилсервис» осуществить мытье окон, уборку паутины со стен, потолков и труб в подъезде дома расположенного по адресу: <адрес>, осуществить текущий неотложный ремонт водосточных труб дома по адресу: <адрес>.
Взыскать с МП г.о. Самара «Жилсервис» в мою пользу Исаева С.А., сумму компенсации причиненного морального вреда в размере 1000 рублей и штраф в размере 500 рублей, а всего 1 500 рублей.
Взыскать с МП г.о. Самара «Жилсервис» в доход местного бюджета госпошлину по 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.11.2020 года.
Судья О.П. Коваленко